Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение осуществляет закупку с применением конкурсных процедур в рамках государственного задания. Согласно ч. 23 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ от участника поступили денежные средства (плата за право заключения контракта), которые не являются обеспечительным платежом. Как правильно оприходовать в бухгалтерском учете данные средства?

Бюджетное учреждение осуществляет закупку с применением конкурсных процедур в рамках государственного задания. Согласно ч. 23 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ от участника поступили денежные средства (плата за право заключения контракта), которые не являются обеспечительным платежом. Как правильно оприходовать в бухгалтерском учете данные средства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для учета расчетов по доходам, полученным бюджетным учреждением в виде платы за право на заключение контракта, может быть использован счета 205 29 "Расчеты по иным доходам от собственности". Указанные доходы отражаются с применением АнКВД 120 "Доходы от собственности" в увязке с подстатьей 129 "Иные доходы от собственности" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 23 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта исходя из положений Закона N 44-ФЗ о порядке проведения аукциона с учетом особенностей, предусмотренных указанной частью.
Согласно ч. 12 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной этим участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта (смотрите также письмо Минфина России от 03.03.2020 N 24-03-07/15872).
В разъяснениях финансового ведомства (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 12.02.2020 N 24-03-07/9524), а также в документах правоприменительной практики обращается внимание на то, что заключаемые на продажу права заключения государственные контракты являются возмездными именно постольку, поскольку заказчик в рассматриваемом случае получает плату от победителя торгов, тогда как оказываемое контрагентом по такому контракту исполнение (в том числе услуги) оплате со стороны заказчика не подлежит (постановление Восемнадцатого ААС от 06.02.2020 N 18АП-19741/19, оставленное без изменения постановлением АС Уральского округа от 15.07.2020 N Ф09-3935/20). В постановлении АС Дальневосточного округа от 10.06.2019 N Ф03-1889/19 по делу N А51-12032/2018 указано, что цена, уплачиваемая за право заключения контракта, фактически является условием к заключению сделки, а не действиями, направленными на исполнение условий самого контракта, поскольку уплаченная стоимость за право заключить контракт не связана с ценой контракта, а представляет собой выкупную стоимость приобретения названного права.
В настоящее время поступление доходов в организациях бюджетной сферы отражается с применением счетов 205 00 "Расчеты по доходам", 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (пп. 197, 220 Инструкции N 157н). Счет 205 00 предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству РФ на него функций, включая поступившие от плательщиков суммы предварительной оплаты. В свою очередь, счет 209 00 используется для учета расчетов по суммам причиненных учреждению различных ущербов, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.
Согласно п. 12.1.2 Порядка N 85н, подп. 9.2.9 п. 9 Порядка N 209н суммы, поступающие в виде платы за право на заключение договоров, государственных (муниципальных) контрактов, относятся на статью 120 "Доходы от собственности" аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатью 129 "Иные доходы от собственности" КОСГУ.
В соответствии с пп. 199, 221 Инструкции N 157н это может быть только счет 205 29 "Расчеты по иным доходам от собственности", так как для счета 209 00 подобной аналитики не предусмотрено.
На основании п. 46 Стандарта "Доходы" доходы от собственности, за исключением перечисленных в подп. "а" и "д" п. 44 настоящего Стандарта, признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода в оценке, предусмотренной условиями договоров (контрактов, соглашений). Кроме того, как правило, начисление доходов, поступающих бюджетному учреждению, отражается по КФО 2.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 2 507 10 129 Кредит 2 504 10 129
- планом ФХД утверждена сумма дохода в виде платы за право заключения договора (п. 177 Инструкции 174н);
2. Дебет 2 205 29 56Х Кредит 2 401 10 129*(1)
- отражено признание доходов текущего финансового года в виде платы, вносимой победителем аукциона за право заключить договор;
3. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 29 66Х*(1),
увеличение забалансового счета 17, АнКВД 120, КОСГУ 129)
- отражено поступление дохода в виде платы, вносимой победителем аукциона на право заключить договор;
4. Дебет 2 508 10 129 Кредит 2 507 10 129
- на основании выписки из лицевого счета отражено поступление средств (п. 180 Инструкция 174н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Ответ прошел контроль качества

21 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Вместо "Х" указывается аналитическая составляющая кода КОСГУ, соответствующая типу контрагента в рассматриваемой ситуации.