Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Учреждение планирует заключить договор на выполнение работ по устройству аварийного эвакуационного электроосвещения в учебных корпусах. Договором на этапе приемки работ предусмотрен акт выполненных работ. По каким КОСГУ и КВР оплатить работы по устройству аварийного эвакуационного электроосвещения в учебных корпусах?

Учреждение планирует заключить договор на выполнение работ по устройству аварийного эвакуационного электроосвещения в учебных корпусах. Договором на этапе приемки работ предусмотрен акт выполненных работ.
По каким КОСГУ и КВР оплатить работы по устройству аварийного эвакуационного электроосвещения в учебных корпусах?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на оплату работ по устройству аварийного эвакуационного электроосвещения в учебных корпусах учреждения могут быть отражены по коду видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
Принятие решения в отношении подстатьи КОСГУ находится в компетенции профильной комиссии, созданной в учреждении и действующей на постоянной основе. В зависимости от экономического содержания работ, предусмотренных договором, допустимо использование подстатей 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", 226 "Прочие работы, услуги" или 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ.

Обоснование вывода:
По общему правилу бюджетные учреждения при оплате договоров (контрактов) на закупку товаров, работ и услуг учитывают расходы по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". По данной статье отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н).
Порядок отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н) и зависит от экономического содержания осуществляемых расходов.
Определение экономического содержания выполняемых подрядчиком работ, а также оценка возможности отнесения объектов к основным средствам, включения затрат в первоначальную стоимость основных средств, отнесения работ к дооборудованию, модернизации объектов основных средств и последующего изменения балансовой стоимости объектов относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия), созданной в учреждении на постоянной основе (п. 34 Инструкции N 157н), которая в своей деятельности руководствуется положениями Стандарта "Основные средства", п. 45 Инструкции N 157н и самостоятельно принимает решение на основании профессионального суждения, исходя из функционального назначения, срока и направления использования объектов, анализа документации, содержащей технические характеристики объекта, характера работ.
Поскольку в вопросе речь идет о системе, встраиваемой в здание, то в соответствии с п. 45 Инструкции N 157н такие коммуникации отдельными инвентарными объектами не являются, а учитываются в составе здания. К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления и проч.
Комиссия в ходе приемки работ вправе принять решение о принятии к учету оконечных аппаратов, приборов и пр. в составе основных средств учреждения.
Комиссия также должна оценить выполненные подрядчиком работы и принять решение относительно их экономического содержания для целей отнесения расходов на конкретные подстатьи КОСГУ:
- если работы связаны с текущим содержанием имущества и проводятся в рамках противопожарных мероприятий, то расходы отражаются по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка N 209н);
- если монтаж аварийного эвакуационного электроосвещения рассматривается в качестве работ по монтажу единой функционирующей системы, расходы отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н). Дело в том, что в настоящее время порядок отнесения расходов по договору на монтаж систем в случае, если часть расходов будут формировать капитальные вложения, а часть нет, Порядком N 209н не урегулирован. В то же время аналогичная ситуация урегулирована в части отражения поступлений текущего и капитального характера неделимым платежом, а также расходования средств в рамках подобных поступлений. Так, например, если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов некапитального характера, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера (п. 7 Порядка N 209н);
- если работы выполнены для целей капитальных вложений, в том числе установка (расширение) систем, встраиваемых в здание, расходы относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка N 209н). По данной подстатье отражаются те расходы, которые увеличивают балансовую стоимость инвентарного объекта и будут учтены на счете 106 01 "Вложения в основные средства" (п. 130 Инструкции N 157н).
Таким образом, определение конкретной подстатьи КОСГУ, а также возможность принятия к учету отдельных оконечных приборов находятся в компетенции постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения. При этом позиция должностных лиц, входящих в состав комиссии, должна быть надлежащим образом аргументирована и найти свое отражение в учетной политике.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Железнева Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

26 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.