Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение (не является администратором дохода по операциям с имуществом) с разрешения учредителя и собственника имущества списывает терминалы оплаты. В распоряжении учреждения после списания остается металл, который будет реализован. Стоимость металла контрагент будет перечислять администратору дохода (собственнику имущества от имени субъекта). Как определить стоимость металла? Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать?

Казенное учреждение (не является администратором дохода по операциям с имуществом) с разрешения учредителя и собственника имущества списывает терминалы оплаты. В распоряжении учреждения после списания остается металл, который будет реализован. Стоимость металла контрагент будет перечислять администратору дохода (собственнику имущества от имени субъекта).
Как определить стоимость металла? Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Фактическая стоимость металла, поступающего в распоряжение учреждения в результате списания терминалов оплаты, определяется исходя из его текущей оценочной стоимости на дату принятия к учету, признаваемой справедливой стоимостью. Операции по передаче расчетов по доходам между администратором кассовых поступлений и получателем бюджетных средств следует формировать в корреспонденции со счетом 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" на основании Извещений (ф. 0504805).

Обоснование вывода:
В результате списания основных средств в распоряжении учреждения могут оставаться материальные ценности. Принятие к учету подобного имущества осуществляется в составе материальных запасов на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н).
Фактическая стоимость материальных запасов (металла), остающихся в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, в соответствии с положениями п. 106 Инструкции N 157н определяется исходя из его текущей оценочной стоимости на дату принятия к учету, признаваемой справедливой стоимостью, и стоимости доставки. Порядок определения текущей оценочной стоимости установлен п. 25 Инструкции N 157н. Так, такая стоимость определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества на аналогичный или схожий вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем. Источниками данных о ценах могут служить, например:
- сведения о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в профильной комиссии) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким-либо причинам недоступны, в целях обеспечения непрерывного ведения учета и полноты отражения свершившихся фактов хозяйственной деятельности текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной одному рублю. При этом указанные материальные ценности отражаются учреждением на балансовых счетах в условной оценке: один объект, один рубль. После получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по объектам, отраженным на дату признания в условной оценке, профильной комиссией осуществляется пересмотр стоимости таких объектов.
Оприходование материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения, отражается по дебету счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (п. 23 Инструкции N 162н). В учете казенного учреждения начисление доходов бюджета, в том числе от реализации металла, осуществляется с использованием счетов 0 205 74 000 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами" (п. 197 Инструкции N 157н, п. 77 Инструкции N 162н).
В соответствии с Порядком N 209н, доходы от реализации металлолома относятся на подстатью 172 "Доходы от операций с активами" КОСГУ. При этом подстатья 172 КОСГУ применяется для отражения операций по определению финансового результата от операций с активами и не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытия.
Объем полномочий администраторов доходов бюджета и порядок их осуществления устанавливаются правовым актом главного администратора доходов бюджета, изданным в соответствии с бюджетным законодательством (п. 3 ст. 160.1 БК РФ).
При этом возможны следующие варианты наделения полномочиями по администрированию конкретных видов доходов бюджетов:
- учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме;
- учреждение осуществляет отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет;
- учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет. В этом случае казенным учреждением в бюджетном учете отражается начисление задолженности плательщиков перед бюджетом по уплате доходов (начисление доходов) на основании первичных учетных документов, оформляемых в этом же учреждении. А вот поступление доходов в бюджет отслеживает уже администратор кассовых поступлений, которому в органах казначейства открывается соответствующий лицевой счет.
Обмен информацией между администраторами кассовых поступлений и администраторами, осуществляющими начисление доходов, осуществляется путем обмена Извещениями (ф. 0504805).
На практике такой документооборот, как правило, инициируется администратором, осуществляющим начисление доходов, который извещает администратора кассовых поступлений об ожидаемых к поступлению в бюджет доходах.
В свою очередь, администратор кассовых поступлений после поступления доходов на соответствующий лицевой счет уведомляет администратора, осуществляющего начисление доходов, о поступлении средств (завершении расчетов).
Операции по передаче расчетов по доходам в рамках между администратором кассовых поступлений и получателем бюджетных средств следует формировать в корреспонденции со счетом 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".
Денежные средства, полученные от реализации металла, следует отражать с применением подстатьи 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ (смотрите письмо Минфина России от 19.12.2014 N 02-08-10/65863*(1)).
Таким образом, для отражения операций по реализации металла в бюджетном учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет КРБ 1 105 36 346 Кредит КДБ 1 401 10 172
- отражено принятие к учету металла, по результатам разборки терминалов оплаты;
2. Дебет КДБ 1 205 74 56Х Кредит КДБ 1 401 10 172
- начислен доход от реализации металла;
3. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 105 36 346
- списана стоимость реализованного металла;
4. Дебет КДБ 1 304 04 446 Кредит КДБ 1 303 05 731
- оформлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений в бюджет Извещение (ф. 0504805);
5. Дебет КДБ 1 303 05 831 КДБ Кредит 1 205 74 66Х
- отражено поступление денежных средств от сдачи металла на основании Извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений;
В учете администратора кассовых поступлений:
1. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КДБ 1 304 04 446
- отражение полученной информации об ожидаемых к поступлению доходах бюджета;
2. Дебет КДБ 1 210 02 446 Кредит КДБ 1 303 05 731
- поступление денежных средств от реализации металла казенным учреждением, наделенным отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, на лицевой счет администратора доходов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

21 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Несмотря на то, что в данном письме разъясняется порядок применения соответствующих кодов КОСГУ, определенный Указаниями N 65н, которые утратили силу, считаем, что приведенные в нем разъяснения могут использоваться и в отношении действующего законодательства.