Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение (Республика Адыгея) предоставляет бесплатное питание отдельным категориям обучающихся: обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, потерявшим в период обучения родителей; обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации и обучающимся на очном отделении за счет средств бюджета. Может ли учреждение обеспечивать бесплатным питанием обучающихся на коммерческой основе студентов, относящихся к перечисленным категориям, за счет бюджетных средств (обеспечение бесплатным питанием обучающихся на коммерческой основе студентов за счет бюджетных средств интересует с точки зрения норм Бюджетного кодекса РФ)? Необходимо ли рассматривать вопрос о нецелевом или неэффективном расходовании бюджетных средств?

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение (Республика Адыгея) предоставляет бесплатное питание отдельным категориям обучающихся: обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, потерявшим в период обучения родителей; обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации и обучающимся на очном отделении за счет средств бюджета.
Может ли учреждение обеспечивать бесплатным питанием обучающихся на коммерческой основе студентов, относящихся к перечисленным категориям, за счет бюджетных средств (обеспечение бесплатным питанием обучающихся на коммерческой основе студентов за счет бюджетных средств интересует с точки зрения норм Бюджетного кодекса РФ)? Необходимо ли рассматривать вопрос о нецелевом или неэффективном расходовании бюджетных средств?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Так как в положениях действующего законодательства нет каких-либо четких и конкретных разъяснений по данному вопросу, полагаем, что расходование средств КФО 4 на питание льготной категории студентов, обучающихся на коммерческой основе, возможно только при условии, если такие расходы в явном виде предусматривались при расчете нормативных затрат на выполнение задания. В противном случае контролирующие органы могут признать такие расходы нецелевым использованием средств.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Нормативное регулирование обеспечения питанием обучающихся находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ч. 4 ст. 37 Закона N 273-ФЗ). Такими органами должны определяться стоимость питания, источники и правила его финансирования, льготные категории обучающихся, которые освобождаются от платы за питание полностью или частично, а также иные организационные вопросы.
В конкретном случае следует руководствоваться Законом Республики Адыгея от 27.12.2013 N 264 "Об образовании в Республике Адыгея" (далее - Закон N 264). В ст. 6 Закона N 264 закреплены категории детей, которые имеют право на получение бесплатного питания в образовательных организациях РА и муниципальных образовательных организациях, - это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также находящиеся в трудной жизненной ситуации.
С одной стороны, в Законе N 264 нет оговорок относительно питания студентов, обучающихся на коммерческой (платной) основе. Это позволяет предположить, что расходы на обеспечение бесплатным питанием обучающихся на коммерческой основе за счет средств субсидии на выполнение госзадания возможны. С другой стороны, по нашему мнению, правовые акты, регулирующие деятельность в сфере образования, прежде всего нацелены на образовательную деятельность, осуществляемую на бесплатной основе. Так, к примеру, согласно ч. 3 ст. 36 Закона N 273-ФЗ студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в установленном порядке. Следовательно, одним из основных условий для назначения стипендий является обучение на так называемых "бюджетных местах". Полагаем, что в отношении рассматриваемой в вопросе ситуации возможна аналогия.
Кроме того, финансовое обеспечение выполнения задания государственным бюджетным учреждением осуществляется путем предоставления субсидий в соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Порядок формирования задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания для государственных бюджетных учреждений определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (п. 7 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Конкретный порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение задания определяются Соглашением.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (п. 4 ст. 69.2 БК РФ, п. 8 приложения N 2 к приказу Министерства финансов Республики Адыгея от 10.07.2019 N 81-А "Об утверждении порядка и методики планирования бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Адыгея на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"), с учетом Методических рекомендаций Минфина России (приложение к письму Минфина России от 01.10.2014 N 02-01-09/49180, далее - Методические рекомендации). На основании этих общих требований органы власти и местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителей, определяют нормативные затраты на оказание государственных и муниципальных услуг (выполнение работ). При этом согласно п. 4 Методических рекомендаций в составе нормативных затрат учитываются нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг (выполнением работ), и нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества). Нормативные затраты рассчитываются исходя из базовых нормативов затрат.
