Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере ТФОМС по распоряжению о прекращении права оперативного управления, выданному Департаментом имущественных и земельных отношений, передает на праве оперативного управления иное движимое имущество (стенд с символикой ТФОМС, предназначенный для размещения информации для застрахованных граждан). В извещении указываются бухгалтерские проводки Дебет 1 401 20 251 Кредит 1 106 31 410 (оперативное право, счет 106). По какому КФО и с применением каких бухгалтерских проводок необходимо принять данное имущество?

ТФОМС по распоряжению о прекращении права оперативного управления, выданному Департаментом имущественных и земельных отношений, передает на праве оперативного управления иное движимое имущество (стенд с символикой ТФОМС, предназначенный для размещения информации для застрахованных граждан). В извещении указываются бухгалтерские проводки Дебет 1 401 20 251 Кредит 1 106 31 410 (оперативное право, счет 106).
По какому КФО и с применением каких бухгалтерских проводок необходимо принять данное имущество?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие бюджетным учреждением вложений в основные средства отражается с использованием счета 4 401 10 195 "Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора".
Дальнейшее принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств (иного движимого имущества) осуществляется по сформированной стоимости по дебету счета 4 101 30 310 "Основные средства - иное движимое имущество".

Обоснование вывода:
Принятие к учету объектов основных средств, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (п. 34 Инструкции N 157н).
Безвозмездная передача имущества между организациями бюджетной сферы сопровождается Извещением (ф. 0504805), оформленным в двух экземплярах, с указанием суммы и наименования переданного имущества. К Извещению прикладываются документы, подтверждающие факт приемки-передачи имущества. При этом принимающая сторона из анализа полученных документов четко должна понимать, какое именно имущество ей передается.
Соответственно, анализируя полученные документы, комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов может определить, что передается: объект основного средства или вложения в основные средства. Так, например, если в распоряжении Департамента имущественных и земельных отношений о передаче имущества и закреплении права оперативного управления указано, что передается объект основного средства, а в извещении передающая сторона отразила передачу вложений в основные средства, то учреждению необходимо запросить у передающей стороны исправленные документы. Вместе с тем если в распоряжении о передаче имущества нет указаний о том, какое именно имущество передается: объект основного средства или вложения в основное средство, то следует исходить в том числе из документов передающей стороны и визуального осмотра комиссией самого объекта.
Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных субъекту учета поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания (сооружения и (или) изготовления) объекта основных средств в рамках деятельности субъекта учета, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые включают, в частности, цену приобретения, а также любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств, в том числе на приведение в состояние, пригодное для эксплуатации (п. 15 Стандарта "Основные средства").
Так, в случае, если передающей стороной не были проведены все необходимые мероприятия для состояния, пригодного для эксплуатации данного имущества, и первоначальная стоимость объекта основных средств не была сформирована, то в таком случае учреждению будут переданы вложения в основные средства. Однако следует отметить, что если стоимость объекта основных средств была сформирована и объект в установленном порядке был принят на балансовый учет с отражением на счете 101 00 "Основные средства", то перевод на счет 106 01 "Вложения в основные средства" с целью передачи данного объекта не производится.
В свою очередь, принятие к бухгалтерскому учету полученного безвозмездно имущества в составе основных средств при закреплении права оперативного управления отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 4 101 00 310 "Основные средства" и кредиту счета 4 401 10 195 "Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора" (п. 9 Инструкции N 174н).
Вместе с тем Инструкцией N 174н не предусмотрены корреспонденции счетов по принятию учреждением капитальных вложений. В то же время данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у учреждений вне зависимости от его типа (п. 3 Инструкции N 157н). Так, согласно прямой норме п. 31 Инструкции N 162н учет операций по вложениям в объекты основных средств при их безвозмездном получении произведенных сумм капитальных вложений, в том числе в целях формирования сумм фактически произведенных капитальных вложений в объекты нефинансовых активов (формирования стоимости объектов нефинансовых активов), отражается по дебету счета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 190 "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления".
В соответствии с п. 9.9 Порядка 209н безвозмездные неденежные поступления текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора относятся на подстатью 191 КОСГУ, а безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора относятся на подстатью 195 КОСГУ.
Вместе с тем выбор кода финансового обеспечения (далее - КФО) для отражения в учете безвозмездно полученного имущества зависит от статуса передающей стороны, способа передачи и его документального оформления. Учитывая, что данное имущество передается от организации бюджетной сферы по распоряжении Департамента имущественных и земельных отношений с целью закрепления права оперативного управления, считаем, что полученное имущество следует отражать по КФО 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания". Кроме того, принятие к бухгалтерскому учету полученного безвозмездно имущества в составе основных средств при закреплении права оперативного управления отражается по КФО 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" (п. 9 Инструкции N 174н).
Таким образом, принятие бюджетным учреждением вложений в основные средства - иного движимого имущества может быть отражено по дебету счета 4 106 31 310 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество" в корреспонденции с кредитом счета 4 401 10 195 "Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора". Данную корреспонденцию необходимо закрепить в учетной политике учреждения в порядке, определенном п. 4 Инструкции N 174н.
Дальнейшее принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств осуществляется по сформированной стоимости и отражается по дебету счета 4 101 30 310 "Основные средства - иное движимое имущество" в корреспонденции с кредитом счета 4 106 31 410 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество" (п. 9 Инструкции N 174н).
Таким образом, в учете бюджетного учреждения могут быть оформлены следующие корреспонденции:
1. Дебет 4 106 31 310 Кредит 4 401 10 195
- отражено принятие вложений в основные средства - иное движимое имущество;
2. Дебет 4 101 3Х 310 Кредит 4 106 31 410
- отражено принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств - иного движимого имущества по сформированной стоимости.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панина Кристина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

18 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.