Бюджетное учреждение имеет здание лаборатории-стационара с пристроем. Пристрой находится в аварийном состоянии. Учреждение получило разрешение Управления имущественных, земельных отношений и градостроительства на реконструкцию здания лаборатории-стационара. Сносу подлежит пристройка (литера А1) к зданию лаборатории-стационара (литера А). Согласно проектной документации для дальнейшей безопасной эксплуатации здания лаборатории-стационара (литера А) следует провести следующие мероприятия: - выполнить демонтаж конструкций пристройки (литера А1); - засыпать заглубленную часть пристройки до уровня планировочной отметки земли, выполнить уплотнение. Так же согласно проектной документации в целом композиция и оформление фасадов здания лаборатории-стационара (литера А) в процессе реконструкции не претерпевают изменений. Пристройка (литера А1) демонтируется. Общая площадь здания после реконструкции уменьшается. Улучшения здания не происходит. Здание полностью амортизировано. Учреждение заключило договор подряда о выполнении работ по реконструкции нежилого здания в соответствии со сметной документацией (снос пристроя (литер А1) и отсыпка заглубленной части). Сумма договора составила 70 000 рублей с НДС. По какому КВР и какой подстатье КОСГУ отразить расходы на оплату договора на реконструкцию нежилого здания? Какой минимальный срок амортизации возможно определить после данной реконструкции?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на оплату договора о реконструкции нежилого здания могут быть отражены:
- по элементу вида расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями" в увязке со статьей 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ в случае, если учреждением заключен единый договор о реконструкции здания в соответствии со сметной документацией;
- по элементу вида расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями" в увязке с подстатьей 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ в случае, если учреждением заключен контракт (договор) на отдельные виды работ, проводимые в целях реконструкции здания.
Определение срока полезного использования объекта после проведенных работ по реконструкции здания относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов. Минимальный срок начисления амортизации после указанных работ законодательством РФ не установлен.
Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации и статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы применяют положения:
- приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Порядок N 85н);
- приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - Порядок N 209н).
Расходы подлежат отражению по соответствующим элементам вида расходов и статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания (п. 48 Порядка N 85н, п. 3 Порядка N 209н).
Таким образом, применение соответствующих элементов вида расходов и статей (подстатей) КОСГУ будет зависеть от квалификации произведенных работ. Определение характера работ, в частности, связанных с реконструкцией (модернизацией, достройкой, дооборудованием), сносом или ремонтом (текущим, капитальным) относится к компетенции профильной комиссии учреждения.
Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы, указанные понятия не раскрывают. Вместе с тем для целей определения характера работ постоянно действующей комиссии учреждения целесообразно руководствоваться:
- Градостроительным кодексом РФ;
- Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88(р), утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.
Так, например, под реконструкцией объектов капитального строительства подразумевается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкцией объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкцией на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ). В свою очередь, под сносом объекта капитального строительства подразумевается ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения, разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей (п. 14.4 ст. 1 ГрК РФ).
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации указанные работы квалифицированы в качестве работ по реконструкции здания, отметим следующее.
Согласно п. 7 Порядка N 209н расходы на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества (на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) объектов непроизведенных активов), на приобретение (создание) основных фондов, формируют (увеличивают) стоимость основных фондов - недвижимого и (или) движимого имущества, признаваемого в целях бухгалтерского учета объектами основных средств (смотрите также письмо Минфина России от 11.12.2020 N 02-08-10/109668).
При этом расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров о реконструкции, техническом перевооружении, расширении, модернизации (модернизации с дооборудованием) основных средств относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н). То есть в случае, если учреждением заключен единый договор о реконструкции здания в соответствии со сметной документацией, такие расходы следует отражать по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
Вместе с тем на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ относятся расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения), формирующие стоимость основных фондов, в том числе оплату демонтажных работ (снос строений и тому подобное) (п. 10.2.8 Порядка N 209н). То есть в случае если учреждением заключен контракт (договор) на отдельные виды работ, проводимые в целях реконструкции здания, то такие расходы следует отражать по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ.
В свою очередь, расходы государственных (муниципальных) бюджетных учреждений по осуществлению капитальных вложений (строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства) в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности относятся по элементу вида расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями" (п. 48.4.2 Порядка N 85н).
Таким образом, расходы на оплату договора о реконструкции нежилого здания могут быть отражены:
- по элементу вида расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями" в увязке со статей 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ в случае, если учреждением заключен единый договор о реконструкции здания в соответствии со сметной документацией;
- по элементу вида расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями" в увязке с подстатьей 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ в случае, если учреждением заключен контракт (договор) на отдельные виды работ, проводимые в целях реконструкции здания.
В части определения минимального срока полезного использования объекта после проведенных работ по реконструкции здания отметим следующее.
В результате проведения реконструкции, как правило, увеличивается срок полезного использования объекта, который пересматривается по решению комиссии по поступлению и выбытию активов. Изменение срока полезного использования, в случае расчета амортизационных начислений линейным способом, повлечет за собой необходимость изменения нормы амортизации (п. 85 Инструкции N 157н). Расчет годовой суммы амортизации производится при линейном способе, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату изменения срока полезного использования и уточненной нормы амортизации, исчисленной, исходя из оставшегося срока полезного использования на дату изменения срока использования. При этом нормативными документами не определен минимальный срок полезного использования объекта в результате проведенных работ по реконструкции здания.
Таким образом, определение срока полезного использования объекта после проведенных работ по реконструкции здания относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов. При этом минимальный срок начисления амортизации после указанных работ законодательством РФ не установлен.
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Учет реконструкции и модернизации основных средств (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панина Кристина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
18 февраля 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.