Субсидии, предоставляемые на обеспечение выполнения задания, носят целевой характер. И если расходы на питание студентов, обучающихся на платной основе, в явном виде не предусматривались при расчете нормативных затрат на выполнение задания, учитываемых при определении размера субсидии, то в случае осуществления таких расходов контролирующие органы могут усмотреть признаки нецелевого использования средств субсидии. Для определения целевого характера расходов за счет средств КФО 4, как правило, применяются два основных критерия.
1. Направленность расходов на выполнение задания (смотрите, например, решения Приволжского райсуда г. Казани РТ от 02.02.2017 N 12-133/2017, от 02.02.2017 N 12-134/2017, решения суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.04.2016 N 12-140/2016, от 25.05.2016 N 7-653/2016, постановления Судебного участка N 3 Октябрьского судебного района г. Архангельска (Архангельская область) от 24.06.2016 N 4-481/2016 и от 24.06.2016 N 4-479/2016, п. 8.14 представления Счетной палаты РФ от 17.10.2016 N ПР 02-257/02/2-05).
2. Соблюдение иных условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных:
- порядком предоставления субсидии, установленным в публично-правовом образовании в соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 78.1 БК РФ;
- соглашением о предоставлении субсидии (решения Ханты-Мансийского райсуда ХМАО-Югры от 31.03.2016 N 12-181/2016, Волгоградского облсуда от 17.04.2015 N 07-450/2015).
Таким образом, расходы, осуществляемые за счет субсидии на выполнение задания, должны быть предусмотрены в расчете нормативных затрат, а также в Плане ФХД. Поэтому прежде чем планировать затраты на питание таких студентов за счет средств КФО 4, бюджетному учреждению следует проанализировать нормативный акт соответствующего публично-правового образования, регулирующий порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг.
Вместе с тем отметим, что доходы бюджетного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Следовательно, за счет средств от приносящей доход деятельности могут осуществляться различные расходы бюджетного учреждения при соблюдении следующих условий:
- расходы связаны с уставной деятельностью учреждения;
- расходы предусмотрены Планом ФХД.
Считаем, что расходы на бесплатное питание льготных категорий обучающихся на коммерческой основе бюджетное учреждение может осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности при условии, что эти затраты будут отражены в Плане ФХД.
Кроме этого, если государственное задание выполнено в полном объеме, с учетом установленных допустимых отклонений, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, письма Минфина России от 06.02.2020 N 02-07-10/7764, от 23.12.2019 N 09-07-07/100885). На указанные в вопросе цели могут быть направлены средства экономии:
- достигнутой учреждением при выполнении задания в прошлые годы;
- экономии субсидии на выполнение задания текущего года, при условии, что подобное решение не повлияет на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в задании.
Поэтому при выполнении определенных условий действующее законодательство, по сути, предоставляет бюджетным учреждениям возможность распоряжаться остатками средств субсидий на выполнение задания по собственному усмотрению. Данные средства могут быть израсходованы даже в рамках приносящей доход деятельности. Главное, чтобы направления расходов соответствовали целям, ради которых учреждение создано, утвержденным в его уставе.
Кроме того, учреждение может обратиться к учредителю с запросом о предоставлении субсидии на иные цели для осуществления расходов, указанных в вопросе. О возможности финансирования расходов, не включенных в состав нормативных затрат при расчете объема субсидии на выполнение задания, путем предоставления целевой субсидии, высказывался и Минфин России в письме от 24.03.2020 N 09-07-07/22874. Однако следует учитывать, что при этом учреждение должно обосновать необходимость осуществления расходов за счет средств целевой субсидии и невозможность их осуществления за счет имеющихся в его распоряжении ресурсов.
Таким образом, расходы на питание льготной категории студентов, обучающихся на коммерческой основе, на наш взгляд, можно осуществить за счет средств от приносящей доход деятельности, при определенных условиях за счет экономии прошлого или текущего года субсидии на выполнение задания, а также за счет средств предоставленной целевой субсидии. А вот расходование средств самой субсидии на выполнение задания возможно только при условии, если такие расходы в явном виде предусматривались при расчете нормативных затрат на выполнение задания.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

9 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.