Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования на основании заключенного договора об оказании услуги по оформлению и предоставлению авиационных билетов на внутренние и международные направления приобретает авиабилеты для сотрудников учреждения, а также для приглашенных на мероприятия лиц. Расходы учреждения на оплату услуг организации по продаже и бронированию авиабилетов отражаются по подстатье 222 "Транспортные услуги". Правомерно ли это? Нужно ли требовать с сотрудников посадочные талоны для подтверждения факта оказанной авиаперевозчиком услуги, в том числе для подтверждения расходов в целях налогообложения, при условии, что учреждение имеет льготу по налогу на прибыль?

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования на основании заключенного договора об оказании услуги по оформлению и предоставлению авиационных билетов на внутренние и международные направления приобретает авиабилеты для сотрудников учреждения, а также для приглашенных на мероприятия лиц. Расходы учреждения на оплату услуг организации по продаже и бронированию авиабилетов отражаются по подстатье 222 "Транспортные услуги". Правомерно ли это? Нужно ли требовать с сотрудников посадочные талоны для подтверждения факта оказанной авиаперевозчиком услуги, в том числе для подтверждения расходов в целях налогообложения, при условии, что учреждение имеет льготу по налогу на прибыль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы, поименованные в вопросе, следует отражать по:
- подстатье 222 "Транспортные услуги" КОСГУ - в части стоимости авиабилетов;
- подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ - в части стоимости услуг по бронированию, оформлению и предоставлению авиабилетов.
Документы, подтверждающие факт оказания услуги перевозки (посадочный талон), необходимы для признания расходов в бухгалтерском учете учреждения. Без представления документов у учреждения нет оснований отражать соответствующие расходы.

Обоснование вывода:
В соответствии с абзацем 4 п. 10.2.2 Порядка N 209н расходы бюджетного учреждения на закупку билетов для проезда сотрудника в командировку на основании заключенного договора с организацией должны отражаться с использованием подстатьи 222 "Транспортные услуги" КОСГУ.
Кроме того, договоры об оказании услуг по транспортному обслуживанию могут быть заключены как с организациями, которые непосредственно предоставляют данные услуги, так и с организациями, оказывающими услуги по бронированию, оформлению и предоставлению авиабилетов, т.е. могут использоваться услуги различных агентств.
При заключении бюджетным учреждением договора, предметом которого являются услуги по бронированию, продаже и доставке авиабилетов (договор с организацией-посредником), учет должен быть организован по двум направлениям:
- расходы на оказание транспортных услуг (стоимость билетов) в рамках договора, заключенного непосредственно с перевозчиком или с посредником, относятся на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ (абзац 4 п. 10.2.2 Порядка N 209н);
- расходы на оплату услуг посредника, оказывающего услуги по бронированию и доставке авиа- и железнодорожных билетов, относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н).
В свою очередь, подтверждение факта предоставления услуги воздушной перевозки осуществляется на основании посадочных талонов, выдаваемых пассажирам при регистрации на рейс (п. 84 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82). Смотрите также письма Минфина России от 27.09.2021 N 03-03-06/1/78068, от 25.06.2021 N 03-03-07/50225).
Отметим, что для целей налогообложения может быть предусмотрен вариант, при котором посадочные талоны на бумажном носителе не предоставляются. Например, в письме Минфина России от 18.12.2019 N 03-03-06/3/99069, посвященном подтверждению расходов на авиаперелет в целях налогообложения прибыли, высказано мнение, что наличие посадочного талона не является обязательным условием подтверждения факта перевозки. При этом отсутствие посадочного талона не освобождает от необходимости подтверждения факта перелета, расходы могут быть обоснованы любыми документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов. Но в таком случае следует установить, какими документами будет подтверждаться факт перелета подотчетным лицом (письма Минфина России от 28.02.2019 N 03-03-05/12957, от 18.12.2017 N 03-03-РЗ/84409, от 18.06.2018 N 03-03-07/41457).
В то же время если у учреждения льгота по налогу на прибыль и нет необходимости подтверждать факт оказания услуг авиаперевозчиком в целях налогообложения, это не означает, что лицо, воспользовавшееся билетом, не должно подтверждать факт оказания ему услуг. Это обусловлено тем, что согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Документы, подтверждающие факт оказания услуги перевозки, необходимы для отражения расходов в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения. Без представления документов у учреждения нет оснований отражать соответствующие расходы (письмо Минфина России от 23.07.2021 N 02-06-10/59025).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

3 февраля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.