Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В каком порядке органу исполнительной власти отразить принятие к учету медикаментов, полученных от ООО по договору дарения и подлежащих последующей передаче подведомственным учреждениям в целях их использования при оказании медицинских услуг?

В каком порядке органу исполнительной власти отразить принятие к учету медикаментов, полученных от ООО по договору дарения и подлежащих последующей передаче подведомственным учреждениям в целях их использования при оказании медицинских услуг?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок учета материальных ценностей, безвозмездно переданных органу исполнительной власти в дар и подлежащих последующей передаче подведомственным учреждениям для использования их своей деятельности, необходимо определить в рамках учетной политики.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Действующими в настоящее время нормативно-правовыми актами в области бухгалтерского (бюджетного) учета порядок отражения хозяйственных операций по получению материальных ценностей на безвозмездной основе для целей последующей их передачи другим субъектам учета не урегулирован. Соответственно, такой порядок необходимо определить в рамках учетной политики в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции N 162н.
По общему правилу медикаменты учитываются организациями бюджетной сферы, исходя из требований Инструкции N 157н, в составе материальных запасов (пп. 117, 118 Инструкции N 157н). Однако в соответствии с п. 7 Стандарта "Запасы", п. 36 Стандарта "Концептуальные основы..." материальными запасами являются активы, приобретенные для потребления (использования) в процессе деятельности субъекта учета. В данном случае материальные ценности получены субъектом учета, который в силу специфики деятельности не будет использовать медикаменты, но планирует их передачу подведомственным учреждениям. Соответственно, полученные органом власти медикаменты не могут быть учтены на счете 105 01 "Лекарственные препараты и медицинские материалы".
По общему правилу материальные ценности, приобретенные одним учреждением в целях последующей передачи другим организациям бюджетной сферы, учитываются на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы" (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 11.11.2016 N 02-07-10/66247). Вместе с тем в соответствии с п. 31 Инструкции N 162н счет 106 00 применяется в случае формирования стоимости объектов нефинансовых активов для целей их передачи, то есть в случае осуществления расходов на приобретение медикаментов либо самим органом власти, либо иной организацией бюджетной сферы, которая осуществляет их безвозмездную передачу органу власти по договору дарения в сумме произведенных затрат (п. 24 Стандарта "Запасы").
В рассматриваемом случае орган власти не осуществлял расходы на приобретение медикаментов, а получил их безвозмездно от организации частного сектора. Соответственно, основания для принятия таких медикаментов к учету на счете 106 00 отсутствуют.
Согласно п. 335 Инструкции N 157н для учета материальных ценностей, не являющихся активами учреждения, предназначен забалансовый счет 02. Однако согласно применяемой в настоящее время организациями бюджетной сферы методологии бухгалтерского учета признанные неактивами материальные ценности при принятии решения о безвозмездной их передаче другим учреждениям подлежат восстановлению на балансовом учете (п. 7 Инструкции N 162н).
В рассматриваемом случае так как органом власти изначально было принято решение о передаче получаемых медикаментов подведомственным учреждениям, учетной политикой может быть установлено требование о принятии к учету таких материальных ценностей в качестве материальных запасов на соответствующий счет аналитического учета счета 0 105 00 000. Информация о такой хозяйственной операции в дальнейшем подлежит раскрытию в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).
Материальные запасы учреждения отражаются на счетах бухгалтерского учета исходя из их целевого (функционального) назначения, то есть значение имеет направление их использования непосредственно самим учреждением.
Специалисты финансового ведомства ранее давали разъяснение, что материальные запасы могут быть отнесены к лекарственным препаратам и материалам, применяемых в медицинских целях, если такие материальные запасы используются для оказания медицинских услуг (смотрите, в частности, письма Минфина России от 26.07.2019 N 02-08-05/56168, от 01.08.2019 N 02-08-10/57713, от 09.08.2019 N 02-08-10/60687). При этом если препараты медицинского назначения приобретаются для использования не в медицинских целях, то их следует отражать как прочие материальные запасы (смотрите, например, письмо Минфина России от 28.06.2019 N 02-08-10/47979). Так как использование медикаментов в медицинских целях будет осуществляться непосредственно подведомственными учреждениями, то в бюджетном учете органа власти они могут быть учтены на счете 105 36 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" как иные матзапасы или матзапасы специального назначения.
В соответствии с п. 23 Инструкции N 162н безвозмездное получение материальных запасов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 190 по факту получения имущества от передающей стороны (п. 39 Стандарта "Доходы").
Согласно п. 9.9 Порядка N 209н статья 190 КОСГУ детализируется подстатьями КОСГУ в зависимости от характера поступлений (текущий или капитальный), а также от правовой формы хозяйствующего субъекта, осуществляющего передачу имущества.
При безвозмездном получении казенным учреждением от юридического лица (ООО, не относящегося к бюджетной сфере и организациям государственного сектора) нефинансовых активов КОСГУ детализируется в следующем порядке (пп. 7, 9.9.2, 9.9.6 Порядка N 209н):
- для отражения поступления материальных запасов применяется подстатья 192 КОСГУ;
- для отражения поступлений капитального характера применяется подстатья 196 КОСГУ.
Поскольку в рассматриваемой ситуации от юридического лица по договору дарения поступает имущество, учитываемое в составе матзапасов, в разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета 401 10 следует указывать подстатью 192 КОСГУ.
По общему правилу при формировании 1-17 разрядов номера счета плана счетов бюджетного учета указываются коды (составные части кодов) бюджетной классификации РФ текущего (отчетного) финансового года в соответствии с Приложением к Инструкции N 162н (п. 2 Инструкции N 162н). Непосредственный порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структура и принципы назначения изложены в одноименном приказе Минфина России от 06.06.2019 N 85н (далее - Порядок N 85н), а также приказе Минфина России от 08.06.2020 N 99н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)".
Для счета 0 105 36 000 следует отражать:
- в 1-4 разрядах счета - 4-7 разряд кода классификации расходов бюджета (КРБ), а именно код раздела и код подраздела, которые соответствуют тем функциям (услугам, работам), в которых будет использоваться имущество (Приложение к Инструкции N 162н, письмо Минфина России от 08.07.2016 N 09-04-07/40283);
- в 5-17 разрядах номера счета - нули. Однако в целях получения дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бюджетной отчетности, а также в соответствии с требованиями главного администратора бюджетных средств, финансового органа, в целях управленческого учета учреждение имеет право в рамках учетной политики предусмотреть применение кодов согласно целевому использованию имущества, например код целевой статьи расходов (п. 2 Инструкции N 162н).
Для счета 0 401 10 000 следует отражать:
- в 1-14 разрядах счета - 4-17 разряды кода классификации доходов бюджета (КДБ): код группы, подгруппы, статьи, подстатьи, код элемента доходов, группу подвида дохода;
- в 15-17 разрядах номера счета - соответствующие коды аналитических групп подвида доходов (АнКВД).
В соответствии с п. 14 Порядка N 85н в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации безвозмездные поступления нефинансовых активов отражается по соответствующим подстатьям, элементам доходов кода вида доходов бюджетов 000 2 07 100Х0 ХХ 0000 180 "Прочие безвозмездные неденежные поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации", в частности, 2 07 10020 02 0000 180 "Прочие безвозмездные неденежные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации".
Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения поступление по договору дарения медикаментов, подлежащих передаче подведомственным учреждениям, может быть отражено с применением следующей корреспонденции счетов: Дебет ХХХХ 0000000000 000 1 105 36 346 Кредит 2 07 10020 02 0000 180 КДБ 1 401 10 192.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

7 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.