Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Индивидуальный предприниматель (ИП) применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". В учете в составе основных средств ИП числится кран. Данный кран предоставлялся в пользование по договору аренды другой организации. Со временем этот кран пришел в негодное состояние, ремонту не подлежал и не мог в дальнейшем эксплуатироваться по прямому назначению. Арендные обязательства были прекращены. Кран возвращен его собственнику - ИП. ИП принял решение о ликвидации данного крана. Кран демонтирован, разобран на части и продан. Каков порядок документального оформления списания данного основного средства в связи с его ликвидацией в учете ИП?

Индивидуальный предприниматель (ИП) применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". В учете в составе основных средств ИП числится кран. Данный кран предоставлялся в пользование по договору аренды другой организации. Со временем этот кран пришел в негодное состояние, ремонту не подлежал и не мог в дальнейшем эксплуатироваться по прямому назначению. Арендные обязательства были прекращены. Кран возвращен его собственнику - ИП. ИП принял решение о ликвидации данного крана. Кран демонтирован, разобран на части и продан. Каков порядок документального оформления списания данного основного средства в связи с его ликвидацией в учете ИП?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание объекта ОС в связи с его ликвидацией в учете ИП отражается и документально оформляется по общим правилам.
Принятое комиссией решение о списании объекта ОС оформляется в акте на списание объекта ОС.
На основании этого оформленного акта на списание ОС в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств.

Обоснование вывода:
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ИП могут не вести бухгалтерский учет, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и/или иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, в соответствии с НК РФ.
При этом ведение бухгалтерского учета по общим правилам ИП не запрещено.
Согласно ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" установлено понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. Субъектами МСП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и ИП), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).
По общему правилу порядок учета объектов основных средств регулируется ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания)*(1).
Отметим, что указанные нормативные документы по бухучету основных средств, такие как ПБУ 6/01 и Методические указания по бухучету основных средств, предназначены для организаций. Однако ИП на УСН тоже может ими пользоваться, это не запрещено. Поэтому в своих внутренних документах ИП целесообразно фиксировать поступление и выбытие основных средств, отражать их первоначальную стоимость и срок полезного использования. А также ежемесячно начислять амортизацию на принадлежащие ИП объекты ОС.
Кроме того, ИП следует закрепить в учетной политике порядок списания стоимости объекта основных средств в бухгалтерском учете при его выбытии. При этом нужно ориентироваться на нормы ПБУ 6/01, Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета.
Напомним, что ИП вправе самостоятельно принять решение о необходимости разработки им учетной политики для целей бухгалтерского учета.
Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
При этом выбытие объекта основных средств имеет место, в частности, в случаях прекращения его использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции и иных случаях.
Порядок списания основных средств в бухгалтерском учете регламентирован пп. 75-80 Методических указаний и предполагает проведение некоторых процедур.
В частности, для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов приказом руководителя создается комиссия (п. 76 Методических указаний).
В компетенцию комиссии входит в том числе и составление акта на списание объекта ОС, которым оформляется принятое решение комиссии (п. 78 Методических указаний) с указанием данных, характеризующих объект.
При обосновании списания объекта основных средств необходимо подтвердить прекращение действия хотя бы одного из установленных п. 4 ПБУ 6/01 условий принятия такого актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств (смотрите письмо Минфина России от 25.12.2015 N 07-01-06/76480).
В отношении документального оформления списания основного средства в учете ИП в связи с его ликвидацией отметим следующее.
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов ИП могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
В Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 разъяснено, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Это значит, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), постановлением Правительства РФ (транспортная накладная) и т.п., то их использование по-прежнему обязательно.
Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). За основу для разработки актов можно принять унифицированные формы актов на списание ОС (N ОС-4, N ОС-4а и N ОС-4б), которые утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7.
Акт на списание объекта основных средств составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, назначенной руководителем, утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. Смотрите:
- Пример Акта на списание объекта основных средств ОС-4;
- Пример заполнения Акта о списании автотранспортных средств ОС-4а;
- Пример заполнения Акта о списании групп объектов основных средств ОС-4б.
На основании оформленного акта на списание, переданного бухгалтерской службе, в инвентарной карточке (инвентарной книге) (за основу можно принять унифицированные формы N ОС-6, N ОС-6а, N ОС-6б) производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения. Смотрите:
- Пример Инвентарной карточки по учету основных средств ОС-6;
- Пример заполнения Инвентарной книги учета объектов основных средств ОС-6б.
Если после ликвидации основного средства остаются какие-либо запчасти или детали, которые можно использовать в дальнейшем, то их принятие к учету следует оформить приходным ордером (за основу для него можно принять ордер по форме N М-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). Данный документ составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад на фактически принятое количество ценностей. Смотрите: Пример Приходного ордера М-4.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет при ликвидации (списании) основного средства;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет списания основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020;
- Энциклопедия решений. Учет материалов, полученных в результате ликвидации основных средств;
- Энциклопедия решений. Учет доходов в виде стоимости полученных материалов при ликвидации или ремонте основных средств;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет материалов, полученных в результате ликвидации основных средств;
- Вопрос: ИП с работниками работает на ОСНО. Что изменилось по основным средствам в налоговом и бухгалтерском учете при выбытии объекта с 2020 года? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.);
- Вопрос: Как отражается в налоговом учете УСН (доходы минус расходы) оприходование и продажа металлолома, оприходованного в результате списания ОС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.);
- Вопрос: С помощью каких документов ИП на УСН подтвердить остаточную стоимость основных средств? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Ответ прошел контроль качества

3 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) С 1 января 2022 года обязательными к применению являются:
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н;
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н.
ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 заменяют ПБУ 6/01 и Методические указания 91н.
Начать применять новые стандарты по учету основных средств и капитальных вложений можно до указанного срока. Для этого соответствующие изменения необходимо внести в учетную политику.