Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение (Комплексный центр социального обслуживания населения города) закупает подарки ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим на территории области, к 75-летию Победы. Далее подарки будут распределены по другим подобным учреждениям области (комплексным центрам районов для вручения на местах). Подарочные наборы приобретены за счет целевой субсидии по КФО "5" (субсидия на иные цели). Со склада наборы будут переданы ответственному лицу, работнику учреждения, у которого они будут находиться до момента их передачи в другое учреждение. В конечном итоге учреждение, закупившее подарочные наборы, должно отчитаться о выполнении мероприятия по выдаче наборов ветеранам области. Порядок вручения подарочных наборов ветеранам ВОВ в рамках празднования 75-й годовщины Победы в ВОВ 1941-1945 гг. утвержден Губернатором Вологодской области от 03.03.2020. На каком счете необходимо учитывать подарочные наборы? Следует ли отражать передачу подарочных наборов комплексным центрам районов в учете Комплексного центра социального обслуживания населения города в порядке безвозмездной передачи?

Бюджетное учреждение (Комплексный центр социального обслуживания населения города) закупает подарки ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим на территории области, к 75-летию Победы. Далее подарки будут распределены по другим подобным учреждениям области (комплексным центрам районов для вручения на местах). Подарочные наборы приобретены за счет целевой субсидии по КФО "5" (субсидия на иные цели). Со склада наборы будут переданы ответственному лицу, работнику учреждения, у которого они будут находиться до момента их передачи в другое учреждение. В конечном итоге учреждение, закупившее подарочные наборы, должно отчитаться о выполнении мероприятия по выдаче наборов ветеранам области.
Порядок вручения подарочных наборов ветеранам ВОВ в рамках празднования 75-й годовщины Победы в ВОВ 1941-1945 гг. утвержден Губернатором Вологодской области от 03.03.2020.
На каком счете необходимо учитывать подарочные наборы? Следует ли отражать передачу подарочных наборов комплексным центрам районов в учете Комплексного центра социального обслуживания населения города в порядке безвозмездной передачи?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На наш взгляд, подарочные наборы должны учитываться на забалансовом счете 07 с момента выдачи их со склада и до момента вручения. Отражать выбытие подарочных наборов комплексным центрам районов в учете Комплексного центра социального обслуживания населения города в порядке безвозмездной передачи (в том числе по забалансовому счету 07) не требуется.

