Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Между организацией и Минпромторгом России было заключено соглашение о получении субсидии. Для получения денежных средств был открыт казначейский счет. Денежные средства поступили от Казначейства РФ. Плательщиком указана организация с казначейским счетом. Как правильно провести платежные поручения? Какую организацию указывать в платежных поручениях? Какие счета учета использовать?

Между организацией и Минпромторгом России было заключено соглашение о получении субсидии. Для получения денежных средств был открыт казначейский счет. Денежные средства поступили от Казначейства РФ. Плательщиком указана организация с казначейским счетом. Как правильно провести платежные поручения? Какую организацию указывать в платежных поручениях? Какие счета учета использовать?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Движение денежных средств по казначейскому (лицевому) счету следует учитывать на специально открытом для этих целей субсчете к счету 55 "Специальные счета в банках".
Зачисление средств на лицевой счет в казначействе может быть отражено проводкой:
Дебет 55, субсчет "Средства на лицевом счете" Кредит 76, субсчет "Минпромторг России"
- получена субсидия на лицевой счет в УФК;
Дебет 51 Кредит 55, субсчет "Средства на лицевом счете"
- поступили денежные средства с казначейского счета организации.
Если денежные средства с лицевого счета поступают организации в том же периоде, в котором они зачислены на него, и в той же сумме (т.е. не накапливаются на лицевом счете, а сразу поступают на расчетный счет организации в банке), то, по нашему мнению, организация может отражать поступление субсидии с казначейского (лицевого) счета на расчетный счет организации по факту поступления средств проводкой:
Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Минпромторг России" (или сразу с использованием счета 86; подробнее об учете субсидий смотрите далее)
- зачислена субсидия.
При этом необходимо перед составлением отчетности (или акта сверки с государственным органом, выделившим субсидию) проконтролировать и подтвердить отсутствие остатка на лицевом счете (например, на основании Выписки из лицевого счета, Отчета о состоянии лицевого счета).

Обоснование позиции:
1. В рассматриваемой ситуации целевые средства в виде субсидий подлежат казначейскому сопровождению.
Казначейское сопровождение - это осуществление операций по зачислению и списанию целевых средств на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России, и отражение их на лицевых счетах, открытых юрлицам и ИП в таких территориальных органах в установленном Порядке.
Порядок открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" утвержден приказом Казначейства России от 29.12.2020 N 44н (далее - Порядок).
Порядок документооборота при ведении лицевых счетов установлен разделом IV Порядка, где предусмотрено, что территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания клиента осуществляет сверку операций, учтенных на лицевых счетах, с клиентами (далее - сверка) (п. 66 Правил).
Сверка производится путем представления территориальным органом Федерального казначейства Выписки из лицевого счета (с копиями документов, служащих основанием для отражения операций на лицевом счете).
По запросу клиента (юридического лица) ему могут быть представлены Отчеты о состоянии лицевого счета.
Полагаем, что движение денежных средств по лицевому счету следует учитывать на специально открытом для этих целей субсчете к счету 55 "Специальные счета в банках".
Зачисление средств на лицевой счет в казначействе может быть отражено проводкой:
Дебет 55, субсчет "Средства на лицевом счете" Кредит 76, субсчет "Расчеты по получению субсидии" (или с разу с использованием счета 86; подробнее об учете субсидий смотрите далее)
- отражено зачисление средств в форме субсидии на лицевой счет (на основании Выписки из лицевого счета, Отчета о состоянии лицевого счета или иного документа, подтверждающего факт поступления средств).
Поступление средств на расчетный счет организации отражается проводкой:
Дебет 51 Кредит 55, субсчет "Средства на лицевом счете"
- денежные средства с лицевого счета переведены на расчетный счет.
2. Субсидии представляют собой один из видов государственной помощи (ст. 65, 69, 78 БК РФ), которые учитываются в соответствии с требованиями ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи".
ПБУ 13/2000 устанавливает два возможных варианта признания бюджетных средств в бухгалтерском учете:
1) по факту появления у организации уверенности в получении этих средств.
Подтверждением права на получение средств могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы (п. 5, абзац 1 п. 7 ПБУ 13/2000).
В этом случае оформляются следующие записи в учете:
Дебет 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторам" Кредит 86 "Целевое финансирование"
- принято решение о назначении организации субсидии;
Дебет 51 (55) Кредит 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"
- получена субсидия на расчетный или лицевой счет;
2) по мере фактического получения бюджетных средств на счета организации (абзац 2 п. 7 ПБУ 13/2000).
При этом производится запись:
Дебет 51 или 55 Кредит 86 "Целевое финансирование"
- получена субсидия на расчетный счет.
Согласно п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" в случае, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пп. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008. Таким образом, выбранный вариант учета субсидии необходимо закрепить в учетной политике.
Далее полученные бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации (п. 8 ПБУ 13/2000).
В рассматриваемом случае, когда субсидия выделяется для финансирования уже понесенных расходов организации, счет 98 "Доходы будущих периодов" (использование которого для случаев целевого финансирования предусмотрено п. 9 ПБУ 13/2000), не используется.
В таком случае поступление субсидии отражается сразу в составе прочих доходов проводкой:
Дебет 86 "Целевое финансирование" Кредит 91 "Прочие доходы"
- отражение субсидии в составе прочих доходов на сумму осуществленных расходов, которые подлежат покрытию за счет субсидии.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Как отражать средства целевого финансирования в бухгалтерском учете;
- Вопрос: Налоговый и бухгалтерский учет субсидий (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

11 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.