Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В бюджетном учреждении на начало 2021 года по налогу на прибыль дебиторская задолженность отсутствует. В текущем периоде принято решение ИФНС о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за предыдущие периоды. Какими бухгалтерскими проводками отразить в учете бюджетного учреждения возврат переплаты прошлых лет по налогу на прибыль из налогового органа? По какому коду и по какой подстатье отразить поступление дебиторской задолженности прошлых лет по налогу на прибыль? Как отразить поступление дебиторской задолженности по налогу на прибыль в ПФХД?

В бюджетном учреждении на начало 2021 года по налогу на прибыль дебиторская задолженность отсутствует. В текущем периоде принято решение ИФНС о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за предыдущие периоды.
Какими бухгалтерскими проводками отразить в учете бюджетного учреждения возврат переплаты прошлых лет по налогу на прибыль из налогового органа? По какому коду и по какой подстатье отразить поступление дебиторской задолженности прошлых лет по налогу на прибыль? Как отразить поступление дебиторской задолженности по налогу на прибыль в ПФХД?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ошибку, допущенную в прошлые годы, связанную с неверным начислением налога на прибыль, следует исправить в порядке исправления ошибок прошлых лет. При этом возврат налога на прибыль в текущем году подлежит отражению в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет с применением статьи 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" АнКВИ в увязке со статьей 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В первую очередь отметим, что ошибкой в бухгалтерской отчетности считается пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении бухгалтерского учета и (или) формировании бухгалтерской отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания бухгалтерской отчетности и должна была быть получена и использована при подготовке бухгалтерской отчетности (п. 27 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").
В случае принятия решения ИФНС о возврате излишне уплаченного налога отсутствие дебиторской задолженности в учете учреждения не обязательно свидетельствует о допущенной в прошлые периоды ошибке, так как аналогичная ошибка может быть допущена на стороне налогового органа. Поэтому до отражения каких-либо бухгалтерских записей в первую очередь необходимо проанализировать информацию по начисленному и уплаченному в прошлых периодах налогу, отражению этих операций в бухгалтерском учете, произвести сверку с ФНС по начисленным и уплаченным суммам. Если будет установлено, что отсутствие дебиторской задолженности в учете учреждения связано с излишним начислением в прошлые периоды налогов, тогда вполне обоснованно можно говорить об ошибке прошлых лет.
В соответствии с п. 18 Инструкции N 157н, п. 28 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" исправление выявленной ошибки производится в бухгалтерском учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью. Ошибка отчетного периода, выявленная после даты утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражается в период (на дату) обнаружения ошибки (п. 33 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").
Так как ошибка была совершена в прошлые годы, то для целей ее исправления в текущем году при формировании бухгалтерских записей необходимо использовать счета, применяемые для этих целей (п. 298 Инструкции N 157н, п. 17 раздела 5 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480). Согласно п. 1.7 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.07.2018 N 02-06-07/55005, операции по исправлению ошибок прошлых лет обособляются на отдельных счетах бухгалтерского учета, в отдельном регистре, но в отчетности текущего отчетного периода не отражаются, а корректируются входящие остатки на начало такого отчетного периода. Корреспонденции счетов в целях исправления ошибок прошлых лет в Инструкции N 174н отсутствуют, поэтому их необходимо согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н. При разработке корреспонденций счетов следует исходить из того, что при исправлении ошибок прошлых лет, влияющих на финансовый результат, формируемый по операциям прошлых лет, в части доходов используются счета:
- 0 401 18 000 "Доходы финансового года, предшествующего отчетному" - в части отражения бухгалтерских записей по ошибкам года, предшествующего году их исправления, корректирующих показатель доходов прошлого года;
- 0 401 19 000 "Доходы прошлых лет" - в части отражения бухгалтерских записей по ошибкам прошлых лет, предшествующих году их исправления, корректирующих показатель доходов прошлых лет, не подлежащих отражению по счету 0 401 18 000.
Кроме того, при исправлении ошибок прошлых лет, не влияющих на финансовый результат, могут использоваться счета 0 304 86 000 "Иные расчеты года, предшествующего отчетному", 0 304 96 000 "Иные расчеты прошлых лет".
