Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение является исполнителем по договору о научно-исследовательской работе (НИР) "Обоснование клинико-лабораторного алгоритма диагностики метаболического синдрома у пострадавших в радиационных авариях в отдаленном периоде с использованием новых медицинских технологий за счет субсидии на иные цели". Заказчик - учредитель организации (МЧС РФ). Сметой предусмотрено: - приобретение серийного оборудования для проведения анализов; - затраты на заработную плату штатных работников; - налоги; - расходные материалы; - коммунальные расходы; - расходы на содержание имущества; - прочие услуги. В ходе исполнения НИР проводятся: - обзор научной литературы; - комплексная диагностика и обследование состояния здоровья не менее 100 ликвидаторов Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС); - обработка полученных данных; - написание руководством клинико-лабораторного алгоритма диагностики. Результат НИР - разработка Методических рекомендаций для проведения соответствующих исследований передается заказчику. Серийное оборудование для проведения анализов будет использоваться в дальнейшем в текущей деятельности учреждения. Методические рекомендации для проведения соответствующих исследований передаются заказчику в виде распечатанного документа и в виде электронной копии. Права на них не регистрируются. Каков порядок бюджетного учета операций, связанных с исполнением научно-исследовательской работы? Какие должны быть проводки по учету затрат и закрытию НИР, применяемые КВД и КВР при формировании счетов учета? Следует ли данную субсидию учитывать по статье 162 КОСГУ? В данном случае оборудование нужно закупать с применением подстатьи 346 КОСГУ или 310 КОСГУ и учитывать на 12 забалансовом или 101 балансовом счете? С какого вида расхода проводить затраты при выполнении НИР?

Бюджетное учреждение является исполнителем по договору о научно-исследовательской работе (НИР) "Обоснование клинико-лабораторного алгоритма диагностики метаболического синдрома у пострадавших в радиационных авариях в отдаленном периоде с использованием новых медицинских технологий за счет субсидии на иные цели".
Заказчик - учредитель организации (МЧС РФ).
Сметой предусмотрено:
- приобретение серийного оборудования для проведения анализов;
- затраты на заработную плату штатных работников;
- налоги;
- расходные материалы;
- коммунальные расходы;
- расходы на содержание имущества;
- прочие услуги.
В ходе исполнения НИР проводятся:
- обзор научной литературы;
- комплексная диагностика и обследование состояния здоровья не менее 100 ликвидаторов Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС);
- обработка полученных данных;
- написание руководством клинико-лабораторного алгоритма диагностики.
Результат НИР - разработка Методических рекомендаций для проведения соответствующих исследований передается заказчику.
Серийное оборудование для проведения анализов будет использоваться в дальнейшем в текущей деятельности учреждения. Методические рекомендации для проведения соответствующих исследований передаются заказчику в виде распечатанного документа и в виде электронной копии. Права на них не регистрируются.
Каков порядок бюджетного учета операций, связанных с исполнением научно-исследовательской работы? Какие должны быть проводки по учету затрат и закрытию НИР, применяемые КВД и КВР при формировании счетов учета? Следует ли данную субсидию учитывать по статье 162 КОСГУ? В данном случае оборудование нужно закупать с применением подстатьи 346 КОСГУ или 310 КОСГУ и учитывать на 12 забалансовом или 101 балансовом счете? С какого вида расхода проводить затраты при выполнении НИР?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бухгалтерские записи по учету затрат и закрытию НИР бюджетному учреждению следует согласовать в порядке п. 4 Инструкции N 174н.
Субсидия, предоставляемая бюджетному учреждению на цели разработки Методических рекомендаций, отражается по подстатье 152 "Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления" КОСГУ.
Расходы на приобретение серийного оборудования для проведения анализов, используемого как в целях НИР, так и в текущей деятельности учреждения, относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, а само оборудование учитывается в составе основных средств.
Затраты, необходимые для обеспечения выполнения НИР, осуществляемые по договорам, не являющимся договорами на выполнение НИР, относятся на коды видов расходов в общем порядке.

