Муниципальному унитарному предприятию от собственника переданы в хозяйственное ведение (сверх суммы уставного фонда): светильник и кронштейны для наружного освещения. В казне данное имущество числится как движимое. Для унитарного предприятия, получившего данное имущество в хозяйственное ведение, по существу это расходные материалы, так как основной вид деятельности - это содержание линий наружного освещения города. Полученные светильники и кронштейны были смонтированы на линию наружного освещения (70 новых / 500 всего на линии).
Каким образом отразить поступление имущества у предприятия? Можно ли сразу списать имущество с баланса и не учитывать в качестве основных средств?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учтивая особенности полученного имущества и характер его использования учет данного имущества следует осуществлять пообъектно, а не в составе единого объекта основных средств.
Пообъектный учет рассматриваемого в вопросе имущества, поступившего муниципальному унитарному предприятию сверх уставного фонда, приводит к необходимости учета этого имущества в составе запасов - активов, потребляемых рамках обычного операционного цикла.
Порядок отражения операций в бухгалтерском учете изложен ниже.
Обоснование вывода:
Деятельность унитарных предприятий строится на основах, определенных нормами ГК РФ и Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Собственник унитарного предприятия, являющегося коммерческой организацией, может закреплять за унитарным предприятием имущество, в отношении которого унитарное предприятие не наделяется правом собственности. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (п. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ).
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия (п. 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ, пп. 1, 2 ст. 113 ГК РФ).
Уставный фонд муниципального или государственного унитарного предприятия может быть сформирован в том числе путем передачи в установленном порядке имущества (ст. 13 Закона N 161-ФЗ). Кроме того, ст. 14 Закона 161-ФЗ допускается увеличение размера уставного фонда, например, за счет дополнительно передаваемого собственником имущества.
В то же время государственный орган или орган местного самоуправления, уполномоченный на создание унитарного предприятия, может передать ему имущество не только в пределах взноса в уставный фонд, но и сверх него. Для этого публично-правовое образование принимает решение о закреплении имущества за предприятием, представитель собственника публичного имущества и унитарное предприятие подписывают соответствующий договор, имущество передается по акту.
Бухгалтерский учет
Любая организация, в том числе созданная в форме унитарного предприятия, должна вести бухгалтерский учет и формировать отчетность в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Действующее законодательство не содержит норм, регулирующих порядок отражения в бухгалтерском учете имущества, которое получено от собственника сверх уставного фонда.
В силу этого указанный порядок организация должна разработать самостоятельно и закрепить его в учетной политике для целей бухгалтерского учета (пп. 4, 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
В силу п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченным федеральным органом и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
В соответствии с п. 7.2 Концепции активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды, определенные п. 7.2.1 Концепции, в будущем.
При принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве актива определенного вида следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (письмо Минфина России от 08.09.2009 N 03-05-05-01/54).
Так, при принятии актива к бухгалтерскому учету в качестве ОС необходимо руководствоваться условиями, установленными п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (письмо Минфина России от 26.05.2020 N 07-01-07/43949), в частности, условия, в соответствии с которым объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (подп "б" п. 4 ПБУ 6/01)*(1).
Учтивая особенности полученного имущества и характер его использования такое оборудование следует учитывать пообъектно, а не в составе единого объекта ОС.
В соответствии с нормой абзаца четвертого п. 5 ПБУ 6/01 объекты ОС стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов*(2).
Если учетная политика организации содержит соответствующие положения, то учет малоценных активов, которые соответствуют условиям признания их в составе ОС (в частности, имеют срок использования более 12 месяцев), ведется с 2021 г. на основании стандарта бухгалтерского учета "Запасы" (далее - ФСБУ 5/2019), разработанного на основе МСФО (IAS) 2 "Запасы" и утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (смотрите также письма Минфина России от 15.09.2011 N 03-05-04-01/26, от 05.08.2011 N 03-05-05-01/61).
В целях бухгалтерского учета материалы, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, учитываются как вид запасов (подп. "а" п. 3 ФСБУ 5/2019).
Таким образом, пообъектный учет рассматриваемого в вопросе имущества приводит к необходимости учета светильников и кронштейнов в составе запасов.
Для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации либо используемые в течение периода не более 12 месяцев (п. 3 ФСБУ 5/2019).
Запасы признаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости, если иное не установлено ФСБУ 5/2019 (п. 9 ФСБУ 5/2019).
В соответствии с п. 36 ФСБУ 5/2019 в частности при отпуске запасов в производство рассчитывается себестоимость запасов одним из способов, перечисленных в п. 36 ФСБУ 5/2019, то есть по общим правилам.
Операции, приводящие к изменению вида запасов (отпуск запасов в производство, выпуск продукции, отгрузка готовой продукции, товаров покупателю до признания выручки), не являются основанием прекращения признания запасов активами (п. 42 ФСБУ 5/2019).
Далее следует отметить, что Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов и Инструкция) предусмотрено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия применяют счет 75 "Расчеты с учредителями" для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления. Полагаем, что счет 75 может применяться и в рассматриваемой ситуации. Для обобщения информации о расчетах по имуществу, передаваемому на баланс унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда, может использоваться субсчет "Расчеты по выделенному имуществу".
