Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетному учреждению выделена субсидия на иные цели на приобретение бесконтактных термометров. Соглашением предусмотрено, что субсидию можно расходовать и для деятельности на выполнение государственного (муниципального) задания, и для приносящей доход деятельности. Часть термометров учреждением была приобретена для использования в приносящей доход деятельности. Стоимость бесконтактных термометров не превышает 3000 руб. При отражении выдачи в эксплуатацию данных объектов основных средств, используемых в приносящей доход деятельности, можно ли использовать счет 401 20, минуя счет 109 00?

Бюджетному учреждению выделена субсидия на иные цели на приобретение бесконтактных термометров. Соглашением предусмотрено, что субсидию можно расходовать и для деятельности на выполнение государственного (муниципального) задания, и для приносящей доход деятельности. Часть термометров учреждением была приобретена для использования в приносящей доход деятельности. Стоимость бесконтактных термометров не превышает 3000 руб.
При отражении выдачи в эксплуатацию данных объектов основных средств, используемых в приносящей доход деятельности, можно ли использовать счет 401 20, минуя счет 109 00?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выдача в эксплуатацию бесконтактных термометров, стоимостью до 10 000 рублей включительно, приобретенных за счет субсидии на иные цели, но используемых в приносящей доход деятельности, может отражаться по дебету счета 4 401 20 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов", минуя счет 4 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 4 101 00 000 "Основные средства" с одновременным отражением на забалансовом счете 21 "Основные средства в эксплуатации".

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, кроме субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, бюджетным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии на иные цели (целевые субсидии). Порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (абзац 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Конкретные условия предоставления целевых субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих соглашениях, заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, может содержаться информация о целевом назначении предоставляемой субсидии.
В рассматриваемой ситуации субсидии на иные цели были выделены на приобретение бесконтактных термометров. По общему правилу нефинансовые активы должны учитываться с указанием кода того вида финансового обеспечения (деятельности), в рамках которого они были приобретены (получены, возникли). Однако данное правило действует не всегда. В разделе "Нефинансовые активы" Баланса (ф. 0503730) по КФО 5 "Субсидии на иные цели" на отчетную дату остатки могут числиться только по счету 5 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-11). Исключение предусмотрено только для материальных запасов - до списания с балансового учета они могут учитываться на счете 5 105 00 000 "Материальные запасы" (п. 3.3 письма Федерального казначейства от 09.01.2013 N 42-7.4-05/2.1-3). То есть приобретенный за счет средств целевой субсидии (КФО 5) объект основных средств подлежит переводу на КФО 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания". Это обусловлено тем, что целевые субсидии по своему экономическому смыслу являются инструментами дополнительной поддержки бюджетных и автономных учреждений, которая оказывается исключительно в целях обеспечения возможности выполнения государственных (муниципальных) заданий в предусмотренных объемах и с должным качеством. При этом текущее содержание нефинансовых активов, создаваемых за счет средств целевых субсидий (субсидий на осуществление капитальных вложений), как правило, осуществляется уже за счет субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий.
Таким образом, перед принятием к учету бесконтактных термометров в качестве инвентарного объекта фактические вложения, сформированные на счете 106 01 по КФО 5 "Субсидии на иные цели", подлежат переносу на КФО 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания".
На основании ч. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. В частности, согласно положениям ч. 3 ст. 298 ГК РФ и ч. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
В хозяйственной деятельности бюджетного учреждения ряд нефинансовых активов (основные средства, нематериальные активы, непотребляемые материальные запасы), учитываемых по КФО 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания", если иное не предусмотрено собственником имущества, в установленном порядке может использоваться в рамках приносящей доход деятельности. Ранее Минфин России в письме от 13.09.2012 N 02-06-10/3694 разъяснял, что перевод нефинансовых активов с КФО 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" на КФО 2 "Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)" является некорректным. Однако отражение имущества, закрепленного за учреждением по КФО 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания", не является препятствием для его использования в иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения, и осуществления расходов по его эксплуатации за счет иных источников (КФО 2).
Вместе с тем выдача в эксплуатацию объектов основных средств, стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов недвижимого имущества и библиотечного фонда, отражается по дебету счета 0 401 20 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов", соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" с одновременным отражением на забалансовом счете 21 "Основные средства в эксплуатации" (п. 10 Инструкции N 174н).
При этом счет 0 109 00 000 используется для учета операций по формированию информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг и хозяйственных операций (п. 134 Инструкции N 157н, п. 58 Инструкции N 174н). Учет расходов, формирующих себестоимость, ведется на данном счете в разрезе прямых, накладных и общехозяйственных расходов. То есть в зависимости от характера произведенных затрат учреждению необходимо осуществлять распределение по субсчетам счета 0 109 00 000.
Применение счета 0 109 00 000 не зависит от вида деятельности и типа учреждения и является обязательным для учреждений, которые оказывают какие-либо услуги, выполняют работы или производят готовую продукцию (письмо Минфина России от 02.09.2016 N 02-07-10/51652). Главное условие в целях применения данного счета - формируют ли конкретных расходы себестоимость услуги или нет (п. 134 Инструкции N 157н).
В случае, если расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, не формируют себестоимость госуслуг, то они списываются с использованием счета 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года".
Учитывая, что бесконтактные термометры будут использоваться в приносящей доход деятельности, то такие расходы не будут формировать себестоимость госуслуги и, соответственно, подлежат отражению с применением счета 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года".
Кроме того, в случае, если данные термометры приобретались учреждением в рамках исполнения рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), то полагаем, что потребность в закупке подобных товаров на отчетный период не прогнозировалась, актуальность их закупки на более длительный период не может быть оценена, включение их в состав себестоимости государственных работ, услуг с применением счета 0 109 00 000 неправомерно. В таком случае указанные расходы целесообразно относить на соответствующие счета аналитического учета счета 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года" (смотрите, например, письма Минфина России от 13.08.2020 N 02-06-10/73034, от 13.08.2020 N 09-07-07/73693).
Таким образом, выдача в эксплуатацию бесконтактных термометров, стоимостью до 10 000 рублей включительно, приобретенных за счет субсидии на иные цели, но используемых в приносящей доход деятельности, может отражаться по дебету счета 4 401 20 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов", минуя счет 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 4 101 00 000 "Основные средства" с одновременным отражением на забалансовом счете 21 "Основные средства в эксплуатации".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панина Кристина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

23 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.