Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Орган местного самоуправления (администрация сельского поселения) осуществляет ремонт автомобильной дороги. Автомобильная дорога и земля под ней учитываются в составе имущества казны. Правомерно ли будет оприходовать грунт, образовавшийся при проведении работ по ремонту автомобильной дороги? Какие первичные и правоустанавливающие документы для этого необходимы? Какие бухгалтерские записи по оприходованию грунта будут отражены в бюджетном учете?

Орган местного самоуправления (администрация сельского поселения) осуществляет ремонт автомобильной дороги. Автомобильная дорога и земля под ней учитываются в составе имущества казны. Правомерно ли будет оприходовать грунт, образовавшийся при проведении работ по ремонту автомобильной дороги? Какие первичные и правоустанавливающие документы для этого необходимы? Какие бухгалтерские записи по оприходованию грунта будут отражены в бюджетном учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оприходование органом местного самоуправления грунта, образовавшегося при проведении работ по ремонту автомобильной дороги, правомерно и может отражаться по дебету счета 1 108 56 000 "Материальные запасы, составляющие казну" и кредиту счета 1 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления". В качестве первичного документа в данном случае может использоваться Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207). Каких-либо правоустанавливающих документов при принятии к учету грунта, полученного в результате ремонта дороги, являющейся муниципальной собственностью, не требуется.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Не закрепленное за муниципальными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. 294, 296 ГК РФ) муниципальное имущество составляет муниципальную казну соответствующего муниципального образования.
Плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений (ст. 136, 218 ГК РФ).
Таким образом, грунт, образовавшийся при проведении работ по ремонту автомобильной дороги, находящейся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования и числящийся в муниципальной казне, поступает в муниципальную собственность.
Объектами бухгалтерского учета являются в том числе активы (п. 35 Стандарта "Концептуальные основы"). Понятие актива раскрывается в п. 36 Стандарта "Концептуальные основы" и представляет собой имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.
Соответственно, если образовавшийся при ремонте дороги грунт отвечает понятию актива, то он должен учитываться на балансе учреждения.
Более того, пунктом 23 Инструкции N 162н прямо предусмотрено принятие к бюджетному учету материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе демонтажа объектов нефинансовых активов. Данная хозяйственная ситуация является аналогичной рассматриваемой. Различие заключается лишь в том, что орган местного самоуправления проводит ремонт муниципального имущества казны, а не имущества, закрепленного на праве оперативного управления, как в названной норме.
Поэтому грунт, отвечающий понятию актива, должен быть оприходован исходя из методологии бюджетного учета. Однако его учет будет осуществляться на соответствующем счете аналитического учета счета 108 50 "Нефинансовые активы, составляющие казну" (п. 37 Инструкции N 157н).
Вопрос отнесения имущества к материальным запасам или основным средствам находится в компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н). При этом комиссия должна руководствоваться положениями пп. 7, 8 Стандарта "Основные средства", пп. 38, 39, 45 Инструкции N 157н.
Грунт не удовлетворяет данным условиям, соответственно, не может рассматриваться в качестве объекта основного средства и может быть принят к учету в качестве материального запаса на счет 108 56 "Материальные запасы, составляющие казну" по текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемой справедливой стоимостью указанного объекта, увеличенной на стоимость услуг, связанных с доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции N 157н).
Принятие к бюджетному учету материальных запасов, остающихся в распоряжении учреждения по результатам проведения ремонтных работ, отражается с применением счета 0 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления" (п. 23 Инструкции N 162н). Полагаем, что аналогично может быть оприходован грунт, образовавшийся при ремонте дороги. Однако такую бухгалтерскую запись необходимо будет согласовать в порядке п. 2 Инструкции N 162н.
Таким образом, оприходование грунта, образовавшегося при проведении работ по ремонту автомобильной дороги (имущества казны), может отражаться:
Дебет 1 108 56 346 Кредит 1 401 10 199
- принят к учету грунт, образовавшийся при ремонте автомобильной дороги.
В качестве первичного документа в данном случае может использоваться Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207). В разделе "Дополнительные сведения" могут указываться причины образования грунта и иные необходимые сведения.
Правоустанавливающие документы при принятии к бюджетному учету необходимы в отношении объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации (п. 36 Инструкции N 157н). Каких-либо правоустанавливающих документов при принятии к учету грунта, полученного в результате ремонта дороги, являющейся муниципальной собственностью, не требуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

19 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.