Обоснование вывода:
Начиная с 01.01.2019 приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, согласно положениям Порядка N 209н отражается с применением подстатьи 349 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения" КОСГУ. Использование данной подстатьи предполагает учет поступления такой продукции в составе материальных запасов на счете 0 105 36 349 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения" (письма Минфина России от 26.04.2019 N 02-07-07/31230, от 14.03.2019 N 02-06-10/16864, п. 5 раздела 2 Методических рекомендаций по применению Стандарта "Запасы", доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075).
Вместе с тем Инструкция N 157н содержит указание о необходимости учета подарочной и сувенирной продукции на забалансовом счете 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры". Общий порядок применения забалансового счета 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры" во взаимосвязи с балансовым счетом 0 105 36 000 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" в настоящее время разъяснен специалистами финансового ведомства в письмах от 26.04.2019 N 02-07-07/31230, от 14.03.2019 N 02-06-10/16864, п. 5 раздела 2 Методических рекомендаций по применению Стандарта "Запасы", доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075 (письмо Минфина России от 15.05.2019 N 02-06-09/34821). Согласно этим разъяснениям учет ценных подарков, сувениров может быть организован по-разному.
В рассматриваемой ситуации закупка подарков осуществляется Комплексным центром социального обслуживания населения города, а их выдача (дарение) осуществляется комплексными центрами районов. При этом, согласно Порядку вручения подарочных наборов ветеранам ВОВ в рамках празднования 75-й годовщины Победы в ВОВ 1941-1945 гг., утвержденному Губернатором Вологодской области от 03.03.2020 (далее - Порядок вручения подарочных наборов), комплексным центрам районов необходимо обеспечить получение подарочных наборов в Комплексном центре социального обслуживания населения города. Иными словами, в рассматриваемой ситуации первоначально подарочные наборы поступают на склад Комплексного центра социального обслуживания населения города и уже потом выдаются для целей дарения другим учреждениям. В такой ситуации подарочные наборы учитываются на забалансовом счете 07 с момента выдачи их со склада Комплексного центра социального обслуживания населения города и до момента вручения. При этом первоначально ценные подарки, сувениры принимаются на склад и учитываются до момента их выдачи на счете 0 105 36 000.
Обратите внимание, что в соответствии с Порядком вручения подарочных наборов по факту вручения материальных ценностей ответственные лица представляют в Комплексный центр итоговый акт о вручении наборов и осуществляют возврат неврученных подарочных наборов. То есть именно Комплексному центру социального обслуживания населения города (учреждению, которому была предоставлена целевая субсидия на приобретение подарков) необходимо обеспечить контроль за сохранностью материальных ценностей, предназначенных для вручения, и отчитаться за их использование посредством отчета о достижении целевых показателей (выполнении условия при передаче активов). Следовательно, отражать выбытие подарочных наборов комплексным центрам районов в учете Комплексного центра социального обслуживания населения города в порядке безвозмездной передачи (в том числе по забалансовому счету 07) не требуется.
Аналитический учет по счету 07 ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения, по каждому предмету имущества (п. 346 Инструкции N 157н). Следовательно, в целях контроля за сохранностью материальных ценностей учреждению следует организовать учет подарочных наборов на забалансовом счете 07 в разрезе ответственных лиц комплексных центров районов (ответственных лиц учреждений, которые получили подарки для дальнейшего вручения).
Таким образом, рассматриваемые хозяйственные операции могут отражаться следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 5 105 36 349 Кредит 5 302 34 73Х
- отражено поступление подарочных наборов на склад;
2. Дебет 5 401 20 272 Кредит 5 105 36 449
Одновременно увеличение забалансового счета 07
- отражено выбытие подарочных наборов со склада учреждения;
3. Уменьшение забалансового счета 07
- отражено выбытие подарочных наборов с забалансового учета по факту их вручения.
Действующие нормативные правовые акты не устанавливают детальный порядок документального оформления операций с имуществом, учитываемым на забалансовом счете 07. Соответственно, организация бюджетной сферы должна самостоятельно разработать такой порядок, предусмотрев соответствующие положения в локальном стандарте учета (учетной политике) (письма Минфина России от 26.04.2019 N 02-07-07/31230, от 04.10.2013 N 02-05-10/41316).
Перечень форм первичных учетных документов, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н.
Согласно Методическим указаниям при поступлении материальных ценностей (в том числе материальных запасов) учреждением составляется Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), служащий основанием для их принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения. В случае приобретения материальных запасов у сторонних организаций в учреждение поступают первичные учетные документы, предусмотренные условиями договора (контракта). К таким документам, в частности, относятся товарные накладные, транспортные накладные, товарно-транспортные накладные. Подобные отгрузочные документы, оформленные надлежащим образом, являются достаточным основанием для принятия к учету объектов. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде Приходного ордера (ф. 0504207) не требуется (письмо Минфина России от 07.12.2016 N 02-07-10/72795). Вместе с тем учетной политикой может быть предусмотрен конкретный порядок оформления первичных учетных документов (а именно Приходного ордера (ф. 0504207)) в подобных ситуациях.
Для учета отпуска материальных ценностей учреждением-отправителем сторонним учреждениям (организациям-получателям) применяется Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) (далее - Накладная (ф. 0504205)). Полагаем, что в рассматриваемой ситуации для того, чтобы зафиксировать получение подарочных наборов ответственным лицом комплексного центра района, выбытие подарочных наборов с балансовых счетов может быть отражено Накладной (ф. 0504205).
Как указывают специалисты финансового ведомства России, по факту вручения ценных подарков (сувенирной продукции) в рамках протокольных и торжественных мероприятий, ответственным лицам за вручение ценных подарков (сувенирной продукции) необходимо обеспечить оформление документа о вручении (письмо Минфина России от 26.04.2019 N 02-07-07/31230). Форма акта о вручении в данной ситуации предусмотрена Порядком вручения подарочных наборов. Выбытие подарочных наборов со счета 07 может быть отражено на основании акта о вручении.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Счет 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры" (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Ответ прошел контроль качества

27 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.