Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В учреждении проводится инвентаризация нефинансовых активов. Инвентаризация начинается и заканчивается в один день. Во время инвентаризации были обнаружены излишки. Нереально в один день (окончания инвентаризации) инвентаризационной комиссией решить вопросы по оценке и постановке на учет материалов или основных средств. 1. Верно ли, что в инвентаризационной описи учреждение должно указать только количество обнаруженных излишков без суммы, так как инвентаризационная комиссия не может знать стоимость излишков и не её это задача (в заключении комиссии будет только подтвержден факт обнаружения излишков)? 2. Нужно ли комиссии в Акте о результатах инвентаризации прописать рекомендации об оценке и оприходовании излишков и кому эти рекомендации должны быть направлены? 3. Какой датой должна быть оформлена Ведомость расхождений по результатам инвентаризации? Если датой окончания инвентаризации, то ведь еще не проведена оценка имущества и оно не поставлено на учет (а в табличной части требуется заполнить и инвентарный номер, и счет учета, и сумму по излишкам)?

В учреждении проводится инвентаризация нефинансовых активов. Инвентаризация начинается и заканчивается в один день. Во время инвентаризации были обнаружены излишки. Нереально в один день (окончания инвентаризации) инвентаризационной комиссией решить вопросы по оценке и постановке на учет материалов или основных средств.
1. Верно ли, что в инвентаризационной описи учреждение должно указать только количество обнаруженных излишков без суммы, так как инвентаризационная комиссия не может знать стоимость излишков и не её это задача (в заключении комиссии будет только подтвержден факт обнаружения излишков)?
2. Нужно ли комиссии в Акте о результатах инвентаризации прописать рекомендации об оценке и оприходовании излишков и кому эти рекомендации должны быть направлены?
3. Какой датой должна быть оформлена Ведомость расхождений по результатам инвентаризации? Если датой окончания инвентаризации, то ведь еще не проведена оценка имущества и оно не поставлено на учет (а в табличной части требуется заполнить и инвентарный номер, и счет учета, и сумму по излишкам)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются учреждением самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации, и закрепляются учетной политикой учреждения.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится инвентаризационной комиссией в порядке, определенном учетной политикой учреждения.
Конкретные сроки проведения инвентаризации определяются приказом учреждения. При этом в установленные приказом сроки инвентаризационная комиссия должна не только провести инвентаризацию путем сверки остатка финансовых и (или) нефинансовых активов с данными бухгалтерского учета, но и оформить результаты инвентаризации. В случае необходимости срок проведения инвентаризации может быть продлен, в том числе и для целей оформления документов в установленном порядке.

