Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На какие счета бухгалтерского учета автономному учреждению следует принять аптечки первой медицинской помощи, а также тонометр и ртутный термометр? По какой статье (подстатье) КОСГУ следует отразить расходы?

На какие счета бухгалтерского учета автономному учреждению следует принять аптечки первой медицинской помощи, а также тонометр и ртутный термометр? По какой статье (подстатье) КОСГУ следует отразить расходы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Решение о принятии к учету имущества в составе объектов основных средств или материальных запасов принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, созданная в автономном учреждении на постоянной основе.

Обоснование вывода:
Принятие решения об отнесении имущества в состав объектов основных средств или материальных запасов осуществляет комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения (п. 34 Инструкции N 157н, далее - Комиссия). В своей работе она руководствуется нормами Инструкций NN 157н, 183н, а также федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в том числе Стандартом "Основные средства" и Стандартом "Запасы".
При этом отнесение имущества:
- в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в пп. 7, 8 федерального стандарта "Основные средства", пп. 38, 39 Инструкции N 157н;
- к материальным запасам - в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методрекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
В то же время, принимая решение в отношении учета аптечки первой медицинской помощи, комиссия должна исходить из Требований к комплектации такой аптечки для оказания первой помощи, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2020 N 1331н "Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам" (далее - Требования N 1331н). Так, согласно Требованиям N 1331н аптечка представляет собой не только футляр, в котором хранятся изделия медицинского назначения, но также и непосредственно сами изделия медицинского назначения, которые считаются ее неотъемлемой частью: бинты, жгут, салфетки, лейкопластырь и т.д. Поэтому такая аптечка первой помощи согласно Общероссийского классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), соответствует коду 21.20.24.170 группы 21 "Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях" и, соответственно, учитывается в составе материальных запасов на соответствующем счете 0 105 01 000 "Лекарственные препараты и медицинские материалы".
Данная позиция подтверждается и порядком отнесения расхода по оплате договора (счета) на поставку аптечек на соответствующую подстатью 341 "Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях" КОСГУ (п. 3 раздела II Методуказаний к порядку применения КОСГУ, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153, в котором прямо поименованы аптечки и сумки санитарные для оказания первой помощи; а также письма Минфина России от 15.03.2019 N 02-05-10/17875, от 24.07.2020 N 02-08-10/64846).
В отношении отнесения расходов, связанных с приобретением тонометра и термометра, на определенную статью (подстатью) КОСГУ, а также с целью определения соответствующего балансового счета учета, комиссии необходимо выделить основные технические характеристики рассматриваемых объектов, установить срок их полезного использования.
Так, тонометр - это медицинский прибор для измерения артериального давления, который является техническим устройством, работающим от сети или на батарейках. Срок гарантийного обслуживания данного прибора варьируется от 3 до 5 лет. Следовательно, тонометр может быть учтен как объект основного средства по статье 310 КОСГУ и принятием к балансовому учету на счет 0 101 04 000 "Машины и оборудование".
В свою очередь, медицинские термометры предназначены для измерения температуры тела человека и могут быть как ртутные, так и электронные. Электронный термометр является техническим устройством, работающим от батареек. Чаще всего производители данного устройства дают гарантию на его использование от 2 до 5 лет. Отсюда следует, что электронные термометры могут быть учтены в составе основных средств по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н). При этом невысокая цена термометров данного вида не служит основанием для принятия их к учету в качестве материальных запасов.
Ртутный термометр представляет собой стеклянную колбу с ртутным капилляром, поэтому если комиссией будет установлен срок полезного использования конкретного термометра более 12 месяцев, он может быть учтен в качестве объекта основного средства с отнесением расходов на статью 310 КОСГУ. В случае принятия решения о том, что срок его полезного использования не превышает 12 месяцев, т.к. конструкция корпуса очень хрупкая и ненадежная, термометр подлежит учету в качестве матзапасов с детализацией расходов по одной из подстатей статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
В ситуации, когда должностными лицами принято решение об учете термометров в качестве материальных запасов, порядок их отнесения на соответствующий аналитический код вида синтетического счета 105 00 "Материальные запасы" будет следующим. Согласно п. 118 Инструкции N 157н на соответствующих аналитических счетах счета 105 00 "Материальные запасы", содержащих аналитические коды вида синтетического счета, учитываются следующие объекты:
- 1 "Лекарственные препараты и медицинские материалы", в том числе медицинские изделия, применяемые в медицинских целях. Соответственно, расходы подлежат отражению с применением подстатьи 341 "Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях" КОСГУ (пп. 11.4.1 Порядка N 209н);
- 6 "Прочие материальные запасы", в том числе и материалы специального назначения, иные материальные запасы. Соответственно, расходы отражаются по подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка N 209н).
Отметим, что специалисты финансового ведомства рекомендуют (письмо Минфина России от 06.04.2020 N 02-08-10/27111) в качестве критерия для выбора кода КОСГУ ориентироваться на отрасль (направление деятельности учреждения), а не на функциональное (целевое назначение материальных запасов). То есть приобретение материалов в целях профилактических мер медицинскими учреждениями рекомендовано относить на подстатью 341 КОСГУ. Если же закупка тех же матзапасов осуществляется учреждением не медицинского профиля - на подстатью 346 КОСГУ.
В заключении еще раз подчеркнем, что окончательное решение остается за специалистами автономного учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества, обладающими всей полнотой информации для принятия взвешенного и обоснованного решения по данному вопросу. При этом хотим обратить внимание, что существуют несколько правил, соблюдение которых позволит существенно снизить вероятность претензий со стороны органов финансового контроля при приобретении нефинансовых активов:
1. Уже на этапе принятия решения о приобретении того или иного имущества в учреждении должен быть сформирован "набор аргументов", обосновывающих отнесение приобретаемых нефинансовых активов к основным средствам или материальным запасам. Итогом подобной работы должно стать оформленное в письменной форме решение комиссии по поступлению и выбытию активов.
2. В учреждении должен быть сформирован единый подход к отнесению приобретаемых нефинансовых активов к основным средствам или материальным запасам. Иными словами, должны быть исключены случаи, когда аналогичное имущество относится как к основным средствам, так и к материальным запасам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Ответ прошел контроль качества

6 февраля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.