Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Алгоритм действий, если персональными данными завладели мошенники

Алгоритм действий, если персональными данными завладели мошенники

Был взломан аккаунт гражданина на портале "Госуслуги". Мошенники направили доверенность на пользование всеми счетами, заверенную нотариусом.
Каковы действия гражданина в данном случае?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если персональными данными завладели мошенники, то необходимо оперативно принять комплекс мер, направленных на предотвращение их использования в целях оформления кредитов и в иных незаконных целях.

Обоснование вывода:

Сбор персональных данных путем незаконного их приобретение, взлома аккаунтов, сайтов, посредством введения в заблуждение в ходе телефонных переговоров и т.д. - первый этап в большинстве мошеннических схем. Как правило, мошенники используют персональные данные для оформления кредитов на владельцев персональных данных, заключение от их имени договоров купли-продажи, открытие фирм и т.д.

Порядок действий при хищении персональных данных законодательно не определен, и, как правило, большинство потерпевших ограничиваются обращением по указанным вопросам в полицию.

Действительно, обращение в полицию при похищении персональных данных - верный и правильный шаг. В ходе проверки по данному сообщению органы полиции обязаны провести проверку в порядке ст. 144-145 УПК РФ и принять решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Заявителю необходимо иметь доказательства обращения в полицию по указанному вопросу (копию заявления с отметкой о регистрации, талон уведомления и т.д.), которые ему в последующем понадобятся для возможного обжалования заключенных от его имени кредитных договоров, сделок с его имуществом и т.д.

При проверке по указанным сообщениям органы полиции как правило обязаны дать оценку действиям нарушителей по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ (если оформлен кредитный договор или заключены сделки с имуществом, ст. 272-273 УК РФ, ст. 327 УК РФ (если используются подложные документы). К проведению проверок по указанным вопросам обычно привлекается Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий Министерства внутренних дел Российской Федерации (смотрите приказ МВД России от 29.12.2022 N 1110 "Об утверждении Положения об Управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий Министерства внутренних дел Российской Федерации").

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела можно обжаловать прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ или в суд в порядке ст. 125 УПК РФ.

В то же время, помимо обращения в органы полиции, необходимо выполнить и ряд других действий, пресекающих мошенникам использование персональных данных.

Прежде всего необходимо восстановить доступ к своему аккаунту в социальных сетях, на портале "Госуслуги" самостоятельно или с помощью администратора, в чей адрес незамедлительно следует отправить сообщение, а также сменить логины и пароли. Если взломали аккаунт портале "Госуслуги", то проще всего обратиться по указанному вопросу в ближайший центр обслуживания МФЦ, где заявление гражданина об этом будет зарегистрировано, и в его присутствии примут меры к прекращению доступа к аккаунту, смене логина и пароля.

В последующем самостоятельно или с помощью специалиста МФЦ необходимо проверить доступ к аккаунту с других устройств, и если к нему подключены какие-либо еще неизвестные устройства, нужно зафиксировать этот факт (например путем выполнения скриншота) и прекратить их доступ.

В графе "Учетная запись" необходимо убедиться в верности номера телефона, адреса электронной почты, если они не верны, выполнить скриншот и незамедлительно заменить на принадлежащие гражданину данные.

В разделе "Безопасность" в подразделе "Действия" в системе можно посмотреть, на каких ресурсах проходили авторизации через профиль гражданина. Если мошенники использовали персональные данные для входа в личный кабинет банка или микрофинансовой организации, то необходимо связаться с ними и предупредить о том, что профиль взломали, а также выяснить, что происходило со счетами за последнее время, и не появилось ли у гражданина новых кредитов и займов.

В случае подтверждения информации о хищении денежных средств со счета или оформления кредита, в банк или микрофинансовую организацию нужно подать заявление о том, что гражданин этого не делал, а также сообщить об указанных подробностях дополнительно в полицию.

В кредитных организациях необходимо перевыпустить электронные банковские (кредитные) карты.

В разделе "Заявления" можно обнаружить информацию, которую о гражданине запрашивали мошенники.

Если мошенники заказали справку из налоговой, выписку о состоянии пенсионного счета и сведения из трудовой книжки, вероятно, они попытаются оформить заем на имя гражданина, о чем также необходимо поставить в известность в полицию.

Периодически нужно проверять свою кредитную историю (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях"), открытие юридических лиц на конкретное имя через ЕГРЮЛ, наличие судебных процессов о взыскании долга.

Кроме того, через МФЦ следует установить запрет на совершение сделок с имуществом без личного присутствия, если имеется недвижимое имущество.

Кроме того, по основаниям непригодности паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин, существенности изменения внешности принять меры к замене паспорта, что повлечет невозможность получения кредитов, заключение сделок с имуществом и открытию юридических лиц на имя гражданина, а выполнение указанных действий с применением старых паспортных данных будет безусловно свидетельствовать об их недействительности.

Если персональные данные похищены по вине оператора персональных данных, то целесообразно по данным вопросам обратиться в адрес Роскомнадзора, которым будет организована и проведена проверка в отношении правонарушителя, при подтверждении его вины будут приняты меры административного характера.

В последнее время распространение получило мошенничество с использованием биометрических данных, а именно использование в указанных целях внешности и голоса для оформления кредита (смотрите определение СК по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18.08.2022 по делу N 8Г-14401/2022[88-14740/2022]; решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 12.08.2024 по делу N 2-2158/2024; апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28.06.2022 по делу N 33-5975/2022; апелляционное определение СК по гражданским делам Калининградского областного суда от 07.08.2024 по делу N 33-3838/2024; апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18.04.2022 по делу N 33-8319/2022).

Соответственно, если с согласия гражданина при банковском обслуживании получены биометрические данные, то в силу положений ч. 15 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2022 N 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" необходимо отозвать через МФЦ у оператора единой биометрической системы или банка свое согласие, потребовать блокировку их использования или уничтожения. В свою очередь, оператор единой биометрической системы, а также оператор регионального сегмента единой биометрической системы, аккредитованный государственный орган, Центральный банк Российской Федерации в случае прохождения им аккредитации, организация, осуществляющая аутентификацию на основе биометрических персональных данных физических лиц, обязаны при получении такого требования гражданина прекратить работу с ними, заблокировать, удалить, уничтожить биометрические персональные данные и векторы единой биометрической системы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлов Алексей

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

28 октября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.