Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Есть ли нормативная база, обязывающая организацию придерживаться единого критерия/показателя для распределения по всем статьям, собранным на счете 26 "Общехозяйственные расходы", при делении затрат между разными видами деятельности? Если у организации в учетной политике указано, что расходы распределяются на 26 счет пропорционально фонду оплаты труда, то может ли организация выборочно одну статью (например, Аренда) распределить согласно показателю в учетной политике - фонд оплаты труда, а другую статью (например, аудиторские расходы) распределить пропорционально доходам?

Есть ли нормативная база, обязывающая организацию придерживаться единого критерия/показателя для распределения по всем статьям, собранным на счете 26 "Общехозяйственные расходы", при делении затрат между разными видами деятельности? Если у организации в учетной политике указано, что расходы распределяются на 26 счет пропорционально фонду оплаты труда, то может ли организация выборочно одну статью (например, Аренда) распределить согласно показателю в учетной политике - фонд оплаты труда, а другую статью (например, аудиторские расходы) распределить пропорционально доходам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе самостоятельно разработать экономически обоснованную методику распределения общехозяйственных расходов по видам деятельности и отразить ее в приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета.
На наш взгляд, при наличии экономической обоснованности в учетной политике можно установить разный порядок распределения общехозяйственных расходов в зависимости от их вида.

Обоснование вывода:
Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), если иное не установлено данным законом (ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
Согласно ст. 8 Закона N 402-ФЗ совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику (смотрите также п. 2 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008)). Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета (например, расходов (п. 6 ст. 5 Закона N 402-ФЗ)) выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами (смотрите также п. 7 ПБУ 1/2008).
В соответствии с п. 6 ПБУ 1/2008 учетная политика организации должна обеспечивать, в частности, большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). Напомним также, что в силу п. 4 ПБУ 1/2008 в учетной политике утверждаются, в частности, способы оценки активов и обязательств.
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что в учетной политике предприятия должен быть раскрыт порядок учета затрат по видам осуществляемой деятельности.
В соответствии с п. 10 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету.
При этом, заметим, в п. 19 ПБУ 10/99 установлено, что расходы признаются в отчете о финансовых результатах, в частности:
- с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
- путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), счет 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на счете 26 могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Таким образом, если организация осуществляет несколько видов деятельности, то общехозяйственные расходы, учтенные на счете 26, подлежат распределению между этими видами деятельности.
В то же время положения Инструкции, равно как и другие нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не раскрывают методики распределения общехозяйственных расходов между видами деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 8 Закона N 402-ФЗ в случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом исходя из п. 7 ПБУ 1/2008 иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
Отсюда, по нашему мнению, следует, что организация вправе самостоятельно разработать экономически обоснованную методику распределения общехозяйственных расходов по видам деятельности и отразить данные изменения в приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета.
На наш взгляд, при наличии экономической обоснованности в учетной политике можно установить разный порядок распределения общехозяйственных расходов в зависимости от их вида. Российское законодательство о бухгалтерском учете не содержит запрета на такую организацию учета*(1).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учетная политика по бухгалтерскому учету.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

19 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В качестве методик, возможных для использования при распределении общехозяйственных расходов по видам выпускаемой продукции, можно привести методики, основанные на распределении общехозяйственных расходов пропорционально доле прямых расходов (их отдельных видов) на изготовление конкретных видов продукции в общей сумме прямых расходов (их отдельных видов) на производство всех видов продукции за отчетный период или иных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации. В частности, в качестве базового показателя для распределения общехозяйственных расходов могут выступать прямые расходы, расходы на оплату труда рабочих основного производства, материальные расходы, показатели объемов выпуска и реализации продукции и т.п.
При этом из учетной политики должно четко прослеживаться, какие расходы, по какой методике распределяются.