Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Кто должен заполнять инвентарные карточки, если ведение бухгалтерского учета передано централизованной бухгалтерии: сотрудник централизованной бухгалтерии или сотрудник учреждения, передавшего функции по ведению бухгалтерского учета? Является ли инвентарная карточка бухгалтерским документом?

Кто должен заполнять инвентарные карточки, если ведение бухгалтерского учета передано централизованной бухгалтерии: сотрудник централизованной бухгалтерии или сотрудник учреждения, передавшего функции по ведению бухгалтерского учета? Является ли инвентарная карточка бухгалтерским документом?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии обязанность за оформление инвентарных карточек, по нашему мнению, лежит на структурном подразделении централизованной бухгалтерии или ее должностном лице, на которое возложено выполнение переданных полномочий, в случае, если иной порядок не закреплен договором (соглашением), учетной политикой или иным локальным актом централизованной бухгалтерии.
Инвентарная карточка, по нашему мнению, является бухгалтерским документом.

Обоснование вывода:
Передача в соответствии с законодательством Российской Федерации ведения бухгалтерского учета, в том числе составления на его основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, другому учреждению (централизованной бухгалтерии) осуществляется по договору (соглашению). Ведение бухгалтерского учета субъекта учета осуществляется структурным подразделением централизованной бухгалтерии или ее должностным лицом, на которое возложено выполнение переданных полномочий (п. 5 Инструкции N 157н).
При этом в централизованной бухгалтерии должна быть разработана единая учетная политика, обязательная к применению в отношении всех обслуживаемых этой бухгалтерией органов власти и учреждений (п. 14 Стандарта "Концептуальные основы"). Кроме того, акты, устанавливающие единую учетную политику, утверждаются руководителем централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета в соответствии с переданными полномочиями (п. 8 Стандарта "Учетная политика", смотрите также письмо Минфина России от 30.10.2019 N 02-06-10/83609).
Одним из документов единой учетной политики при централизации учета, принимаемым централизованной бухгалтерией, являются правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядками взаимодействия структурных подразделений субъектов централизованной бухгалтерии и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета (пп. "е" п. 14 Стандарта "Концептуальные основы).
Таким образом, основные моменты по ведению бухгалтерского учета должны быть определены договором (соглашением), учетной политикой и иными локальными актами централизованной бухгалтерии.
Вместе с тем аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества стоимостью до 10 000 рублей включительно, в разрезе лиц, ответственных за их сохранность и (или) целевое использование и видов имущества (п. 54 Инструкции N 157н).
Инвентарная карточка (ф. 0504031) открывается учреждением на каждый инвентарный объект, заполняется на основании первичных учетных документов по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива, в том числе Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), Приходного ордера на приемку нефинансовых активов (ф. 0505207), паспортов заводов-изготовителей, технической и иной документации, характеризующей объект, принимаемый к учету. В инвентарной карточке отражается информация об изменении стоимости объекта, а также об основных изменениях его характеристик, ограничениям по владению, пользованию, распоряжению (п. 3 Приложения N 5 Приказа N 52н).
Принятие к учету, а также выбытие объектов основных средств осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н). Так, на основании данных документов необходимые сведения заносятся работниками бухгалтерии в инвентарную карточку, а также отражаются в учете материально ответственного лица. В связи с этим, по нашему мнению, можно сделать вывод, что инвентарная карточка является бухгалтерским документом.
Таким образом, полагаем, что при передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии обязанность за оформление инвентарных карточек лежит на структурном подразделении централизованной бухгалтерии или ее должностном лице, на которое возложено выполнение переданных полномочий, в случае, если иной порядок не закреплен договором (соглашением), учетной политикой или иным локальным актом централизованной бухгалтерии.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панина Кристина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

11 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.