Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На балансе бюджетного учреждения в качестве самостоятельного инвентарного объекта учтена Система контроля управления доступом (СКУД) стоимостью 400 000 рублей. СКУД была установлена в 2010 году. В состав стоимости вошла стоимость оборудования, монтажных работ и материальных запасов. В 2020 году планируется проведение модернизации СКУД - замена отдельных элементов системы на более современные. В результате модернизации расширятся возможности СКУД. Стоимость нового установленного оборудования составит 20 000 рублей, стоимость материальных запасов - 50 000 рублей, стоимость монтажных работ - 150 000 рублей. Стоимость демонтированного оборудования неизвестна. Какой КОСГУ необходимо применить в учете для отражения операций по данному договору? Какими бухгалтерскими проводками отразить данную операцию в учете?

На балансе бюджетного учреждения в качестве самостоятельного инвентарного объекта учтена Система контроля управления доступом (СКУД) стоимостью 400 000 рублей. СКУД была установлена в 2010 году. В состав стоимости вошла стоимость оборудования, монтажных работ и материальных запасов. В 2020 году планируется проведение модернизации СКУД - замена отдельных элементов системы на более современные. В результате модернизации расширятся возможности СКУД. Стоимость нового установленного оборудования составит 20 000 рублей, стоимость материальных запасов - 50 000 рублей, стоимость монтажных работ - 150 000 рублей. Стоимость демонтированного оборудования неизвестна.
Какой КОСГУ необходимо применить в учете для отражения операций по данному договору? Какими бухгалтерскими проводками отразить данную операцию в учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если условиями договора предусмотрено проведение модернизации основного средства, то такие работы следует относить на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ в полном объеме.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что согласно п. 45 Инструкции N 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. К самостоятельным инвентарным объектам таких систем необходимо относить оборудование, например, оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование.
Кроме того, работы по обустройству таких систем и их расширению, как правило, не являются работами, которые приводят к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования здания (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.).
Вместе с тем если в рассматриваемой ситуации смонтированная учреждением система контроля и управления доступом (далее - система) по своим техническим параметрам соответствовала критериям отнесения к основным средствам, предусмотренным Инструкцией N 157н, то данная система могла быть отражена в качестве единого инвентарного объекта. Отметим, что окончательное решение о возможности учета смонтированной системы принимается постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов на основании профессионального суждения должностных лиц, входящих в ее состав.
С 2019 года бюджетные учреждения при ведении бухгалтерского учета в целях определения статьи (подстатьи) КОСГУ руководствуются положениями Порядка N 209н.
Согласно прямой норме п. 11.1 Порядка N 209н операции по поступлению (принятию к учету) объектов основных средств, а также расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, следует относить на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
Таким образом, если ответственными должностными лицами учреждения проводимые работы по договору будут классифицированы как проведение модернизации (дооборудование) основного средства, то такие работы следует относить на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ в полном объеме.
При этом затраты на модернизацию относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов по результатам проведенных работ (п. 19 Стандарта "Основные средства", п. 27 Инструкции N 157н).
Затраты, связанные с модернизацией объектов основных средств, первоначально учитываются по дебету счета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" (увеличение стоимости). Дальнейшее принятие к бухгалтерскому учету увеличения стоимости основных средств в результате работ по их модернизации отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы". Сведения о произведенных изменениях отражаются в регистре бухгалтерского учета - Инвентарной карточке (ф.ф. 0504031, 0504032) по соответствующему объекту основного средства (п. 9 Инструкции N 174н).
Таким образом, по общему правилу стоимость объекта основных средств после проведения модернизации увеличивается на затраты, связанные с такими работами, с отражением в бухгалтерском учете следующих корреспонденций:
1. Дебет 0 106 Х1 310 Кредит 0 302 31 73Х
- отражены вложения в объект основного средства, связанные с его модернизацией;
2. Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 106 Х1 310
- отражено увеличение стоимости основного средства в результате работ по его модернизации.
Вместе с тем в соответствии с п. 27 Стандарта "Основные средства" если эксплуатация объекта основного средства требует замены отдельных составных частей, то такие затраты могут включаться в стоимость объекта основных средств, если это предусмотрено учетной политикой учреждения. При этом стоимость объекта основного средства необходимо корректировать на стоимость заменяемых (выбываемых) частей на основании подтверждающих документов. Отметим, что положения стандарта не содержат отдельной нормы, как поступать в случае, если подобные замены осуществляются в процессе проведения работ по модернизации объекта.
Поэтому конкретный порядок применения положений п. 27 Стандарта "Основные средства" следует закрепить в учетной политике учреждения. Так, в случае, если при проведении модернизации объекта были заменены некоторые составляющие (комплектующие) части, то в учетной политике может быть определен порядок, согласно которому стоимость объекта будет не только увеличена на сумму произведенных вложений в процессе модернизации, но и изменена (уменьшена) на стоимость выбывающих частей. Конечно, в таком случае учреждению следует также определить и порядок выделения стоимости выбывающих запасных частей, а также уровень существенности для применения такой нормы. Также стоит закрепить и порядок, как поступать, если определить стоимость заменяемого объекта не представляется возможным (смотрите, например, письмо Минфина России от 25.05.2018 N 02-06-10/35540).
Таким образом, если учреждением проводятся работы по модернизации объекта, в процессе которого будут заменены некоторые его составляющие, стоимость которых определить невозможно, то может быть принято вполне обоснованное решение только об изменении стоимости на сумму произведенных вложений без ее уменьшения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Учет реконструкции и модернизации основных средств (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панина Кристина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

20 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.