Возникла необходимость внести изменения в акт приема-передачи ТМЦ. Количество и сумма по акту не меняются, вносятся изменения в текст документа. Акт был составлен и подписан в тот момент, когда в должности генерального директора находился другой человек. На сегодняшний день генеральным директором является иное физическое лицо. Может ли нынешний генеральный директор подписать акт датой прошлого периода либо нужно указать, что это исправительный акт от текущей даты к акту от прошлого периода?
Возникла необходимость внести изменения в акт приема-передачи ТМЦ. Количество и сумма по акту не меняются, вносятся изменения в текст документа. Акт был составлен и подписан в тот момент, когда в должности генерального директора находился другой человек. На сегодняшний день генеральным директором является иное физическое лицо. Может ли нынешний генеральный директор подписать акт датой прошлого периода либо нужно указать, что это исправительный акт от текущей даты к акту от прошлого периода?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Нынешний генеральный директор не может подписать акт приема-передачи ТМЦ датой прошлого года.
Исправления в акт приема-передачи ТМЦ нынешнему генеральному директору целесообразно внести путем зачеркивания неверного текста и указания верного текста. Рядом с исправленным текстом нужно указать:
- надпись "Исправлено";
- дату исправления;
- должность, Ф.И.О. и подпись лица, внесшего исправление.
Обоснование позиции:
Согласно ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В частности, как и ранее, не допускается внесение изменений в кассовые и банковские документы, в бланки строгой отчетности (п. 16 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 4.7 Указания Банка России 11.03.2014 N 3210-У). Таким образом, если ошибка допущена при оформлении кассового, банковского документа или БСО, такой документ к учету принят быть не может - его необходимо оформить заново. В других первичных документах (УПД, накладных, актах, карточках учета, актах приема-передачи ТМЦ и пр.) исправления допустимы.
В письмах ФНС России от 23.03.2018 N СД-4-3/5412@, от 12.01.2018 N СД-4-3/264, Минфина России от 23.10.2017 N 03-03-10/69280, от 22.01.2016 N 07-01-09/2235 разъяснено, что законодательством не предусмотрена замена ранее принятого к бухгалтерскому учету первичного учетного документа новым документом в случае обнаружения в нем ошибок. Аналогичного мнения придерживаются судебные органы (смотрите, например, решения АС Самарской области от 27.03.2024 N А55-12529/2023, АС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.02.2024 N А75-9651/2023, АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2023 N А56-92746/2022, АС Забайкальского края от 23.06.2022 N А78-3476/2022).
В соответствии с п. 21 ФСБУ 27/2021 исправление в документе бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, производится путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Зачеркивание производится чертой таким образом, чтобы можно было прочитать ошибочный текст или сумму. При этом исправление должно сопровождаться надписью "Исправлено" и содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших первичный учетный документ (при исправлении первичного учетного документа) или ответственных за ведение регистра бухгалтерского учета (при исправлении регистра бухгалтерского учета), в котором произведено исправление, с указанием их должностей, фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Поэтому нынешний генеральный директор не может подписать акт приема-передачи ТМЦ датой прошлого года.
Исправления в акт приема-передачи ТМЦ нынешнему генеральному директору целесообразно внести путем зачеркивания неверного текста и указания верного текста. Рядом с исправленным текстом нужно указать:
- надпись "Исправлено";
- дату исправления;
- должность, Ф.И.О. и подпись лица, внесшего исправление.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Внесение исправлений в первичный документ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2024 г.);
- Вопрос: Порядок внесения исправлений в УПД. Возможность замены первоначального УПД на новый документ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2021 г.);
- Вопрос: Исправление ошибок, допущенных при отражении в учете реализации услуг (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатов Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
31 мая 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.