Обоснование вывода:
Для правильного отражения приобретенных в ходе выполнения научного договора материальных ценностей в бухгалтерском учете прежде всего необходимо определить, относятся ли они к специальному оборудованию.
В соответствии с п. 34 Инструкции N 157н отнесение имущества к составу основных средств осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом п.п. 38, 39, 45 Инструкции N 157н, п. 7 раздела II, раздела III СГС "Основные средства".
Согласно п.п. 99, 118 Инструкции N 157н спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение, учитывается в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы".
Как правило, к спецоборудованию для научных (экспериментальных) работ относятся стенды, испытательные станции, аппаратура, приборы, механизмы, устройства и др. (в том числе серийные изделия, являющиеся объектами испытаний (исследований), если это предусмотрено техническим заданием (другим аналогичным документом или договором (заказом)) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и испытаний. В свою очередь, стоимость спецоборудования отражается в элементе "Материальные затраты", образующим в том числе себестоимость научно-технической продукции. При этом серийные изделия, не являющиеся объектами испытаний (исследований), и серийная (в т.ч. импортная) вычислительная техника не относятся к специальному оборудованию для научных (экспериментальных) работ, их стоимость в себестоимость научно-технической продукции не включается (п.п. 8, 8.1 Типовых методических рекомендаций, утвержденных Минэкономразвития РФ, Минфином РФ и Министерством науки и образования РФ 23 мая, 8 июня, 15 июня 1994 года).
В рассматриваемой ситуации приобретаемое серийное оборудование для проведения анализов предполагается использовать также и в текущей деятельности учреждения в течение более одного года, поэтому данное оборудование не может рассматриваться в качестве специального и может быть принято к учету в составе основных средств. Расходы на его приобретение отражаются по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н).
Порядок отражения в бухгалтерском учете созданных бюджетным учреждением, являющимся исполнителем по НИР, Методических рекомендаций для проведения соответствующих исследований (далее - Методические рекомендации), подлежащих передаче заказчику по итогам исполнения договора, Инструкциями NN 157н, 174н не урегулирован. Соответственно, его необходимо разработать в соответствии с п. 4 Инструкции N 174н и закрепить в учетной политике.
Исходя из того, что Методические рекомендации не предполагается использовать в деятельности бюджетного учреждения и они подлежат передаче заказчику, учитывать их на балансовых счетах для учета нефинансовых активов (101 00, 102 00) нет оснований, так как при отнесении для целей бухгалтерского учета объектов к любому типу нефинансовых активов должно выполняться условие в части их предназначения для неоднократного или постоянного использования в деятельности учреждения (п.п. 22, 56, 98, п. 7 СГС "Основные средства"). Соответственно, и вложения в создание Методических рекомендаций не могут учитываться на соответствующих аналитических счетах счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы" (п. 127 Инструкции N 157н).
Для выбора счета учета для полученных Методических рекомендаций, предназначенных для передачи заказчику, обратимся к положениям Инструкции N 157н.
Так, согласно п. 121 Инструкции N 157н продукция, изготовленная в учреждении для целей продажи - готовая продукция, учитывается на счете 105 07 "Готовая продукция". По экономической сущности изготовление научной разработки для заказчика схоже с изготовлением готовой продукции. В связи с чем полагаем, что в рассматриваемой ситуации в бюджетном учреждении может быть принято решение об организации учета Методических рекомендаций по аналогии с учетом готовой продукции учреждения на счете 105 07.
В таком случае затраты, собранные на счете 109 60 и формирующие себестоимость разработанных Методических рекомендаций, подлежат отнесению на счет 105 07 в порядке п. 39 Инструкции N 174н.
Пунктом 42 Инструкции N 174н предусмотрена бухгалтерская запись для отражения принятия к бухгалтерскому учету хозяйственных операций по реализации готовой продукции по дебету счета 0 401 10 131. В то же время в рассматриваемой ситуации исполнение НИР осуществляется за счет субсидии на иные цели, предоставленной учредителем. В связи с этим считаем, что при передаче Методических рекомендаций заказчику в бухгалтерском учете бюджетного учреждения - исполнителя может быть отражена операция по списанию готовой продукции со счета 105 07 на финансовый результат текущего финансового года - в дебет счета 5 401 10 152.
