Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Администрация поселения для проведения ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия оплатила услуги по разработке научно-проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия по КВР 243. Сейчас требуется провести проверку достоверности стоимости сметной документации. Для этих целей администрация поселения будет заключать два отдельных договора: на сопровождение сметной документации при прохождении государственной экспертизы в части определения достоверности сметной стоимости объекта культурного наследия и на проведение проверки достоверности стоимости сметной документации объекта культурного наследия. Данные расходы не включены в сметную стоимость ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия. По какому КВР (244 или 243) необходимо оплатить услуги по сопровождению сметной документации при прохождении государственной экспертизы в части определения достоверности сметной стоимости объекта культурного наследия и проведение проверки достоверности стоимости сметной документации объекта культурного наследия?

Администрация поселения для проведения ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия оплатила услуги по разработке научно-проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия по КВР 243. Сейчас требуется провести проверку достоверности стоимости сметной документации. Для этих целей администрация поселения будет заключать два отдельных договора: на сопровождение сметной документации при прохождении государственной экспертизы в части определения достоверности сметной стоимости объекта культурного наследия и на проведение проверки достоверности стоимости сметной документации объекта культурного наследия. Данные расходы не включены в сметную стоимость ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия. По какому КВР (244 или 243) необходимо оплатить услуги по сопровождению сметной документации при прохождении государственной экспертизы в части определения достоверности сметной стоимости объекта культурного наследия и проведение проверки достоверности стоимости сметной документации объекта культурного наследия?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы администрации поселения на государственную экспертизу в части определения достоверности сметной стоимости ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия могут быть отражены по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".
Расходы на услуги по сопровождению сметной документации при прохождении государственной экспертизы в части определения достоверности сметной стоимости реставрации объекта культурного наследия могут быть отнесены на элемент вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".

Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие элементы видов расходов бюджетной классификации, организации бюджетной сферы применяют положения приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Порядок N 85н), исходя из экономического содержания хозяйственной операции (п. 48 Порядка N 85н).
Проверка достоверности определения сметной стоимости в рамках государственной экспертизы проектной документации в случаях, установленных ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Постановление N 145). Так, государственная экспертиза в части проверки достоверности определения сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемых с привлечением средств, указанных в ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, производится в отношении, в частности, объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения (в случае если при проведении работ по их сохранению затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов) (смотрите также п. 27 Постановления N 145).
Исходя из положений действующих нормативных правовых актов, проверка достоверности определения сметной стоимости являются неотъемлемой составной частью ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия, так как при определенных обстоятельствах являются обязательными в силу действующего законодательства.
Согласно прямой норме п. 48.2.4.3 Порядка N 85н расходы на реставрацию государственного (муниципального) имущества необходимо отражать с применением элемента вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".
Соответственно, такие расходы на проведение государственной экспертизы определения сметной стоимости реставрации объекта культурного наследия могут быть отражены по элементу видов расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" (смотрите также письмо Минфина России от 17.11.2017 N 02-05-11/76247, письмо Минфина России от 17.10.2019 N 02-05-10/80023).
Вместе с тем со стороны проверяющих инстанций выдвигаются строго определенные требования к разработке смет. Определение сметной стоимости реставрации, как правило, происходит путем составления расчетов в виде сметных форм различного типа. Каждая из этих форм имеет свои особенности, как в применении расценок, так и в формировании общей суммы. Обычно определение достоверности сметной стоимости капитального ремонта происходит путем выявления соответствия между сметой и проектом. Поэтому проектная документация является одним из основных документов, которые необходимы для проведения экспертизы. Помимо проектной документации для расчета стоимости проверки достоверности определения сметной стоимости необходимо предоставить и другие документы. Алгоритм прохождения процедуры проверки достоверности определения сметной стоимости установлен Постановлением N 145.
Проверка достоверности сметной стоимости является сложным процессом, который требует учета множества элементов и факторов. В связи с этим для повышения вероятности успешного и оперативного прохождения экспертизы можно воспользоваться услугами по сопровождению данной процедуры, однако обязательность заключения договора на сопровождение сметной документации при прохождении государственной экспертизы в части определения достоверности сметной стоимости объекта культурного наследия действующими нормативными правовыми актами не установлена.
Учитывая, тот факт, что сопровождение сметной документации по своему экономическому содержанию является дополнительной услугой, то, по нашему мнению, такие расходы следует отражать по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" как расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н). Вместе с тем затраты на сопровождение сметной документации при прохождении государственной экспертизы в части определения достоверности сметной стоимости могут быть отнесены на элемент вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" в случае включения данных работ в сметный расчет на капитальный ремонт объекта культурного наследия.
Таким образом, расходы администрации поселения могут быть отнесены:
- по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" в части расходов на государственную экспертизу в части определения достоверности сметной стоимости реставрации объекта культурного наследия;
- по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в части расходов на услуги по сопровождению сметной документации при прохождении государственной экспертизы в части определения достоверности сметной стоимости реставрации объекта культурного наследия.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

21 мая 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.