Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В бюджетном учреждении, не являющемся участником пилотного проекта, осуществляется оплата медосмотров за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за счет субсидии на задание. Могут ли быть предусмотрены в плане финансово-хозяйственной деятельности расходы на оплату медосмотров по коду 119 КВР? Как отражать в учете расходы на оплату медосмотров и расчеты с ФСС в данной ситуации?

В бюджетном учреждении, не являющемся участником пилотного проекта, осуществляется оплата медосмотров за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за счет субсидии на задание.
Могут ли быть предусмотрены в плане финансово-хозяйственной деятельности расходы на оплату медосмотров по коду 119 КВР? Как отражать в учете расходы на оплату медосмотров и расчеты с ФСС в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Факт принятия ФСС РФ решения о финансовом обеспечении предупредительных мер за счет средств начисленных страховых взносов отражается в учете в качестве операции по признанию доходов от компенсации затрат. Операция по уменьшению подлежащих уплате сумм страховых взносов в счет финансового обеспечения мер по сокращению травматизма может быть отражена в бухгалтерском учете в качестве зачета встречных требований.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст.ст. 212, 213 ТК РФ проведение медицинских осмотров работников и их оплата является обязанностью работодателя. В то же время в соответствии с пп. "е" п. 3 Правил, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила), финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в том числе расходы страхователя на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Учитывая пп. "е" п. 4 Правил, на момент обращения с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС учреждением уже должен быть заключен договор на проведение медицинских осмотров с медицинской организацией. В свою очередь, соответствующая закупка услуг по медосмотру должна быть предусмотрена учреждением в Плане ФХД еще до обращения в ФСС за возмещением расходов.
Согласно п. 48.1 Порядка N 85н на элемент видов расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений" могут быть отнесены в том числе расходы на обеспечение мер, направленных на сокращение ПТ и ПЗ в счет начисляемых страховых взносов на НСП и ПЗ. Однако, по нашему мнению, возможность включения соответствующих расходов в План ФХД именно по элементу видов расходов 119 до принятия решения ФСС РФ об их финансовом обеспечении за счет сумм страховых взносов весьма сомнительна: такой подход будет обоснованным в том случае, если решение ФСС РФ о финансовом обеспечении расходов за счет сумм страховых взносов было принято до заключения учреждением контракта на оказание услуг. При отсутствии соответствующего решения ФСС РФ расходы, связанные с прохождением сотрудниками медосмотров, на момент их планирования и заключения договора являются обязательствами учреждения, а не ФСС РФ, и подлежат отражению в общеустановленном порядке, т.е. с применением элемента видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ, услуг".
Согласно Порядку N 209н расходы на оплату медицинских услуг (в том числе медицинских осмотров), направленные на сокращение ПТ и ПЗ работников, относятся на счет подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Учитывая, что проведение медицинских осмотров является обязанностью работодателя и не относится к расходным обязательствам ФСС РФ, а решение о финансовом обеспечении расходов на оплату медосмотров за счет начисленных страховых взносов ФСС РФ принимается территориальным органом ФСС при условии соблюдения работодателем установленных условий, на основании принятого такого решения в учете необходимо отразить новый факт хозяйственной жизни - признание доходов от компенсации затрат. Исходя из экономического смысла, указанная операция может быть отражена в учете по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" и подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ с использованием балансового счета 2 209 34 000 "Расчеты по компенсации затрат". При этом операция по уменьшению подлежащих уплате сумм страховых взносов в счет финансового обеспечения мер по сокращению травматизма может быть отражена в бухгалтерском учете в качестве зачета встречных требований.
В рассматриваемой ситуации страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начислены в рамках деятельности по выполнению задания. Соответственно, для отражения операции по зачету встречных требований применяется счет 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами". Схему корреспонденций, применяемую для отражения расчетов по финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению травматизма за счет средств начисленных страховых взносов, необходимо определить в рамках учетной политики в соответствии с абзацем вторым п. 4 Инструкции N 174н.
Согласно положениям Инструкции N 174н в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 109 ХХ 213 Кредит 4 303 06 731
- начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
2. Дебет 4 506 10 213 Кредит 4 502 11 213
- отражено принятие обязательств в сумме начисленных страховых взносов;
3. Дебет 4 502 11 213 Кредит 4 502 12 213
- отражено принятие денежных обязательств в сумме начисленных страховых взносов;
4. Дебет 2 209 34 561 Кредит 2 401 10 134
- на основании принятого ФСС РФ решения о финансовом обеспечении расходов на проведение медосмотров за счет сумм страховых взносов отражено признание доходов от компенсации затрат;
5. Дебет 2 507 10 134 Кредит 2 504 10 134
- плановые назначения по доходам от компенсации затрат утверждены Планом ФХД;
6. Дебет 4 303 06 831 Кредит 4 304 06 732
- отражено погашение задолженности по уплате страховых взносов на основании принятого ФСС РФ решения (при формировании Отчета (ф. 0503737) указанная операция подлежит отражению в графе 8 раздела "Расходы учреждения" по КВР 119 и графе 8 строки 832 Раздела "Источники финансирования дефицита средств учреждения");
7. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 209 34 661
- отражено погашение дебиторской задолженности по компенсации затрат путем зачета встречных требований (при формировании Отчета (ф. 0503737) указанная операция подлежит отражению в графе 8 раздела "Доходы учреждения" по АнКВД 130 и графе 8 строки 831 Раздела "Источники финансирования дефицита средств учреждения");
8. Дебет 4 304 06 832 Кредит 4 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- отражено уменьшение остатка денежных средств на лицевом счете учреждения по КФО 4 на сумму зачета встречных требований (при формировании Отчета (ф. 0503737) указанная операция подлежит отражению в графе 5 строк 720 и 831 Раздела "Источники финансирования дефицита средств учреждения");
9. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 732
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510)
- отражено увеличение остатка денежных средств на лицевом счете учреждения по КФО 2 на сумму зачета встречных требований (при формировании Отчета (ф. 0503737) указанная операция подлежит отражению в графе 5 строк 710 и 832 Раздела "Источники финансирования дефицита средств учреждения").

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Расходы за счет ФСС по сокращению травматизма (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных и автономных учреждений. Расходы за счет ФСС по сокращению травматизма;
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных и автономных учреждений. Пример формирования ф. 0503737. Некассовые операции в рамках нескольких видов деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

2 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.