Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Каковы сроки сдачи ликвидационной бухгалтерской отчетности при реорганизации бюджетных учреждений в форме слияния?

Каковы сроки сдачи ликвидационной бухгалтерской отчетности при реорганизации бюджетных учреждений в форме слияния?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При реорганизации реорганизуемое учреждение составляет бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями Раздела III Инструкции N 33н, в состав которой, среди прочего, входит разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830). Разделительный (ликвидационный) баланс (ф. 0503830), как и другие формы отчетности, должен содержать сведения о составе имущества, перечень предъявленных кредиторами требований, информацию о результатах их рассмотрения и т.п. На основании разделительного (ликвидационного) баланса осуществляется передача показателей баланса от реорганизуемого учреждения к правопреемнику. После отражения в учете передачи имущества и обязательств при реорганизации составляется заключительный Разделительный (ликвидационный) баланс (ф. 0503830), показатели которого на дату реорганизации будут равны нулю.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица, в том числе в форме слияния, осуществляется по решению его учредителей или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. В этом случае к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п. 1 ст. 58 ГК РФ).
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица). При этом последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица).
Реорганизуемое бюджетное учреждение формирует бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном разделом II Инструкции N 33н, с учетом особенностей, предусмотренных разделом III (п. 78 Инструкции N 33н). Бухгалтерская отчетность представляется учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации (п. 79 Инструкции N 33н).
В соответствии с п. 77 Инструкции N 33н бухгалтерская отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации в следующем составе:
- разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830), заполняемый с учетом особенностей, изложенных в п. 78 Инструкции N 33н;
- справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
- справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
- отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
- отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
- отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
- отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);
- пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760), оформленная с учетом особенностей, изложенных в п. 82 Инструкции N 33н.
Одной из особенностей является то, что разделы Баланса (ф. 0503830) формируются в соответствии с пп. 14, 21 Инструкции N 33, при этом по строке 571 отражается остаток по счету 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года", по строке 572 - остаток по счету 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года".
Из вышеизложенного следует, что бухгалтерская отчетность реорганизуемого бюджетного учреждения должна быть составлена в обычном порядке с учетом небольших особенностей. Разделительный (ликвидационный) баланс (ф. 0503830), как и другие формы отчетности, должны содержать сведения о составе имущества, перечень предъявленных кредиторами требований, информацию о результатах их рассмотрения и т.п. После этого бухгалтерскую (финансовую) отчетность утверждает учредитель. На основании утвержденного разделительного баланса осуществляется прием остатков по счетам учреждением-правопреемником.
Однако обратим внимание, что таким образом составляется промежуточная бухгалтерская отчетность. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица). Другими словами, после составления промежуточной бухгалтерской отчетности как у принимающей, так и у передающей стороны в бухгалтерском учете передача показателей отражается в сумме оборотов по каждому счету в корреспонденции со счетом 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" в порядке, установленном абзацем 6 п. 147 Инструкции N 174н. После отражения в учете передачи имущества и обязательств при реорганизации составляется заключительный Разделительный (ликвидационный) баланс (ф. 0503830), показатели которого на дату реорганизации будут равны нулю.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Отчетный период, отчетная дата в целях составления бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц;
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных и автономных учреждений. Присоединение одного бюджетного или автономного учреждения к другому без изменения подведомственности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

16 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.