При этом приходовать полученное имущество необходимо по дебету счетов учета имущества, в данном случае по дебету счета 10 "Материалы".
В общем случае при получении ОС сверх суммы уставного фонда возможно произвести запись по дебету счета 75 и кредиту 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" на стоимость ОС, подлежащих получению сверх сумм уставного фонда. Такая корреспонденция Планом счетов и Инструкцией не предусмотрена, но была рекомендована Минфином России в письмах от 05.08.2003 N 16-00-14/247, от 21.08.2003 N 16-00-22/11.
Однако нормативными документами по бухгалтерскому учету не установлено, каким образом и на каких счетах пассива отражается стоимость имущества, переданного ему собственником. Поэтому порядок учета поступлений имущества от собственника следует зафиксировать в учетной политике.
Позднее Минфин России письме от 10.02.2017 N 07-01-09/7472 рекомендовал отражать в бухгалтерском учете оприходование имущества, внесенного сверх вклада в уставный капитал, по дебету счетов учета имущества и кредиту счета учета добавочного капитала. Аналогичное мнение высказывает финансовое ведомство и в письмах от 22.01.2016 N 07-04-09/2355, от 08.07.2015 N 07-01-06/39246, от 08.07.2015 N 07-01-10/39236, от 27.01.2012 N 07-02-18/01, от 20.04.2006 N 07-05-10/17.
Полагаем, что унитарному предприятию необходимо руководствоваться последними разъяснениями Минфина России (некоторые из приведенных писем адресованы аудиторам в качестве рекомендаций (смотрите также письмо Минфина России от 19.12.2016 N 03-11-06/2/76404)) и относить стоимость основных средств, полученных в хозяйственное ведение сверх уставного фонда, на добавочный капитал, т.е. в кредит счета 83.
При этом в силу п. 10 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции, включаются фактические затраты на приобретение (создание) запасов, приведение их в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования. Для целей ФСБУ 5/2019 затратами считается выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с приобретением (созданием) запасов.
При этом согласно п. 15 ФСБУ 5/2019 затратами, включаемыми в фактическую себестоимость запасов, которые организация получает безвозмездно, считается справедливая стоимость этих запасов.
Но увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) от собственника в хозяйственное ведение без увеличения уставного фонда не является доходом унитарного предприятия, и в связи с этим у организации не возникает формальных оснований для применения нормы п. 15 ФСБУ 5/2019 к рассматриваемому случаю.
Исходя из разъяснений, представленных в письме Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373, передача имущества осуществляется в стоимостной оценке, утверждаемой учредителем. Следовательно, в данном случае имущество, полученное сверх уставного фонда, следует принять к учету по стоимости, указанной учредителем в акте приема-передачи на основании п. 9 ФСБУ 5/2019.
Кроме того, имущество не может признаваться доходом будущих периодов (письма Минфина России от 10.02.2017 N 07-01-09/7472, от 27.01.2012 N 07-02-18/01, постановление АС Центрального округа от 19.10.2017 N Ф10-4221/17 по делу N А83-4905/2016). Соответственно, счет 98 "Доходы будущих периодов" в рассматриваемой ситуации не применяется. Отметим, что из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, понятие доходов будущих периодов и так исключено. Однако строка "Доходы будущих периодов" имеется в формах отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. Так, в Бухгалтерском балансе предусмотрено отражение доходов будущих периодов по строке 1530.
Но организация также не обязана и единовременно признавать доходы в связи с получением такого имущества (в периоде фактического получения материалов) в соответствии с п. 16 ПБУ 9/99.
С учетом изложенного бухгалтерские записи в данном случае могут быть следующими:
Дебет 75, субсчет "Расчеты по выделенному имуществу" Кредит 83
- отражена задолженность собственника на стоимость имущества сверх уставного фонда;
Дебет 10 Кредит 75, субсчет "Расчеты по выделенному имуществу"
- получено имущество сверх уставного фонда.
Дебет 20 Кредит 10
- отражен отпуск запасов в производство.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Учредитель (Администрация местного самоуправления в лице комитета по имуществу) передал МУП движимое имущество в хозяйственное ведение без увеличения уставного фонда. Должен ли МУП уплачивать налог на прибыль со стоимости этого имущества? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2019 г.)
- Вопрос: МУП, применяющее общую систему налогообложения, получило в хозяйственное ведение неисключительные права пользования программными продуктами для ЭВМ от своего учредителя сверх суммы определяемого уставного фонда. Стоимость переданных неисключительных прав на использование программных продуктов составляет как менее 40 000 руб., так и более. Срок использования неисключительных прав в правоустанавливающих документах не указан. Каков в данной ситуации порядок бухгалтерского и налогового учета операций, связанных с получением МУП имущества в хозяйственное ведение? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2012 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
5 августа 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Аналогичная норма содержится в п. 4 ФСБУ 6/2020 "Основные средства", который применяется начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год (если только организация не приняла решение использовать этот стандарт раньше).
*(2) ФСБУ 6/2020 предоставляет организациям право самостоятельно установить лимит стоимости актива, относимого к объектам основных средств (при этом не указано, что этот лимит применяется к единице активов, в отличие от ПБУ 6/01). В то же время в новом стандарте отсутствуют положения, требующие учитывать активы, стоимость которых окажется менее установленного лимита, в составе запасов.