Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Как отражаются дополнительные расходы (доставка, командировка, страховка) по предмету лизинга в бухгалтерском и налоговом учете?

Как отражаются дополнительные расходы (доставка, командировка, страховка) по предмету лизинга в бухгалтерском и налоговом учете?

Общество приобрело автомобиль в лизинг. В договоре лизинга передача предмета лизинга 25.08.2025 на заводе - производителе техники. Общество произвело дополнительные расходы по доставке автомобиля до места эксплуатации и командировочные сотрудника, осуществляющего приемку автомобиля и страхование предмета лизинга в период перегона от завода-изготовителя до места эксплуатации.
Как отражаются дополнительные расходы (доставка, командировка, страховка) по предмету лизинга в бухгалтерском и налоговом учете?

1. Расходы, понесенные лизингополучателем на доставку, доведение до состояния, пригодного к эксплуатации, и по вводу в эксплуатацию (подключению) предмета лизинга включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии соблюдения критериев, установленных ст. 252 НК РФ (письма Минфина РФ от 19.11.2012 N 03-03-06/1/594, от 27.07.2012 N 03-03-06/1/363, от 03.02.2012 N 03-03-06/1/64, от 19.10.2011 N 03-03-06/1/677, от 16.03.2006 N 03-03-04/1/247).

В то же время есть определение ВАС РФ от 24.11.2008 N 12532/08, в котором подтверждается правомерность единовременного включения в состав расходов затрат на монтаж и пусконаладку полученного в лизинг оборудования. В постановлении ФАС Поволжского округа от 24.01.2012 N Ф06-12311/11 по делу N А55-8309/2011 судьи пришли к выводу, что лизингополучатель имел право либо признать понесенные им расходы по транспортировке в том отчетном периоде, когда оно их фактически понесло, либо распределить эти расходы самостоятельно.

См. также Вопрос: Как правильно лизингополучателю учесть дополнительные расходы по объекту лизинга? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2025 г.).

В постановлении ФАС Поволжского округа от 24.01.2012 N Ф06-12311/11 по делу N А55-8309/2011 судьи пришли к выводу, что лизингополучатель имел право либо признать понесенные им расходы по транспортировке в том отчетном периоде, когда оно их фактически понесло, либо распределить эти расходы самостоятельно.

Полагаем, организация может самостоятельно определить порядок налогового учета расходов и закрепить его в учетной политике, однако налоговые споры не исключены (при единовременном учете таких расходов).

Полагаем, что менее рискованным (как нам видится) является равномерное списание стоимости таких расходов в период действия договора лизинга.

2. Право пользования активом принимается к учету по фактической стоимости (п. 13 ФСБУ 25/2018), которая включает помимо прочего затраты арендатора (лизингополучателя) в связи с поступлением предмета аренды (лизинга) и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях.

Лизингополучатель, который вправе применять упрощенные способы учета, может рассчитывать фактическую стоимость права пользования активом без дополнительных расходов и оценочных обязательств. В данном случае затраты, указанные в подп. "в" и "г" п. 13 ФСБУ 25/2018, признаются расходами периода, в котором были понесены.

Если же лизингополучатель не вправе применять указанные выше упрощенные способы учета, то необходимо учитывать, что согласно п. 13 ФСБУ 25/2018 право пользования активом (ППА) признается по фактической стоимости, которая включает в себя, в том числе:

в) затраты, связанные с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях, т.е. в том числе транспортные услуги, монтаж, пусконаладка, настройка и т.д.

Таким образом, если затраты произведены арендатором после получения предмета аренды и до начала его фактического использования, то, полагаем, их следует включать в фактическую стоимость права пользования активом как затраты по доведению предмета аренды до состояния, пригодного к использованию (подп. "в" п. 13 ФСБУ 25/2018). В случае же если затраты осуществлены уже во время использования предмета аренды, то, по нашему мнению, такие затраты признаются расходами периода, в котором были понесены.

Стоимость ППА погашается в бухгалтерском учете у лизингополучателя (п. 17 ФСБУ 25/2018) посредством амортизации.

Если по договору лизинга предметом лизинга выступает объект основных средств, то порядок амортизации ППА аналогичен правилам амортизации основных средств, установленным ФСБУ 6/2020 "Основные средства".

См. также. Энциклопедия решений. Учет основного средства лизингополучателем на своем балансе.

Также рекомендуем Вам ознакомиться со следующими документами (материалами):

- Энциклопедия решений. Учет капитальных вложений в виде неотделимых улучшений арендованных основных средств;

- Энциклопедия решений. Первоначальная стоимость предмета лизинга (в целях налогообложения прибыли);

- Вопрос: Какие именно расходы (лизинговый платеж, амортизация) берутся в затраты в налоговом и бухгалтерском учете у лизингополучателя (микропредприятие)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2025 г.);

- Вопрос: Отражение в бухгалтерском и налоговом учетах проведения ТО и установку защиты двигателя и защиты бензобака на лизинговом автомобиле после передачи автомобиля в лизинг (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2024 г.);

- Вопрос: Расходы по налогу на прибыль, НДС, транспортный налог у лизингополучателя по приобретаемым транспортным средствам в 2024-2025 годах (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2025 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

16 сентября 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.