Как в учете учреждения отразить разукомплектацию АРМ с предустановленным программным обеспечением?
С применением каких проводок в учете учреждения отразить разукомплектацию автоматизированного рабочего места с предустановленным программным обеспечением?
Автоматизированные рабочие места были получены безвозмездно в 2019 году.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если комиссия учреждения примет решение, что есть возможность использования предустановленного программного обеспечения на другом оборудовании, и при этом оно соответствует остальным критериям отнесения к нематериальным активам, то такое ПО при разукомплектации должно быть учтено отдельно на счете 111 60. В противном случае программное обеспечение при разукомплектации АРМ как отдельный объект учета не выделяется.
Обоснование вывода:
Разукомплектация основных средств, как правило, обусловлена решением комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о новых условиях использования объектов. В результате происходит реклассификация основных средств, но не первичное признание объекта бухгалтерского учета (письмо Минфина России от 29.12.2017 N 02-07-10/88347).
При реклассификации не изменяется стоимость ранее принятых к учету объектов основных средств как в бухгалтерском учете, так и для целей оценки и раскрытия информации в отчетности. Разукомплектация, как и реклассификация, не предполагает изменения валюты баланса. Стоимость каждой составной части разукомплектованного основного средства должна определяться путем ее выделения из общей первоначальной стоимости объекта.
Сумма стоимостей объектов нефинансовых активов, полученных в результате разукомплектации, должна равняться первоначальной стоимости основного средства, а сумма долей распределенной амортизации - амортизации, начисленной на основное средство. Если стоимость частей, получаемых в результате разукомплектации, неизвестна, учреждению необходимо самостоятельно разработать методику распределения общей стоимости единого объекта между его частями и закрепить в учетной политике.
Конкретного показателя, который можно применить для определения стоимости разукомплектованных частей компьютера, нет. Балансовую стоимость новых объектов можно определить на основании сведений о стоимости аналогичного имущества, действовавшей на момент принятия АРМ к учету. Для этого можно использовать информацию от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в т.ч. экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов, действовавшей на тот период времени.
Также учреждение может использовать сведения о стоимости подобных объектов на текущий момент и рассчитать стоимость частей объекта при разукомплектовании следующим образом:
- определить справедливую стоимость отдельных объектов в составе компьютера в сборе;
- суммировать полученные стоимости всех объектов;
- определить коэффициент отношение стоимости компьютера в сборе к сумме справедливых стоимостей;
- установить окончательную стоимость каждого объекта путем умножения его справедливой стоимости на рассчитанный коэффициент.
Таким образом, способ и порядок документального оформления определения стоимости объектов, полученных при разукомплектации, учреждение закрепляет в учетной политике.
Законодательством не установлен порядок распределения амортизации при разукомплектации объекта между его частями. Амортизация может быть поделена между частями объекта пропорционально их первоначальной стоимости.
Разукомплектование объекта основных средств, который является единицей инвентарного учета, отражается по его первоначальной (балансовой) стоимости по дебету счета 0 401 10 172 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000. Одновременно отражается амортизация по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 и кредиту счета 0 401 10 172 (п. 10 Инструкции N 162н).
Одновременно полученные в результате разукомплектования новые инвентарные объекты принимаются к учету по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 и кредиту счета 0 401 10 172. Также сумма начисленной амортизации отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 и дебету счета 0 401 10 172.
Доходы от выбытия основных средств (в т.ч. от реализации основных средств) отражаются по статье 410 "Уменьшение стоимости основных средств" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.2.1 порядка, утвержденного приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н).
Таким образом, при выбытии объектов основных средств в разрядах 15-17 номера счета 0 401 10 172 отражается код аналитической группы подвида доходов 410, т.е. применяется КПС вида КДБ.
Обособление (реклассификация, разукомплектация) объектов нефинансовых активов, которые являются инвентарным (групповым инвентарным) объектом, с одновременным принятием полученных в результате обособления (реклассификации, разукомплектации) новых объектов, отражается в бюджетном учете в корреспонденции с аналитическим счетом 1 14 00000 00 0000 000 1 401 10 172. Такое разъяснение дано в подп. "е" п. 4.1 приложения 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 29.11.2024 NN 02-06-06/120378, 07-04-05/02-35262, которое содержит особенности составления и представления годовой отчетности за 2024 г. федеральными учреждениями. В п. 4.1 письма перечислены операции, при которых в справке (ф. 0503110) допускается отражать в разрядах 1-17 номеров счетов аналитического учета счета 1 401 10 100 группировочные (не детализированные) КБК.
