Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение заключило договоры на изготовление проекта организации дорожного движения (стоимостью 62 000 руб.), технического паспорта дорог (стоимостью 36 000 руб.), схемы водоснабжения и водоотведения (стоимостью 48 000 руб.) на объекты, которые давно эксплуатируются. Необходимо ли учитывать проект организации дорожного движения, технический паспорт дорог, схему водоснабжения и водоотведения как основные средства? Какой код ОКОФ применить?

Казенное учреждение заключило договоры на изготовление проекта организации дорожного движения (стоимостью 62 000 руб.), технического паспорта дорог (стоимостью 36 000 руб.), схемы водоснабжения и водоотведения (стоимостью 48 000 руб.) на объекты, которые давно эксплуатируются. Необходимо ли учитывать проект организации дорожного движения, технический паспорт дорог, схему водоснабжения и водоотведения как основные средства? Какой код ОКОФ применить?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учете казенного учреждения расходы на изготовление проекта организации дорожного движения, технического паспорта дорог, схемы водоснабжения и водоотведения могут быть отражены по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Учет проекта организации дорожного движения, технического паспорта дорог, схемы водоснабжения и водоотведения может быть осуществлен в рамках управленческого учета или на дополнительно введенном забалансовом счете.

Обоснование вывода:
При ведении бюджетного учета казенные учреждения руководствуются положениями федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы, в том числе "Основные средства", "Запасы", "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", Инструкций N 157н и N 162н. Данные нормативные правовые акты не дают однозначного ответа на вопрос, необходимо ли учитывать проект организации дорожного движения, технический паспорт дорог, схему водоснабжения и водоотведения в составе основных средств, материальных запасов или нематериальных активов (далее - НМА).
В то же время к НМА относятся объекты нефинансовых активов, одновременно удовлетворяющие условиям, перечисленным в п. 56 Инструкции N 157н, в частности, у НМА должна отсутствовать материально-вещественная форма. Кроме того, к НМА не относятся материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (п. 57 Инструкции N 157н). Однако проект организации дорожного движения, технический паспорт дорог, схема водоснабжения и водоотведения согласно ст. 1225, п. 1 ст. 1259 ГК РФ не являются результатом интеллектуальной деятельности, а следовательно не могут учитываться в качестве объектов НМА.
В соответствии с положениями Стандарта "Основные средства", Стандарта "Запасы", Инструкции N 157н книжная, печатная продукция может учитываться следующим образом:
- на счете 101 08 "Прочие основные средства" учитываются объекты библиотечного фонда (п. 8 Стандарта "Основные средства", п. 3 Методических рекомендаций по применению Стандарта "Основные средства", доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237);
- на счете 105 06 "Прочие материальные запасы" учитывается книжная, иная печатная продукция, кроме печатной продукции, предназначенной для продажи, а также библиотечного фонда и бланочной продукции строгой отчетности (п. 118 Инструкции N 157н);
- на забалансовом счете 23 "Периодические издания для пользования" учитываются периодические издания (газеты, журналы и т.п.), приобретаемые учреждением для комплектации библиотечного фонда (п. 377 Инструкции N 157н).
При этом также следует учитывать, что:
- проект организации дорожного движения, технический паспорт дорог, схема водоснабжения и водоотведения, как в печатном виде, так и представленная на диске, прежде всего подтверждает факт выполнения соответствующих работ;
- стоимость выполненных работ не учитывается при формировании стоимости какого-либо нефинансового актива (как учитывается, например, при формировании стоимости строящегося здания стоимость работ по разработке проектно-сметной документации).
По нашему мнению, вышеуказанные документы не в полной мере соответствуют понятию нефинансового актива (в том числе основного средства или материального запаса), так как фактически они являются отчетными документами, подтверждающими надлежащее выполнение определенных работ. Поэтому определять код ОКОФ нет необходимости.
По экономическому содержанию рассматриваемые затраты сходны с затратами по оплате каких-либо работ, а текстовые документы и документы, представленные на диске, являются подтверждением их выполнения.
В то же время Инструкция N 157н не предусматривает отдельного счета, в том числе и забалансового, для учета подобного рода документации. Однако действующие нормативные правовые акты предусматривают введение дополнительных забалансовых счетов для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета (п. 332 Инструкции N 157н).
При введении дополнительного забалансового счета поступление проекта организации дорожного движения, технического паспорта дорог, схемы водоснабжения и водоотведения следует отражать путем его увеличения. Аналитический учет может быть организован в разрезе объектов учета и материально ответственных лиц. Это обеспечит контроль за их использованием. Дополнительно введенный забалансовый счет и порядок учета на нем должны быть закреплены в учетной политике учреждения, по согласованию в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции N 162н.
Как было отмечено выше, по экономическому содержанию рассматриваемые затраты сходны с затратами по оплате выполненных работ. В соответствии с п. 10.2.6 Порядка N 209н проведение инвентаризации и паспортизации зданий, сооружений, других основных средств отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
По нашему мнению, проект организации дорожного движения, технический паспорт дорог, схема водоснабжения и водоотведения не являются объектами нематериальных активов для целей применения Стандарта "Нематериальные активы", а также не соответствуют критериям признания актива, установленным п. 36 Стандарта "Концептуальные основы", а следовательно, не подлежат отражению на балансовых счетах казенного учреждения.
Учет проекта организации дорожного движения, технического паспорта дорог, схемы водоснабжения и водоотведения может быть осуществлен в рамках управленческого учета или на дополнительно введенном забалансовом счете.
Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения рассматриваемая в вопросе ситуация может быть отражена следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет КРБ 1 401 20 226 Кредит КРБ 1 302 26 73Х
- учтены затраты за выполненные работы;
2. Дебет КРБ 1 302 26 83Х Кредит КРБ 1 304 05 226
- произведена оплата по договору за выполненные работы;
3. Увеличение дополнительно введенного забалансового счета
- отражено поступление в учреждение проекта организации дорожного движения (технического паспорта дорог, схемы водоснабжения и водоотведения).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

12 января 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.