Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Министерством социальной защиты в 2019 году был заключен контракт на приобретение путевок в детский оздоровительный лагерь. При этом были проведены конкурсные процедуры по определению контрагента. Контракт заключался с целью обеспечения путевками льготных групп населения. Условиями контракта предусмотрено поэтапное его выполнение (по количеству смен). Накладная за пребывание детей на очередной смене (за заезд) оформляется до начала этой смены. В данном случае дети в связи со сложившимися обстоятельствами пробыли в лагере 13 дней вместо положенных 21. Пока с контрагентом никаких документов в связи с этим не оформлено, оплата не производилась. Как отразить ситуацию в бюджетном учете?

Министерством социальной защиты в 2019 году был заключен контракт на приобретение путевок в детский оздоровительный лагерь. При этом были проведены конкурсные процедуры по определению контрагента. Контракт заключался с целью обеспечения путевками льготных групп населения. Условиями контракта предусмотрено поэтапное его выполнение (по количеству смен). Накладная за пребывание детей на очередной смене (за заезд) оформляется до начала этой смены. В данном случае дети в связи со сложившимися обстоятельствами пробыли в лагере 13 дней вместо положенных 21. Пока с контрагентом никаких документов в связи с этим не оформлено, оплата не производилась.
Как отразить ситуацию в бюджетном учете?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для отражения ситуации в бюджетном учете необходимы оформленные факты хозяйственной жизни. На основании расторжения контракта методом "красное сторно" следует отразить уменьшение принятых по результатам конкурсных процедур бюджетных обязательств и принимаемых обязательств.
Между заказчиком и исполнителем контракта, помимо расторжения контракта, должны быть оформлены документы, подтверждающие фактически понесенные расходы исполнителя. Законодательство не содержит формы первичного документа, которыми могут подтверждаться фактически понесенные расходы исполнителя. Полагаем, что это может быть, к примеру, уточненная накладная за пребывание детей на очередной смене согласно фактически проведенным детьми в лагере дням. На основании подтверждающего первичного документа в бюджетном учете следует отразить уточненную сумму обязательств перед исполнителем.

Обоснование вывода:
Основанием для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, далее - Закон N 402-ФЗ; п. 20 федерального стандарта "Концептуальные основы...", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н, далее - СГС "Концептуальные основы").
По общим правилам первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 25 СГС "Концептуальные основы".
В рассматриваемом случае сложилась ситуация, при которой исполнитель не может выполнить условия заключенного с ним контракта. В такой ситуации первоначально следует рассмотреть возможность расторжения контракта. При этом, согласно п. 1 ст. 782 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
То есть в данной ситуации между заказчиком и исполнителем контракта, помимо расторжения контракта, должны быть оформлены документы, подтверждающие фактически понесенные расходы исполнителя. Законодательство не содержит формы первичного документа, которыми могут подтверждаться фактически понесенные расходы исполнителя. При этом ранее, до начала смены, была оформлена накладная за пребывание детей на очередной смене (за заезд). Поэтому полагаем, что исполнитель может предоставить уточненную накладную за пребывание детей на очередной смене согласно фактически проведенным детьми в лагере дням. На основании такой уточненной накладной в учете заказчика следует отразить уточненную сумму обязательств перед исполнителем.
В соответствии с п. 308 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), при заключении договоров (контрактов) с использованием конкурентных процедур в бюджетном учете отражаются принимаемые обязательства.
При этом Инструкцией N 162н не урегулирован порядок отражения операций на счетах санкционирования при уменьшении цены контракта, принятого в текущем году с применением конкурентных способов определения исполнителей, в том числе в связи с его расторжением.
Вместе с тем разъяснения относительно порядка учета на счетах санкционирования факта уменьшения цены контракта, заключенного в текущем году с применением конкурентных способов определения поставщиков, в бюджетном учете были даны в письме Минфина России от 11.02.2016 N 02-07-10/7459.
Согласно разъяснениям специалистов Минфина России при уменьшении цены контракта, заключенного с применением конкурентных способов определения поставщиков в текущем финансовом году, необходимо отразить уменьшение принятых бюджетных обязательств методом "Красное сторно" на сумму уменьшения цены контракта. Также при уменьшении цены контракта, заключенного с применением конкурентных способов определения поставщиков в текущем финансовом году, учреждению необходимо уменьшить сумму принимаемых бюджетных обязательств методом "красное сторно" на сумму уменьшения цены контракта. В качестве первичного документа, на основании которого данные корреспонденции следует отразить в бухгалтерском учете, может быть бухгалтерская справка (ф. 0504833) с приложением информации о расторжении контракта.
Также при отражении ситуации в учете следует принимать во внимание, что расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования, в том числе на оплату путевок в детские оздоровительные лагеря, относятся на подстатью 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ (пп. 10.6.3 п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н).
С учетом изложенного, а также положений Инструкции N 162н в бюджетном учете рассматриваемую ситуацию следует отразить следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет КРБ 1 502 17 263 Кредит КРБ 1 502 11 263
- на основании расторжения контракта методом "красное сторно" отражено уменьшение принятых по результатам конкурсных процедур бюджетных обязательств;
2. Дебет КРБ 1 501 13 263 (КРБ 1 503 13 263) Кредит КРБ 1 502 17 263
- на основании расторжения контракта методом "красное сторно" отражено уменьшение принимаемых обязательств;
3. Дебет КРБ 1 401 20 263 Кредит 1 302 63 73Х
- на основании первичного документа, подтверждающего фактически понесенные расходы исполнителя (к примеру, на основании уточненной накладной за пребывание детей), методом "красное сторно" отражено уменьшение обязательств перед исполнителем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

5 июля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.