Применение в рассматриваемой ситуации счета 401 10 с указанием в его 24-26 разрядах кода 152 "Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления" КОСГУ объясняется тем, что цель предоставления рассматриваемой субсидии - разработка Методических рекомендаций, которые в последующем будут переданы заказчику (не будут использоваться в деятельности бюджетного учреждения) и не удовлетворяют критериям отнесения к нефинансовым активам (основным средствам, нематериальным активам). В свою очередь, поступления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов капитального характера, формирующих (увеличивающих) основные фонды - недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемых в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов. Кроме того, в качестве поступлений текущего характера рассматриваются поступления, если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов некапитального характера (п. 7 Порядка N 209н).
КВР выбираются бюджетным учреждением в соответствии с положениями Порядка N 132н. Так, на КВР 241 относятся расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на оплату научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (п. 51.2.4.1 Порядка N 132н). В то же время оплата договоров на закупку товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не являющихся договорами на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относится на КВР 244 (п. 51.2.4.4 Порядка N 132н).
Соответственно, КВР 241 будет применяться бюджетным учреждением-заказчиком в отношении оплаты НИР. Например, если бюджетное учреждение заключает договоры (в том числе гражданско-правового характера) на выполнение НИР.
В рассматриваемой ситуации затраты при исполнении НИР не предусматривают заключения бюджетным учреждением договоров на выполнение НИР. Следовательно, выбор КВР осуществляется в общем порядке: например, расходы по оплате труда штатных работников относятся на КВР 111 "Фонд оплаты труда учреждений", по начисляемым на нее страховым взносам - на КВР 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений", по приобретению коммунальных услуг - на КВР 244.
С учетом изложенного рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующими записями:
1. Дебет 5 106 Х1 310 Кредит 5 302 31 73Х
- отражены вложения в серийное оборудование для проведения анализов, используемое как при проведении НИР, так и в текущей деятельности учреждения;
2. Дебет 5 302 31 83Х Кредит 5 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (244 КВР; 310 КОСГУ)
- отражена оплата поставщику оборудования;
3. Дебет 5 304 06 832 Кредит 5 106 Х1 410,
Дебет 4 106 Х1 310 Кредит 4 304 06 732
- отражен перенос капитальных вложений в оборудование*(1);
4. Дебет 4 101 ХХ 310 Кредит 4 106 Х1 310
- отражено принятие серийного оборудования для проведения анализов в состав основных средств;
5. Дебет 5 109 60 2ХХ Кредит 5 302 ХХ 73Х, 5 303 ХХ 731
- отражено начисление затрат при исполнении НИР;
6. Дебет 5 105 Х7 346*(2) Кредит 5 109 60 2ХХ
- отражено принятие к учету Методических рекомендаций;
7. Дебет 5 401 10 152 Кредит 5 105 Х7 446*(2)
- отражена передача Методических рекомендаций заказчику.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Объекты основных средств не могут учитываться на соответствующем счете 101 00 "Основные средства" по КФО 5 (письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-11). Капитальные вложения следует перенести с КФО 5 на КФО 4 и отразить основное средство по КФО 4.
*(2) Порядок N 209н не содержит кода, указываемого в 24-26 разрядах номера счета 105 07 "Готовая продукция", соответственно, его необходимо согласовать с органом-учредителем или финансовым органом. В то же время специалисты финансового ведомства указывали на применение подстатьи 346 КОСГУ при учете товаров (письма Минфина России от 26.04.2019 N 02-08-10/31403, от 28.06.2019 N 02-08-10/47979). Считаем, что по аналогии с товарами при учете готовой продукции в 24-26 разрядах номера счета 105 07 может быть использован код 346 КОСГУ, код 446 КОСГУ при списании готовой продукции соответственно.