Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Обязательное применение ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" законодательно установлено с 1 января 2022 года. Акционерное общество является организацией, у которой 100% уставного капитала находится в собственности субъектов Российской Федерации. На основании каких нормативно-правовых актов акционерное общество может обосновать свою принадлежность к организациям государственного сектора с целью применения п. 4 ФСБУ 25/2018, согласно которому данный Стандарт не распространяется на организации государственного сектора?

Обязательное применение ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" законодательно установлено с 1 января 2022 года. Акционерное общество является организацией, у которой 100% уставного капитала находится в собственности субъектов Российской Федерации. На основании каких нормативно-правовых актов акционерное общество может обосновать свою принадлежность к организациям государственного сектора с целью применения п. 4 ФСБУ 25/2018, согласно которому данный Стандарт не распространяется на организации государственного сектора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В п. 4 ФСБУ 25/2018 под организациями государственного сектора подразумеваются организации бюджетной сферы.

Обоснование позиции:
По договору финансовой аренды (лизинга) предмет лизинга передается лизингополучателю за плату во временное владение и пользование и остается собственностью лизингодателя на время действия договора лизинга (ст. 665 ГК РФ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", далее - Закон N 164-ФЗ). По окончании срока действия договора лизинга лизингополучатель обязан возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи (п. 5 ст. 15 Закона N 164-ФЗ).
С 2019 года вступил в силу ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" (далее - ФСБУ 25/2018), разработанный на основе МСФО (IFRS) 16 "Аренда". В обязательном порядке этот стандарт применяется организациями начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 год. При принятии решения о добровольном досрочном применении данного стандарта этот факт должен быть раскрыт в отчетности (п. 48 ФСБУ 25/2018, п. 23 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", информационное сообщение Минфина России от 02.08.2017 N ИС-учет-9, Рекомендация Р-97/2018-КпР "Первое применение ФСБУ 25", принята Фондом "НРБУ "БМЦ" от 17.12.2018).
Одновременно (с 01.01.2022) утрачивает силу приказ Минфина России от 17.02.1997 N 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга" (далее - Указания по лизингу) (приказ Минфина России от 25.04.2019 N 199).
Одной из основных новаций Минфин называет исключение зависимости порядка бухгалтерского учета объектов у одной стороны договора аренды от порядка учета у другой стороны этого же договора. Каждая сторона договора аренды организует и ведет бухгалтерский учет соответствующих объектов самостоятельно в порядке, установленном ФСБУ 25/2018 (информационное сообщение Минфина России от 25.01.2019 N ИС-учет-15).
Между тем в соответствии с п. 4 ФСБУ 25/2018 данный стандарт не распространяется на организации государственного сектора.
В силу п. 3 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина РФ от 31.12.2016 N 256н, под субъектами бухгалтерского учета понимаются:
- государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, иные организации бюджетной сферы, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации, осуществляющие согласно бюджетному законодательству РФ бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета;
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов бюджетной системы РФ;
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, а также органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений.
В свою очередь отметим, что ФСБУ 25/2018 утвержден приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н и зарегистрирован в Минюсте РФ 25.12.2018 за N 53162.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, не являющихся организациями государственного сектора (организациями бюджетной сферы), положения частей 7.1 и 8 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются с 1 января 2020 года.
Как видим, законодатель указал на равенство организаций государственного сектора и организаций бюджетной сферы.
Так, до 26.07.2019 ч. 9 ст. 3 Закона N 402-ФЗ содержал определение понятия "организации государственного сектора".
Федеральным законом от 26.07.2019 N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы" (далее - Закон N 247-ФЗ) уточнена используемая в законе N 402-ФЗ терминология.
В частности, термин "организации государственного сектора" заменен термином "организации бюджетной сферы", уточнено его значение.
Согласно ч. 9 ст. 3 Закона N 402-ФЗ (в редакции Закона N 247-ФЗ) организации бюджетной сферы - государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и территориальными государственными внебюджетными фондами.
Таким образом, в определение "организации бюджетной сферы" не включены такие субъекты, как государственные корпорации, коммерческие организации (унитарные предприятия), созданные на базе государственного (муниципального) имущества, некоммерческие организации, учредителями которых являются публично-правовые образования (в частности, автономные некоммерческие организации), частные некоммерческие организации, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления, хозяйственные общества с долей участия РФ (субъекта РФ, муниципального образования) в уставном капитале, государственные компании.
Применяя положения этих и других законодательных и нормативных актов, следует понимать, что в зависимости от целей используются разные термины для классификации организаций, деятельность которых регулируют различные нормативные акты.
Однако отметим, что уже в федеральных стандартах бухгалтерского учета, принятых после 26.07.2019, таких как ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (п. 2), ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" (п. 2), ФСБУ 5/2019 "Запасы" (п. 2), четко указывается, что данные стандарты не применяются организациями бюджетной сферы.
Исходя из изложенного, а также несмотря на то, что в ФСБУ 25/2018 корреспондирующие закону N 247-ФЗ изменения не вносились, полагаем, что в п. 4 ФСБУ 25/2018 под организациями государственного сектора подразумеваются организации бюджетной сферы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек

Ответ прошел контроль качества

15 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.