Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность АО с государственной собственностью подлежит обязательному аудиту. Выбор аудитора осуществляется через торги. Договор будет заключен в начале 2021 года. Методическими указаниями по инвентаризации установлено, что в состав комиссии должен входить аудитор. В случае, если аудитор еще не определен, вправе ли организация провести обязательную инвентаризацию?

АО с государственной собственностью подлежит обязательному аудиту. Выбор аудитора осуществляется через торги. Договор будет заключен в начале 2021 года. Методическими указаниями по инвентаризации установлено, что в состав комиссии должен входить аудитор.
В случае, если аудитор еще не определен, вправе ли организация провести обязательную инвентаризацию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе провести обязательную инвентаризацию без аудитора, если договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации еще не заключен.

Обоснование вывода:
Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.
Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н). Так, например, на основании абзаца 3 п. 27 Положения N 34н проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
Порядок проведения инвентаризации организациями установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Методических указаний).
Согласно п. 2.3 Методических указаний персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).
Также в состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Таким образом, положения Методических указаний не содержат требований о том, что в состав инвентаризационной комиссии организации обязательно должны входить представители независимых аудиторских организаций. Данные лица могут входить в состав комиссии.
Состав инвентаризационной комиссии должен быть утвержден руководителем организации и все члены комиссии должны присутствовать при проведении инвентаризации. При этом проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц (п. 2.8 Методических указаний, письмо Минфина России от 15.07.2008 N 07-05-12/16).
По мнению Минфина России, участие в инвентаризационной комиссии работников бухгалтерской службы является обязательным, их участие в работе комиссии должно обеспечивать предоставление информации, необходимой для проведения инвентаризации (письмо Минфина России от 27.11.2014 N 02-06-10/60461).
Следует также отметить, что приказ Минфина России N 49, которым утверждены Методические указания, по заключению Минюста России от 19.06.1995 N 07-01-389-95 не нуждается в государственной регистрации. Следовательно, согласно п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, данный приказ не устанавливает прав и обязанностей организаций, а носит рекомендательный характер. Так, организация вправе самостоятельно установить дополнительные требования к составу инвентаризационной комиссии.
Согласно п. А16 Международного стандарта аудита 500 "Аудиторские доказательства" инспектирование материальных активов может представить надежные аудиторские доказательства в отношении их наличия, но не обязательно в отношении соответствующих прав и обязанностей организации или оценки этих активов. Инспектирование отдельных единиц активов может сопровождать наблюдения за проведением их инвентаризации (смотрите также п. А17 МСА 500, МСА 501).
Таким образом, по нашему мнению, организация вправе провести обязательную инвентаризацию без аудитора, если договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации еще не заключен.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Порядок проведения инвентаризации: пошаговый алгоритм;
- Энциклопедия решений. Проведение открытого конкурса для заключения договора на проведение обязательного аудита.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

11 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.