Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение благоустройства (подрядчик) заключило договор на изготовление и установку контейнерных площадок с другой организацией. По окончании работ будет составлен акт выполненных работ. Данная деятельность относится к платной уставной деятельности бюджетного учреждения. Контейнерная площадка представляет собой специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием с установленным на нем бункером. Для осуществления данных работ бюджетное учреждение планирует закупить материалы (металл, профиль, профнастил, трубы). Какой КВР и КОСГУ (344 или 346) необходимо применить бюджетному учреждению для приобретения материалов с целью исполнения договора подряда?

Бюджетное учреждение благоустройства (подрядчик) заключило договор на изготовление и установку контейнерных площадок с другой организацией. По окончании работ будет составлен акт выполненных работ. Данная деятельность относится к платной уставной деятельности бюджетного учреждения. Контейнерная площадка представляет собой специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием с установленным на нем бункером. Для осуществления данных работ бюджетное учреждение планирует закупить материалы (металл, профиль, профнастил, трубы).
Какой КВР и КОСГУ (344 или 346) необходимо применить бюджетному учреждению для приобретения материалов с целью исполнения договора подряда?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы бюджетного учреждения на приобретение материальных запасов с целью исполнения договора подряда могут быть отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации и статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы применяют положения Порядка N 85н в части кодов видов расходов классификации расходов бюджетов и Порядка N 209н в части статей, подстатей КОСГУ, исходя из экономического содержания операций, осуществляемых учреждением.
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение в рамках платной уставной деятельности выполняет работы по изготовлению и установке контейнерной площадки. Расходы, которые непосредственно связаны с выполнением конкретного вида работ, в частности, фактическая стоимость использованных при выполнении работ материальных запасов, относятся на себестоимость таких работ.
Согласно п. 48.2.4.4 Порядка N 85н расходы государственных (муниципальных) бюджетных учреждений на закупку товаров, работ, услуг, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240, отражаются по элементу вида расходов "244 Прочая закупка товаров, работ и услуг".
В свою очередь, расходы на приобретение материальных запасов в соответствии с п. 11.4 Порядка N 209н относятся на соответствующую подстатью статьи 340 КОСГУ. Так, статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ детализирована подстатьями 341-349 КОСГУ, в частности:
- подстатьей 344 "Увеличение стоимости строительных материалов" КОСГУ классификации операций сектора государственного управления - используется при отражении приобретения строительных материалов, за исключением строительных материалов для целей капитальных вложений (п. 11.4.4 Порядка N 209н);
- подстатьей 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ - используется при отражении приобретения прочих объектов, относящихся к материальным запасам, не отнесенных на иные подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов (п. 11.4.6 Порядка N 209н).
Согласно п. 118 Инструкции 157н к строительным материалам относятся силикатные материалы, строительный металл, металлоизделия, санитарно-технические материалы, электротехнические материалы, химико-москательные и другие аналогичные материалы, готовые к установке строительные конструкции и детали, оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки.
Исходя из положений п. 118 Инструкции 157н приобретаемые бюджетным учреждением материальные запасы (металл, профиль, профнастил, трубы) могут быть отнесены к строительным материалам и отражены по подстатье 344 КОСГУ.
Однако на сегодняшний день специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях достаточно четко сформулировали подход к определению конкретной подстатьи КОСГУ для отражения поступления материальных запасов. Первый и главный критерий здесь - отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ - осуществляется по целевому (функциональному) назначению объектов (п. 11.4 Порядка N 209н). Для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. В зависимости от конкретных обстоятельств, обусловливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные подстатьи статьи 340 КОСГУ. То есть даже для приобретения нефинансовых активов, поименованных в п. 118 Инструкции N 157н, в составе строительных материалов, могут быть в данном случае использованы как подстатья 344 "Увеличение стоимости строительных материалов", так и подстатья 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.
Для разграничения конкретного выбора подстатьи КОСГУ (подстатьи 344 или подстатьи 346) может быть использован следующий принцип (смотрите, в частности, информацию Минфина России от 13.05.2019, письма Минфина России от 20.03.2020 N 02-08-03/22042, от 26.04.2019 N 02-08-10/31403, раздел 2 Методических рекомендаций к Стандарту "Запасы", доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075):
- если материальные запасы приобретаются в целях строительно-монтажных работ, не связанных с капитальными вложениями, в рамках текущего ремонта, в том числе для осуществления работ своими силами, применяется подстатья 344 "Увеличение стоимости строительных материалов" КОСГУ;
- если материальные запасы приобретаются для собственных нужд учреждения, не для ремонтных работ, применяется подстатья 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.
Также исходя из общих рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075 (смотрите также письмо Минфина России от 02.07.2019 N 02-08-05/48683), можно сделать вывод, что применение подстатьи 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ возможно, когда речь идет о приобретении материалов для ремонта движимого имущества. В свою очередь, применение подстатьи 344 связано с приобретением материалов для ремонта недвижимого имущества.
Однако в рассматриваемой ситуации речь идет о приобретении материалов для целей выполнения бюджетным учреждением договора подряда на изготовление и монтаж контейнерной площадки. Учитывая, что материальные запасы приобретаются для собственных нужд учреждения, в частности, для оказания платной уставной деятельности, по нашему мнению, расходы бюджетного учреждения на приобретение металла, профиля, профнастила, труб могут быть отнесены на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ. Однако, учитывая неурегулированость данного вопроса, конкретный порядок отнесения подобных расходов на соответствующие подстатьи статьи 340 КОСГУ целесообразно закрепить в рамках формирования учетной политики.
Таким образом, по нашему мнению, расходы бюджетного учреждения на приобретение материальных запасов с целью исполнения договора подряда могут быть отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

31 мая 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.