Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетному учреждению оказаны услуги по вывозу отходов, кроме ТКО. Выставлен счет на предоставление бункера для сбора отходов. Акт приема-передачи объекта не оформлялся. По какой статье (подстатье) КОСГУ следует отразить расходы на предоставление бункера?

Бюджетному учреждению оказаны услуги по вывозу отходов, кроме ТКО. Выставлен счет на предоставление бункера для сбора отходов. Акт приема-передачи объекта не оформлялся. По какой статье (подстатье) КОСГУ следует отразить расходы на предоставление бункера?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения расходы на оплату предоставленного бункера для сбора отходов можно отразить по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ при условии, что компетентными должностными лицами такие взаимоотношения не будут квалифицированы как арендные.

Обоснование вывода:
На основании п. 2 Стандарта "Аренда" в перечень правоотношений (виды договоров), на которые распространяется Стандарт "Аренда", включаются, в частности, договоры аренды и имущественного найма. То есть если учреждение заключило договор в соответствии с главой 34 "Аренда" ГК РФ, то для учета хозяйственных операций по этому договору применяются положения Стандарта "Аренда".
В рассматриваемой ситуации для ответа на вопрос о необходимости применения по полученным бункерам для сбора отходов положений Стандарта "Аренда" следует правильно квалифицировать отношения, возникающие в конкретном случае. Вопрос квалификации подобных взаимоотношений относится к компетенции сотрудников юридической службы.
По нашему мнению, для разграничения арендных отношений от возмездного оказания услуг следует учитывать, что для арендатора эффект, для достижения которого он вступает в договорные отношения, непосредственно связан с полезными свойствами арендуемого имущества. Для заказчика по договору возмездного оказания услуг эффект заключается в использовании не имущества, а результатов действий (деятельности) исполнителя, при этом полезные свойства принадлежащего исполнителю имущества, если оно каким-либо образом используется сторонами договора в ходе его исполнения, лишь косвенно связаны с этим эффектом.
В данной ситуации, прежде всего, необходимо выяснить, является ли объект, полученный в пользование, активом. Перечень критериев признания имущества активом складывается из положений п. 36 Стандарта "Концептуальные основы". Следовательно, должностным лицам учреждения необходимо сформировать профессиональное суждение в целях признания полученного объекта активом и, соответственно, необходимости применения норм Стандарта "Аренда", исходя из следующих критериев (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 26.07.2018 N 02-06-10/52547):
- в договоре есть конкретный объект имущества, который передается;
- у учреждения есть право получать практически все выгоды от объекта;
- у учреждения есть право определять способ использования объекта.
Если перечисленные критерии в отношении переданного учреждению имущества выполняются, то есть основания для применения Стандарта "Аренда". В противном случае в учете должны отражаться расчеты в рамках договора возмездного оказания услуг*(1).
Конечно, возможность получения бункера для сбора отходов именно в аренду не исключена. Судебная практика также подтверждает эту возможность (смотрите, например, постановления Девятого ААС от 18.06.2019 N 09АП-17718/19, Арбитражного суда Уральского округа от 12.12.2017 N Ф09-7588/17 по делу N А60-58041/2016, Семнадцатого ААС от 30.08.2017 N 17АП-10879/17 и др.).
Однако в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, даже при условии фактического предоставления бункера нельзя говорить о существовании у учреждения возможности определять способ его использования. Кроме того, как таковой договор аренды не заключался, акт приема-передачи объекта не оформлялся. А согласно п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. То есть в данном случае нельзя однозначно говорить о конкретном предоставлении объекта в аренду.
На наш взгляд, эффект от этой хозяйственной операции заключается именно в результатах действий контрагента, полезные свойства полученного объекта лишь косвенно связаны с этим эффектом. Итогом оказанной услуги является вывоз собранных в определенном месте отходов, а не получение каких-либо выгод от самого бункера. Дополнительным аргументом в пользу неприменения норм Стандарта "Аренда" может являться тот факт, что если полученный бункер с определенной периодичностью будет заменяться другим. То есть в этом случае возможность идентификации конкретного объекта отсутствует, и, скорее всего, речь идет об оказании услуг.
Однако окончательное решение о квалификации осуществляемой хозяйственной операции остается за профильными специалистами учреждения. Кроме того, во избежание разногласий с проверяющими целесообразно более четко обозначить договорные отношения, чтобы избежать их двоякого толкования.
Если в учреждении будет принято решение, что предоставление бункера не подпадает под действие Стандарта "Аренда", то отметим следующее.
В целях отнесения расходов на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы руководствуются Порядком N 209н. Отнесение расходов на тот или иной код должно осуществляться исходя из экономического содержания хозяйственной операции (п. 3 Порядка N 209н).
В положениях Порядка N 209н не содержится прямых указаний о применении конкретной подстатьи статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ в отношении рассматриваемых в вопросе расходов.
Согласно подп. 10.2.6 п. 10 Порядка N 209н расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенные на подстатьи 221-225, 227-229 КОСГУ, относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. При этом перечень расходов, поименованный в описании подстатьи 226 КОСГУ, не является закрытым. Соответственно, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения расходы, связанные с оплатой предоставленного бункера, можно отнести на подстатью 226 КОСГУ в составе прочих расходов, не поименованных в других подстатьях статьи 220 КОСГУ.
Таким образом, расходы на оплату предоставленного бункера для сбора отходов можно отразить по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ при условии, что такие отношения не будут квалифицированы как арендные.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

9 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Энциклопедия решений. Как организовать учет по Стандарту "Аренда" (для бюджетной сферы).