Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Организация заключила два договора: первый договор - на поставку оборудования (система видеонаблюдения), второй - и на монтаж этого оборудования. Эти договоры заключены с разными организациями. По каким статьям КОСГУ отразить поставку оборудования (видеокамеры, видеорегистраторы, магнитные носители, кабели, аккумуляторы, разъемы и монтажные комплекты) и монтаж системы видеонаблюдения?

Организация заключила два договора: первый договор - на поставку оборудования (система видеонаблюдения), второй - и на монтаж этого оборудования. Эти договоры заключены с разными организациями.
По каким статьям КОСГУ отразить поставку оборудования (видеокамеры, видеорегистраторы, магнитные носители, кабели, аккумуляторы, разъемы и монтажные комплекты) и монтаж системы видеонаблюдения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по договору поставки в зависимости от их экономического содержания могут отражаться по:
- подстатье 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ - в части расходов на оборудование, которое требует монтажа и будет участвовать в формировании первоначальной стоимости объектов;
- подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ - в части материальных запасов, стоимость которых не будет формировать первоначальную стоимости объектов (п. 11.4.6 Порядка N 209н);
- статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ - в части стоимости оборудования, которое будет принято к учету в состав основных средств (п. 11.1 Порядка N 209н).
Расходы по договору на осуществление монтажа системы видеодомофона могут отражаться по подстатье 226 КОСГУ в полном объеме. Однако если при планировании закупки однозначно известно, что все расходы по договору монтажа будут формировать стоимость объекта (объектов) основных средств, то такие расходы следует отражать по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Установленный в здании видеодомофон можно отнести к системе контроля и управления доступом (далее - СКУД). В соответствии с п. 3.28 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51241-2008 "Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденного приказом Росстандарта от 17.12.2008 N 430-ст, СКУД - это совокупность средств контроля и управления доступом, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью. В свою очередь, к средствам контроля и управления доступом относятся механические, электромеханические устройства и конструкции, электрические, электронные, электронные программируемые устройства, программные средства, обеспечивающие реализацию контроля и управления доступом (п. 3.30 ГОСТа Р 51241-2008). Исходя из данных определений можно предположить о большом сходстве СКУД с иными едиными функционирующими системами (например, системой охранной сигнализации) и, как следствие, аналогичном порядке их учета.
В то же время согласно абзацу 5 п. 45 Инструкции N 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе внутренние телефонные и сигнализационные сети, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. Следовательно, установленный видеодомофон, исходя из требований п. 45 Инструкции N 157н, может учитываться в составе здания. При этом работы по обустройству таких систем и их расширению, как правило, не являются работами, которые приводят к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования здания (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.).
В соответствии с положениями Инструкция N 157н решение вопросов о принятии к учету в составе того или иного вида нефинансовых активов находится в компетенции постоянно действующей в учреждении комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия). При принятии данного решения Комиссия руководствуется п.п. 7, 8, 9, 10 Стандарта "Основные средства" и п.п. 38, 39, 45 Инструкции N 157н, а также с учетом конкретных характеристик объектов нефинансовых активов. Соответствующее решение уполномоченных должностных лиц, входящих в состав Комиссии, должно быть основано на их профессиональном (субъективном) суждении.
Таким образом, комиссия учреждения может принять решение об учете системы видеодомофона как единого объекта основных средств. Также на основании решения комиссии учреждение может принять к учету отдельные части системы в качестве самостоятельных объектов основных средств, а остальные расходы отнести на расходы текущего года. При этом необходимо учитывать, что к самостоятельным инвентарным объектам смонтированной системы видеодомофона может относиться только оборудование, удовлетворяющее критериям отнесения к основным средствам, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления, средства визуального и акустического отображения информации, средства преобразования и т.п. (абзац 5 п. 45 Инструкции N 157н).
Согласно п. 3 Порядка N 209н КОСГУ определяется в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых учреждением, т.е. фактов хозяйственной жизни.
В соответствии с п. 10.2.8 Порядка N 209н расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений, в том числе установку (расширение) единых функционирующих систем, в частности охранной сигнализации, относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. Следовательно, по данной подстатье отражаются те расходы, которые в дальнейшем приведут к увеличению стоимости основных средств, непроизведенных и нематериальных активов (п. 7 Порядка N 209н).
Вместе с тем монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н).
В рассматриваемой ситуации, учреждение заключает два договора: один - на поставку оборудования для системы видеодомофона, а другой - на осуществления монтажа.
В случае принятие решения об учете системы видеодомофона как единой системы расходы по договору поставки в зависимости от своего экономического содержания могут отражаться по:
- подстатье 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ - в части расходов на оборудование, которое требует монтажа и будет участвовать в формировании первоначальной стоимости объекта (п. 11.4.7 Порядка N 209н);
- подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ - в части материальных запасов, стоимость которых не будет формировать первоначальную стоимости объекта (п. 11.4.6 Порядка N 209н).
Если комиссия примет решение об учете отдельных частей системы видеодомофона в качестве самостоятельных объектов основных средств, расходы по договору поставки в зависимости от своего экономического содержания могут отражаться по:
- статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ - в части стоимости оборудования которое будет принято к учету в состав основных средств (п. 11.1 Порядка N 209н);
- подстатье 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ - в части расходов на оборудование, которое требует монтажа и будет участвовать в формировании первоначальной стоимости оконечных устройств (п. 11.4.7 Порядка N 209н);
- подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ - в части материальных запасов, необходимых для осуществления монтажа (п. 11.4.6 Порядка N 209н).
Что же касается договора монтажа, стоит отметить, что при планировании заключения договора сложно однозначно квалифицировать, какие расходы по договору приведут к увеличению стоимости основных средств, а какие нет. Вопрос отнесение таких расходов Порядком N 209н не урегулирован. Вместе с тем аналогичная ситуация урегулирована в части отражения поступлений текущего и капитального характера неделимым платежом, а также расходования средств в рамках подобных поступлений. Так, например, если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов некапитального характера, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера (п. 7 Порядка N 209н).
Принимая во внимание данный факт, в учреждении может быть принято решение об отражении расходов по договору на монтаж системы видеодомофона по подстатье 226 КОСГУ в полном объеме. Иными словами, если условиями договора на монтаж системы предусмотрено направление средств на выполнение работ как капитального, так и некапитального характера, то указанные расходы могут быть признаны расходами текущего характера по аналогии с требованиями, предусмотренными п. 7 Порядка N 209н. Учитывая неурегулированность данного вопроса, конкретный порядок отражения расходов в подобных ситуациях следует закрепить в рамках формирования учетной политики.
Вместе с тем если все расходы по договору монтажа будут формировать стоимость объекта (объектов) основных средств, то такие расходы следует отражать по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка N 209н)
Таким образом, расходы по договору поставки в зависимости от их экономического содержания могут отражаться по:
- подстатье 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ - в части расходов на оборудование, которое требует монтажа и будет участвовать в формировании первоначальной стоимости объектов;
- подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ - в части материальных запасов стоимость, которых не будет формировать первоначальную стоимости объектов (п. 11.4.6 Порядка N 209н);
- статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ - в части стоимости оборудования, которое будет принято к учету в состав основных средств (п. 11.1 Порядка N 209н).
Расходы по договору на осуществление монтажа системы видеодомофона могут отражаться по подстатье 226 КОСГУ в полном объеме. Однако если при планировании закупки однозначно известно, что все расходы по договору монтажа будут формировать стоимость объекта (объектов) основных средств, то такие расходы следует отражать по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

5 июня 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.