Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность ООО - разработчик программ для ЭВМ находится на упрощенной системе налогообложения и имеет партнерскую сеть, через которую осуществляется продвижение своих программ для ЭВМ. В 2021 году компания планирует проведение срочной акции на разрабатываемые программы для ЭВМ, в ходе которой будет предоставлена скидка для партнеров - участников акции. Цель акции - расширение рынка сбыта производимых программных продуктов. Скидка будет предоставляться ежемесячно в зависимости от выполнения условий, предусмотренных акцией. Какими документами необходимо оформить данную акцию? Как отразить данную акцию в бухгалтерском учете?

ООО - разработчик программ для ЭВМ находится на упрощенной системе налогообложения и имеет партнерскую сеть, через которую осуществляется продвижение своих программ для ЭВМ. В 2021 году компания планирует проведение срочной акции на разрабатываемые программы для ЭВМ, в ходе которой будет предоставлена скидка для партнеров - участников акции. Цель акции - расширение рынка сбыта производимых программных продуктов. Скидка будет предоставляться ежемесячно в зависимости от выполнения условий, предусмотренных акцией.
Какими документами необходимо оформить данную акцию? Как отразить данную акцию в бухгалтерском учете?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации выручка от реализации программного продукта учитывается за вычетом скидки.
Условия предоставления скидок должны быть определены маркетинговой политикой компании (положение о скидках, приказ руководителя о предоставлении скидки и т.п.), а также должны быть прописаны в договоре (дополнительном соглашении к договору).

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

В соответствии с п.п. 6 и 6.5 ПБУ 9/99 "Доходы организации" выручка определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
В разделе III Рекомендаций аудиторам, приведенных в письме Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027, указано, что если договором предусмотрено предоставление покупателю (заказчику) скидки при соблюдении им определенных договором условий, то продавец признает выручку по такому договору в сумме за вычетом предусмотренной договором скидки. При этом учитываются все скидки, независимо от формы предоставления их (возврат денежных средств покупателю, бесплатное предоставление товаров, др.).
Ранее аналогичная позиция нашла отражение в письме Минфина России от 12.05.2014 N 07-01-06/22185.
Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, предназначен счет 90 "Продажи".
Учитывая приведенную выше позицию Минфина России, мы считаем, что в рассматриваемом случае организация при предоставлении ежемесячной скидки на счете 90 отражает выручку с учетом предоставленных скидок.
Соответственно, саму сумму скидки, предусмотренную договором, отражать в бухгалтерском учете не нужно. Смотрите дополнительно Энциклопедию решений. Бухгалтерский учет доходов от реализации при предоставлении скидок, бонусов (корректировка реализации в сторону уменьшения).

Документальное оформление

Порядок расчета и предоставления скидок (премий, бонусов) компании предусматривают в маркетинговой политике организации.
Маркетинговая политика - это основной инструмент, позволяющий организации использовать возможности ценовой политики фирмы при выстраивании взаимоотношений с покупателями. При этом в составе маркетинговой политики может быть разработано Положение о скидках, предусматривающее порядок и условия представления скидки покупателям.
При отсутствии маркетинговой политики и положения о скидках следует, как минимум, подкрепить оформление предоставления скидки приказом руководителя.
Кроме того, условие о предоставлении скидки, а также вариант расчета этой скидки должны быть прописаны в договоре с каждым конкретным контрагентом (или дополнительном соглашении к нему). Необходимо точно знать, какая скидка при каких обстоятельствах и за что предоставляется.
Факт предоставления такой скидки должен быть оформлен соответствующим актом, протоколом или иным документом, подтверждающим то, что покупатель выполнил условия договора, дающие право на скидку. Такие документы составляются в произвольной форме, но при этом они должны содержать все обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

К сведению:
При определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи применением УСН, доходы от реализации учитываются за вычетом предоставленных скидок (письма Минфина России от 29.06.2011 N 03-11-11/162, от 11.03.2013 N 03-11-06/2/7121).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Скидки и премии (бонусы) за выполнение определенных условий гражданско-правового договора;
- Вопрос: Организация планирует предоставлять скидки в товарной накладной в момент отгрузки товара. С покупателем заключены рамочные договоры, не определяющие конкретный товар, подлежащий передаче покупателю, и его количество. Цена без учета скидки указывается в прайс-листе. Наименование, количество товара и его стоимость согласовываются сторонами в процессе оформления заказа. Каков порядок документального оформления скидок, предоставляемых покупателям (не взаимозависимые лица) в момент отгрузки товара по акциям продавца? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2017 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

7 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.