Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Включены ли расходы на медицинский осмотр (диспансеризацию) студентов в нормативные затраты, на основании которых определяется субсидия на выполнение госзадания федерального государственного бюджетного образовательного учреждения, подведомственного Министерству науки и высшего образования?

Включены ли расходы на медицинский осмотр (диспансеризацию) студентов в нормативные затраты, на основании которых определяется субсидия на выполнение госзадания федерального государственного бюджетного образовательного учреждения, подведомственного Министерству науки и высшего образования?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на медосмотры (диспансеризацию) обучающихся не включаются в перечень нормативных затрат, используемых для определения объема субсидии на выполнение госзадания федерального государственного бюджетного образовательного учреждения, подведомственного Министерству науки и высшего образования.

Обоснование вывода:
В соответствии с абзацем 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ уполномоченные отраслевые федеральные органы исполнительной власти утверждают общие требования к порядку определения нормативных затрат на оказание государственных услуг для соответствующих сфер деятельности, руководствуясь:
- Методическими рекомендациями Минфина России (приложение к письму от 01.10.2014 N 02-01-09/49180);
- примерной формой правового акта об утверждении общих требований, доведенной письмом Минфина России от 18.05.2015 N 02-01-09/28324.
Так, приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 N 1040 утверждены Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением" (далее - Общие требования).
Согласно п. 4.2 Общих требований при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования в очной форме образовательными организациями высшего образования, осуществляющими оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, учитываются затраты на организацию, в том числе оздоровительной работы со студентами, исходя из двукратного месячного размера стипендиального фонда по образовательным программам высшего образования (смотрите также ч. 15 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", далее - Закон об образовании).
В то же время определение понятия "оздоровительная работа", как и перечень проводимых в рамках нее мероприятий, ни в Законе об образовании, ни в иных нормативных правовых актах не содержится. Как правило, оздоровительные мероприятия включают в себя индивидуальные и групповые занятия с использованием средств гигиенического, оздоровительно-рекреативного, профессионально-прикладного и лечебного направлений.
В свою очередь, прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации - одно из мероприятий, осуществляемых в целях охраны здоровья обучающихся (п. 6 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании). Однако согласно прямой норме ч. 2 ст. 41 Закона об образовании прохождение медицинских осмотров и диспансеризации в рамках охраны здоровья обучающихся образовательными организациями не осуществляется*(1).
Соответственно, расходы на медосмотры (диспансеризацию) обучающихся не включаются в перечень нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования.

К сведению:
Если речь идет о проведении ежегодных профилактических медицинских осмотров обучающихся в образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, то они проводятся в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (п. 2 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.10.2014 N 581н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

9 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) К примеру, функции по медицинскому обслуживанию обучающихся могут быть переданы учреждениям здравоохранения (постановление Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края от 23.10.2013 N 184 "О передаче функций по медицинскому обслуживанию детей (обучающихся, воспитанников) учреждениям здравоохранения").