Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Работы по текущего ремонту здания - памятника культурного наследия проводятся согласно смете. Работы освобождены от уплаты НДС по пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ. Стоимость работ по смете - 317 661 руб., в том числе компенсация НДС на материалы - 41 208 руб. Подрядчик находится на УСН, освобожден от уплаты НДС. Как указать стоимость договора в контракте? Надо ли уменьшать сумму сметы на сумму НДС на материалы, если подрядчик не является плательщиком НДС?

Работы по текущего ремонту здания - памятника культурного наследия проводятся согласно смете. Работы освобождены от уплаты НДС по пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ. Стоимость работ по смете - 317 661 руб., в том числе компенсация НДС на материалы - 41 208 руб. Подрядчик находится на УСН, освобожден от уплаты НДС.
Как указать стоимость договора в контракте? Надо ли уменьшать сумму сметы на сумму НДС на материалы, если подрядчик не является плательщиком НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Компенсация уплаченного подрядчиком НДС за приобретенные материалы включается в смету и в контракт на выполнение подрядных работ.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что организации и индивидуальные предприниматели (ИП), применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст.ст. 161 и 174.1 НК РФ (не имеющих отношения к рассматриваемой ситуации) (п.п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ).
Из положений п.п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ, а также п. 1 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ следует, что организации и ИП, применяющие УСН и не являющиеся плательщиками НДС, дополнительно к цене реализуемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг) не должны предъявлять к оплате покупателю соответствующую сумму НДС и, соответственно, выставлять ему счет-фактуру.
Отношения между заказчиком и подрядчиком регулируются, в частности, главой 37 ГК РФ.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).
К отношениям сторон по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных нужд применяются специальные нормы параграфа 5 главы 37 ГК РФ, общие положения о договоре подряда параграфа 1 главы 37 ГК РФ (п. 2 ст. 702 ГК РФ).
Как следует из ст. 768 ГК РФ, в части, не урегулированной ГК РФ, эти отношения регулируются нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (п. 1 ст. 709 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
Цена работы может быть определена путем составления сметы.
В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (п. 3 ст. 709 ГК РФ).
Пункт 1.2 Методических указаний МДС 81-25.2001 по определению величины сметной прибыли в строительстве, принятых постановлением Госстроя РФ от 28.02.2001 N 15 (далее - МДС 81-25.2001), предусматривает, что в составе норматива сметной прибыли учитываются затраты в том числе на отдельные федеральные, региональные и местные налоги. Затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли, приведены в приложении 2 к МДС 81-25.2001 (п. 1.3 МДС 81-25.2001). НДС, уплаченный подрядной организацией, в указанном приложении не поименован.
До 5 октября 2020 года для определения сметной стоимости строительства, выполнения ремонтных работ применялась Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1) (далее - Методика).
В п. 4.100 Методики приведен порядок включения средств по уплате НДС в сметную документацию. Так, в общем случае сумма средств по уплате НДС принимается в размере, устанавливаемом законодательством РФ, от итоговых данных по сводному сметному расчету на строительство и показывается отдельной строкой под наименованием "Средства на покрытие затрат по уплате НДС".
В тех случаях, когда по отдельным видам объектов строительства законодательством РФ установлены льготы по уплате НДС, в данную строку включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в том числе по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ.
Применяя УСН, организация-подрядчик продолжает оплачивать НДС поставщикам строительных материалов, субподрядным организациям и другим организациям. При этом "входной" НДС к вычету не принимает, так как не является плательщиком этого налога. В подобной ситуации затраты на уплату подрядчиком НДС определяются по расчету в зависимости от структуры выполняемых строительно-монтажных работ (письмо Минрегионразвития России от 08.10.2010 N 10463-08/ИП-05). Пример расчета затрат на уплату НДС для включения в сметную документацию при применении УСН приведен в приложении к письму Госстроя России от 06.10.2003 N НЗ-6292/10.
При составлении сметы учитываются все затраты подрядной организации по выполнению работ. Согласно письму Госстроя от 06.10.2003 N НЗ-6292/10 организация, применяющая УСН, изначально должна включить в смету стоимость материалов без учета НДС, а уже затем методом предложенного Госстроем расчета вывести сумму НДС, которая и подлежит оплате заказчиком в соответствии с утвержденной сметой. При этом сумма НДС, выделенная подрядной организацией в смете затрат, является одной из расходных позиций. Правомерность выделения в смете компенсации НДС подтверждается уже поименованным выше письмом Минрегионразвития России от 08.10.2010 N 10463-08/ИП-05).
Таким образом, выделенная подрядчиком в сметном расчете сумма НДС является одной из расходных статей (затрат), формирующих стоимость выполненных работ (цены договора), а не суммой НДС, исчисленной со стоимости выполненных подрядчиком работ в порядке, установленном п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 168 НК РФ (смотрите также постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 N 08АП-10887/16, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 N 04АП-4594/13, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 N 13АП-31499/15, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 N 15АП-16302/14).
Поскольку подрядчик применяет УСН и не является плательщиком НДС, то он не предъявляет заказчику к стоимости выполненных работ сумму НДС и не выставляет счет-фактуру, соответственно, данную сумму налога организация-заказчик к вычету не принимает.
С 5 октября 2020 года применяется Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвржденная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.08.2020 N 421/пр (далее - Методика определения).
Согласно п. 142 Методики определения за итогом глав сводного сметного расчета приводятся резерв средств на непредвиденные работы и затраты и сумма НДС.
За итогом сводного сметного расчета приводится сумма НДС, принимаемого в размере, установленном законодательством РФ (п. 180 Методики определения).
Расчет суммы НДС выполняется от итогов глав 1-12 сводного сметного расчета с учетом резерва средств на непредвиденные работы и затраты, за исключением стоимости работ и услуг, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ. Полученная сумма НДС показывается отдельной строкой с распределением по графам 4-8 (п. 181 Методики определения).
Из текста Методики определения прямо не следует, что в сметную документацию включаются средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материалов (также и в тех случаях, когда подрядчик не исчисляет НДС со стоимости своих работ).
Вместе с тем поскольку при составлении сметы учитываются все затраты подрядной организации по выполнению работ, считаем правомерным включение в смету (и, соответственно, в контракт) компенсации сумм НДС, уплаченных подрядчиком поставщикам материалов, в рамках выполнения им строительных или ремонтных работ.
Но это справедливо только в случае, если стоимость материалов выделена отдельно (соответственно, и сумма НДС, относящаяся к этим материалам) и не включена в стоимость работ подрядчика (смотрите постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 N 11АП-216/17, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 N 08АП-10945/14).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Ассоциации "Содружество" Иванкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

24 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.