В соответствии с абзацем 7 п. 131, абзацем 3 п. 151 Инструкции N 174н начисленные суммы налога на прибыль организаций отражается по кредиту счета 2 303 03 000 "Расчеты по налогу на прибыль организаций" и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2 401 10 100 "Доходы экономического субъекта". Операции налогоплательщиков - государственных (муниципальных) бюджетных учреждений по начислению (уплате) налога на прибыль относятся на подстатью 189 "Иные доходы" КОСГУ (п. 9 Порядка N 209н). Следовательно, в данной ситуации для исправления ошибки прошлых лет по начислению налога на прибыль могут применяться счета 2 401 18 189, 2 401 19 189, в зависимости от периода совершения ошибки.
В результате исправления ошибки на начало 2021 года у учреждения сформируется дебиторская задолженность на соответствующем аналитическом счете учета счета 0 303 03 000. Отметим, что в соответствии с действующим законодательством у бюджетных учреждений не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет образовавшейся в рамках приносящей доход деятельности (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ). Возврат налога на прибыль подлежит отражению в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет с применением статьи 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" АнКВИ в увязке со статьей 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ (п. 62.4.1 Порядка N 85н, п. 13.1 Порядка N 209н).
В течение финансового года дебиторская задолженность, числящаяся на счете 0 303 00 000, отражается по счету XXXX 0000000000 ХХХ 0 303 ХХ. Возврат дебиторской задолженности по расходам прошлых лет отражается с указанием в 15-17 разрядах номеров аналитических счетов учета статьи 510 АнКВИ (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 19.04.2018 NN 02-06-07/26400, 07-04-05/02-7273, письма Минфина России от 20.12.2017 N 02-07-10/85225, от 11.04.2018 N 02-06-10/24052). Операции по переносу дебиторской задолженности по расходам, образовавшейся в течение отчетного периода, в состав дебиторской задолженности прошлых лет подлежат отражению последним днем отчетного периода (п. 11.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 NN 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291). Полагаем, что в рассматриваемой ситуации дебиторская задолженность подлежит переносу на счет аналитического учета счета 0 303 00 000, в 15-17 разряда которого указывается код АнКВИ 510, также в порядке исправления ошибок прошлых лет. При этом такая операция не повлияет на финансовый результат, поэтому ее следует отражать с использованием специального счета 0 304 96 000 или 0 304 86 000 в зависимости от периода, в котором совершена ошибка.
Таким образом, корреспонденция счетов для отражения указанной ситуации может быть следующая:
1. Дебет 2 401 18 189 (2 401 19 189) Кредит 2 303 03 731
- способом "Красное сторно" отражена корректировка начисленного налога на прибыль;
2. Дебет 2 304 86 832 (2 304 96 832) Кредит 2 303 03 731 (в 15-17 разряде которого АнКВД 180)
Дебет 2 303 03 831 (в 15-17 разряде которого указывается АнКВИ 510) Кредит 2 304 96 732 (2 304 86 732)
- отражен перенос задолженности на счет 0 303 03 000, в 15-17 разряда которого указан код АнКВИ 510;
3. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 303 03 731,
одновременно увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств" (АнКВИ 510 КОСГУ 510)
- отражено погашение дебиторской задолженности прошлых периодов по налогу на прибыль.
Общие требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План ФХД) утверждены приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н (далее - Требования N 186н). Пунктом 12 Требований N 186н установлены случаи, при которых должно осуществляться изменение показателей Плана ФХД. Так, поступление средств дебиторской задолженности прошлых лет, не включенных в показатели Плана ФХД при его составлении, является случаем, при котором должно осуществляться изменение показателей Плана ФХД. Следовательно, при поступлении средств возврата дебиторской задолженности прошлых лет, которые могут быть использованы в текущем году, они включаются в План ФХД текущего года в раздел 1 "Поступления и выплаты" расходной части по соответствующему коду вида расходов (смотрите также письма Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06-293, от 08.10.2012 N 02-13-06/4132, п. 6 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013 "Комментарии (комплексные рекомендации) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).
Кроме того, если учреждение планирует направить средства, поступившие от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, на расходы в части закупок товаров, работ, услуг, то в Плане ФХД это отразится в разделе 1 по строке 2600 и строке, детализирующей строку 2600 по соответствующему КВР. При этом все планируемые расходы, включенные в строку 2600 раздела 1 Плана ФХД, должны быть детализированы в разделе 2 "Сведения по выплатам на закупку товаров, работ, услуг" Плана ФХД*(1).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

8 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее смотрите в материале: Энциклопедия решений. План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения.