Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В целях соблюдения требований п. 2 части 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ как правильно рассчитать годовой объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) для федерального государственного бюджетного учреждения, если такого понятия, как выручка, в Отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721), составляемого в соответствии с приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, нет? Если руководствоваться ст. 249 НК РФ, то какие конкретно строки и графы указанного Отчета включаются в сумму Годового объема выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), если у бюджетного учреждения отсутствуют показатели в рамках деятельности со средствами ОМС (КФО 7)?

В целях соблюдения требований п. 2 части 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ как правильно рассчитать годовой объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) для федерального государственного бюджетного учреждения, если такого понятия, как выручка, в Отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721), составляемого в соответствии с приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, нет? Если руководствоваться ст. 249 НК РФ, то какие конкретно строки и графы указанного Отчета включаются в сумму Годового объема выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), если у бюджетного учреждения отсутствуют показатели в рамках деятельности со средствами ОМС (КФО 7)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для расчета годового объема выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) бюджетное учреждение, не оказывающее услуги в рамках ОМС, должно взять за основу показатель по строке 040 графы 6 "Приносящая доход деятельность" Отчета (ф. 0503721) по подстатьям, детализирующим статью 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" КОСГУ, за исключением доходов от компенсации затрат, учтенных по подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В связи с применением положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон N 223-ФЗ) специалисты финансового ведомства неоднократно разъясняли, что осуществление закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства является не правом, а обязанностью заказчика. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц утверждены постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (далее - Постановление N 1352).
С 1 января 2018 года закупки у таких субъектов обязаны совершать государственные (муниципальные) учреждения, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. руб. Другими словами, для применения некоторых норм Закона N 223-ФЗ бюджетному учреждению необходимо определить объем выручки на основании данных годовой бухгалтерской отчетности. В частности, объем выручки необходимо будет определить для ответа на вопросы:
- надо ли размещать данные о небольших закупках в ЕИС;
- надо ли применять нормы Постановления N 1352.
Отметим, что в отношении организаций госсектора порядок определения годового объема выручки действующим законодательством не установлен. Вместе с тем понятия "доходы от реализации" и "выручка от реализации" содержатся в ст. 249 НК РФ. Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, ранее приобретенных, а также имущественных прав. В свою очередь, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В письме от 16.04.2018 N 02-06-10/25658 Минфин России разъясняет, что при оценке объема выручки от реализации продукции, товаров, услуг и работ можно основываться на показателях доходов, отражаемых по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" КОСГУ, которые включают в себя валовый объем доходов по приносящей доход деятельности от реализации (без учета НДС). При расчете объема выручки от реализации следует исключить (не учитывать) суммы доходов от компенсации (возмещения) затрат, отражаемые по статье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.
Порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений установлен Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н). Согласно п. 50 Инструкции N 33н отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (далее - Отчет (ф. 0503721)) содержит данные о финансовых результатах его деятельности в разрезе аналитических кодов доходов (поступлений), расходов (выбытий) в зависимости от их экономического содержания (по соответствующим КОСГУ) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Доходы от оказания платных услуг (выполнения работ) отражаются в Отчете (ф. 0503721) по строке 040 в графе 6 "Приносящая доход деятельность" по соответствующему коду КОСГУ без учета НДС (п. 53 Инструкции N 33н)*(1).
Таким образом, при расчете годового объема выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) бюджетное учреждение должно взять за основу показатель по строке 040 графы 6 "Приносящая доход деятельность" Отчета (ф. 0503721) по подстатьям статьи 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" КОСГУ, за исключением доходов от компенсации затрат, учтенных по подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

16 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Необходимо обратить внимание, что показатели отражаются в Отчете (ф. 0503721) в зависимости от источника финобеспечения деятельности учреждения. При этом следует помнить, что в графе 6 "Приносящая доход деятельность" Отчета (ф. 0503721) учитываются не только показатели, сформированные в рамках приносящей доход деятельности (КФО 2), но и по КФО 3, КФО 7. 
Поэтому при расчете годового объема выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) учреждения госсектора, у которых ведется учет не только по КФО 2, но и по КФО 3, КФО 7 должно взять за основу показатель по строке 040 графы 6 "Приносящая доход деятельность" Отчета (ф. 0503721) по подстатьям статьи 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" КОСГУ, за исключением доходов от компенсации затрат, учтенных по подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ, и сумм, поступающих в рамках КФО 3 и КФО 7.