Казенным учреждениям иных бюджетов (кроме федерального) формирование номера счета 1 401 10 172 при разукомплектации следует согласовать с ГРБС, финансовым органом.
В рассматриваемой ситуации разукомплектуемое АРМ содержит предустановленное программное обеспечение.
Порядок учета предустановленного программного обеспечения необходимо закрепить учетной политикой (единой учетной политикой при централизации учета). Например, предустановленное лицензионное программное обеспечение (неисключительные права), стоимость которого спецификацией договора не определена, учитывается в составе персонального компьютера.
Лицензионное программное обеспечение (далее - ПО), которое невозможно идентифицировать (отделить, выделить) от другого имущества, не соответствует определению НМА и не подлежит отражению на счете 111 60.
Стоимость программного обеспечения может включаться в первоначальную стоимость основных средств как затраты, непосредственно связанные с приобретением (созданием) объекта основных средств и приведением в состояние, пригодное для эксплуатации (подп. "б" п. 15 Стандарта "Основные средства").
Условиями лицензии может быть предусмотрена возможность использования программного обеспечения, предустановленного на приобретаемом учреждением оборудовании, только с этим основным средством. Подобные программы не могут быть перенесены на другое оборудование и, следовательно, представляют с ним единое целое. Также условиями поставки оборудования может быть предусмотрено его приобретение с предустановленным программным обеспечением, позволяющим реализовать потребительские свойства оборудования (смотрите письма Минфина России от 11.11.2016 N 02-07-10/66102, от 21.07.2016 N 02-07-10/43076).
Поэтому подобное программное обеспечение при разукомплектации АРМ как отдельный объект учета не выделяется.
Решение о невозможности идентификации (отделения, выделения) от другого имущества неисключительного права пользования на ПО принимает комиссия по поступлению и выбытию активов с учетом условий использования оборудования, на которое установлено ПО (п. 34 Инструкции N 157н).
Вместе с тем комиссией может быть принято решение о выделении предустановленного программного обеспечения в самостоятельный объект балансового учета при условии, что есть возможность его использования на другом оборудовании. По условиям лицензионного соглашения ПО может быть активировано повторно на другом устройстве. В этом случае ПО соответствует критериям признания в качестве нематериального актива, и комиссией может быть принято решение о принятии его к учету после разукомплектации АРМ на счет 111 6I.
В таком случае при разукомплектации потребуется не просто разделить объект, но и перевести новые части из одной группы (вида) имущества в другую. Нормативные акты не содержат запрета на проведение реклассификации имущества при его разукомплектации (смотрите также письмо Минфина России от 29.12.2017 N 02-07-10/88347).
Таким образом, рассматриваемая ситуация отражается в учете казенного учреждения записями:
1. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 101 34 410
- списана балансовая стоимость основного средства в результате разукомплектации;
2. Дебет КРБ 1 104 34 411 Кредит КДБ 1 401 10 172
- списана амортизация;
3. Дебет КРБ 1 101 34 310 Кредит КДБ 1 401 10 172
- отражено поступление отдельных объектов основных средств в результате разукомплектации;
4. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит 1 104 34 411
- принята к учету амортизация;
5. Дебет КРБ 1 111 6I 35Х Кредит КДБ 1 401 10 172
- отражено поступление программного обеспечения при принятии соответствующего решения комиссией учреждения в результате разукомплектации;
6. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит 1 104 6I 45Х
- отражена сумма начисленной амортизации на программное обеспечение;
7. Дебет КРБ 1 105 36 356 Кредит КДБ 1 401 10 172
- отражено поступление объектов материальных запасов в результате разукомплектации.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Разукомплектация, частичная ликвидация и объединение объектов нефинансовых активов (для бюджетной сферы) (март 2025 г.);
- Энциклопедия решений. Учет неисключительных прав на программное обеспечение (для бюджетной сферы) (март 2025 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панкова Мария
Ответ прошел контроль качества
17 марта 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.