Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение планирует приобрести две справочно-правовые системы (СПС). Наполняемость материалами обоих справочно-правовых систем удовлетворяет потребностям учреждения. Необходимость приобрести именно две СПС обусловлена сложившейся практикой применения разных СПС в структурных подразделениях. Может ли в таком случае бюджетное учреждение приобрести две справочно-правовые системы?

Бюджетное учреждение планирует приобрести две справочно-правовые системы (СПС). Наполняемость материалами обоих справочно-правовых систем удовлетворяет потребностям учреждения. Необходимость приобрести именно две СПС обусловлена сложившейся практикой применения разных СПС в структурных подразделениях.
Может ли в таком случае бюджетное учреждение приобрести две справочно-правовые системы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приобретение бюджетным учреждением одновременно двух комплектов справочно-правовых систем в случае, когда каждый из приобретенных комплектов по отдельности в полной мере удовлетворяет потребностям учреждения, может быть классифицировано как неэффективное использование средств.

Обоснование вывода:
В первую очередь, следует отметить, что требование о нормировании закупок установлено положениями ст. 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в отношении государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ). Соответственно, количество приобретаемых справочно-правовых систем, приобретаемых бюджетными или автономными учреждениями, не нормируется.
Как правило, справочно-правовые системы (далее - СПС) приобретаются в целях информационного сопровождения работы профильных специалистов учреждения. Вместе с тем в своей основе разные СПС имеют различные подходы к хранению, поиску, систематизации и представлению правовой информации. Кроме того, информационное наполнение СПС не является абсолютно идентичным. В одной системе могут быть представлены материалы, отсутствующие по каким-либо причинам в другой системе (в частности, разработчиком одной системы не достигается соглашение с автором материала о возможности включения его в тот или иной информационный банк, а разработчиком другой достигается либо в одной системе присутствует подборка материала по какой-либо специфической тематике, представляющей практический интерес для конкретной организации, а в другой - нет и т.д.). Помимо прочего, в разных СПС применены различные подходы к графическому отображению информации, ее поиску.
Поэтому расходы, связанные с приобретением одновременно двух справочно-правовых систем, не могут рассматриваться в качестве неэффективных (избыточных) независимо от источника финансового обеспечения расходов (средства, предоставленные из бюджета, либо собственные средства учреждения) при условии, что комплекты справочно-правовых систем не идентичны, а каждый из приобретенных комплектов по отдельности не в полной мере удовлетворяет потребностям учреждения.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая научно обоснованная методика, позволяющая квалифицировать действия должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений в качестве неэффективного использования бюджетных средств. Впрочем, не существует и официально утвержденного определения самого понятия "неэффективное использование бюджетных средств".
Критерии эффективности использования бюджетными учреждениями денежных средств и иных материальных ресурсов действующим законодательством РФ не установлены. При этом, по мнению судебных инстанций, конкретные требования, раскрывающие понятие "эффективность", определяются в каждом конкретном случае оценочно, с субъективной точки зрения того или иного должностного лица (смотрите, например, решение Арбитражного суда Омской области от 01.12.2014 по делу N А46-13502/2014).
Факты неэффективного использования средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения государственного задания, а также средств от приносящей доход деятельности, выявленные в ходе контрольных мероприятий, могут констатироваться в качестве недостатков и послужить поводом для принятия различных кадровых решений в отношении руководителей бюджетных учреждений.
В указанной ситуации комплекты обоих СПС удовлетворяют потребностям учреждения, а приобретение двух СПС связано со сложившейся практикой их применения в структурных подразделениях. Таким образом, учреждение может достигнуть необходимого результата по информационному сопровождению работы профильных специалистов, приобретя только одну СПС.
Поэтому считаем, что приобретение одновременно двух СПС в данном случае может быть классифицировано контролирующими органами в качестве неэффективного использования средств (смотрите, например, п. 3.2 Стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 104 "Аудит эффективности" утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 30.11.2016 N 4ПК).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Ответ прошел контроль качества

16 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.