Обоснование вывода:
В части организации и ведения бухгалтерского учета бюджетные учреждения должны руководствоваться следующими нормативными актами:
- Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ);
- Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н);
- Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н;
- Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
В то же время при разработке порядка проведения инвентаризации используются нормы Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания), в части, не противоречащей требованиям Закона N 402-ФЗ и Инструкции N 157н (смотрите также письма Минфина России от 27.11.2015 N 02-06-10/69491, от 30.04.2015 N 02-07-10/25594).
Стоит отметить, что Минфином России подготовлены изменения в Методические указания N 49 (смотрите проект приказа Минфина России, размещенный на сайте Минфина России в разделе "Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора"). Если поправки примут, эти указания больше не будут распространяться на организации госсектора. Однако данный факт не повлияет на порядок оформления результатов инвентаризации.
Отметим, что порядок проведения инвентаризации должен быть установлен учетной политикой учреждения (в виде раздела учетной политики или приложения к ней). Такое требование установлено в ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п.п. 6, 20 Инструкции N 157н (смотрите также письмо Минфина России от 15.07.2014 N 02-06-10/34544). Локальным документом учреждения определяются случаи и сроки проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации в различных случаях, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (письма Минфина России от 02.06.2017 N 02-06-10/34524, от 13.01.2015 N 02-06-10/70).
Нормативные акты не регулируют сроки проведения инвентаризации. Учреждение самостоятельно определяет дату начала и окончания проведения инвентаризации исходя из своей структуры и объема активов и обязательств подлежащих инвентаризации. В части годовой инвентаризации главное условие, чтобы инвентаризация была начата не ранее 1 октября и закончена до окончания финансового года, то есть до 31 декабря (включительно).
Приказом учреждения утверждается срок проведения инвентаризации и состав инвентаризационной комиссии. Приказ оформляется по форме N ИНВ-22, которую можно дополнить необходимыми реквизитами, или по форме, разработанной организацией госсектора самостоятельно. Он должен быть зарегистрирован в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (например, форма N ИНВ-23 или разработанная организацией). Председатель и члены инвентаризационной комиссии в обязательном порядке ставят подписи в журнале, подтверждающие их ознакомление с приказом.
Приказ является локальным документом в соответствии с которым проводится инвентаризация. Поэтому в приказе указывается информация, исходя из которой можно четко определить объем инвентаризируемого имущества, сроки инвентаризации, сроки передачи материалов в бухгалтерию и т.д.
Например, если в соответствии с приказом учреждения инвентаризация начинается и заканчивается 20 декабря, то есть определен только один день, то, соответственно, на указанную дату в инвентаризационных описях будут указаны остатки по данным бухгалтерского учета и в этот же день должны быть оформлены результаты инвентаризации и переданы на утверждение руководителю.
Если по каким-либо объективным причинам установленного приказом срока не достаточно для оформления комиссией всех документов (результатов инвентаризации), то срок проведения инвентаризации может быть продлен путем оформления соответствующего распорядительного документа.
В соответствии с положениями приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н результаты инвентаризации сначала фиксируются в инвентаризационных описях. При выявлении каких-либо несоответствий фактического наличия инвентаризируемых объектов с данными бухгалтерского учета комиссией заполняется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Такая ведомость составляется именно в процессе проведения инвентаризации. В ней фиксируются все обнаруженные излишки, недостачи не только в количественном, но и в суммовом выражении. Кроме того, по каждому выявленному случаю отклонений инвентаризационная комиссия должна получить письменные объяснения от ответственных лиц.
Далее, на основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), а в случае расхождений - Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), инвентаризационная комиссия составляет Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Акт представляется на рассмотрение и утверждение руководителю учреждения с приложением документов по инвентаризации.
В свою очередь, отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете может осуществляться на основании утвержденного руководителем Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) или отдельно изданного приказа (распорядительного документа). Конкретный порядок документального оформления регулируется правилами документооборота, установленного в учреждении.
Таким образом, в процессе проведения инвентаризации комиссия не только выявляет отклонения, но и фиксирует их в количественном и суммовом выражении. В сроки, определенные для проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия также оформляет все результаты инвентаризации и передает на рассмотрение руководителю.
Соответственно, оценка неучтенных объектов нефинансовых активов в целях принятия их к бухгалтерскому учету, а также правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации входят в полномочия инвентаризационной комиссии и осуществляется в процессе проведения самой инвентаризации (п. 31 Инструкции N 157н, п.п. 2.6, 3.3, Методических указаний N 49).
Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении инвентаризации активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 31 Инструкции N 157н). Общий порядок определения текущей оценочной стоимости определен п. 25 Инструкции N 157н. Вместе с тем более детальный порядок определения такой стоимости устанавливается локальным актом учреждения (учетная политика, положение о работе комиссии и т.п.).
Так, согласно п. 25 Инструкции N 157н текущая оценочная стоимость может быть определена на основании:
- данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертных заключений о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
На основании общих правил, установленных Инструкцией N 157н, а также с учетом требований локальных актов учреждения инвентаризационная комиссия определяет текущую оценочную стоимость нефинансовых активов, по которым выявлены отклонения, информацию о них заполняет в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и, соответственно, в Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
При этом, если Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) формируется на дату начала проведения инвентаризации, то Акт о результатах инвентаризации формируется датой окончания инвентаризации или ранее, если инвентаризация была закончена ранее установленного срока. В то же время инвентаризационная комиссия осуществляет свою работу именно в установленные руководителем сроки, и если комиссия не успевает закончить инвентаризацию в срок, то об этом необходимо проинформировать руководителя с целью продления срока проведения инвентаризации.
В заключении отметим, что на основании положений п. 20 Инструкции N 157н результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Исключение составляют результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

20 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.