Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Некоммерческое партнерство (далее - Партнерство) представляет собой ассоциацию, не является малым предприятием. Сотрудники Партнерства (не бухгалтера или кассиры) в территориально обособленных отделениях принимают членские взносы от физических лиц по ведомости. Указанные сотрудники представляют собранные в каждом отделении взносы одной суммой с приложением ведомости бухгалтеру Партнерства. Бухгалтер принимает собранные средства в кассу одной суммой и выдает сотруднику квитанцию к приходному кассовому ордеру (ПКО). Учет уплаты взносов по каждому члену ведется по отделениям. 1. Должна ли бухгалтерия Партнерства вести аналитический учет уплаты членских взносов по каждому члену Партнерства, или достаточно внесистемного учета в отделениях? 2. Следует ли утверждать лимит остатка наличных денег в кассе Партнерства?

Некоммерческое партнерство (далее - Партнерство) представляет собой ассоциацию, не является малым предприятием. Сотрудники Партнерства (не бухгалтера или кассиры) в территориально обособленных отделениях принимают членские взносы от физических лиц по ведомости. Указанные сотрудники представляют собранные в каждом отделении взносы одной суммой с приложением ведомости бухгалтеру Партнерства. Бухгалтер принимает собранные средства в кассу одной суммой и выдает сотруднику квитанцию к приходному кассовому ордеру (ПКО). Учет уплаты взносов по каждому члену ведется по отделениям.
1. Должна ли бухгалтерия Партнерства вести аналитический учет уплаты членских взносов по каждому члену Партнерства, или достаточно внесистемного учета в отделениях?
2. Следует ли утверждать лимит остатка наличных денег в кассе Партнерства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. При учете целевого финансирования, в частности, членских взносов, должен быть обеспечен учет поступивших средств в отношении каждого члена Партнерства. Конкретную методику аналитического учета расчетов со своими членами Партнерству следует разработать и утвердить самостоятельно.
2. В рассматриваемом случае Партнерство должно установить лимит остатка наличных денег в кассе приказом руководителя или другим распорядительным документом.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов (утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) целевые поступления от членов Партнерства следует учитывать с использованием счета 86 "Целевое финансирование". Аналитический учет по счету 86 ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления.
Эксперты в этой связи высказывают мнение, что к счету 86 "Целевое финансирование" следует открыть субсчета, например:
86-1 "Вступительные взносы";
86-2 "Членские взносы";
86-3 "Целевые взносы";
86-4 "Дополнительные взносы";
86-5 "Прочие поступления".
На каждом из открытых субсчетов следует вести учет поступивших средств в отношении каждого члена некоммерческой организации (смотрите материал: Семенихин В.В. Некоммерческие организации - налогообложение и бухучёт (второе издание, перераб. и доп.). - "ИД "Гросс-Медиа": РОСБУХ", 2017 г.).
Таким образом, при начислении сумм членских взносов и других обязательных платежей, подлежащих внесению членами Партнерства, необходимо дебетовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (к которому открывается субсчет для учета расчетов с членами и обеспечения аналитики по каждому члену Партнерства) и кредитовать счет 86. При поступлении денежных средств в кассу или на расчетный счет дебетуется счет 50 "Касса" или 51 "Расчетные счета" и кредитуется соответствующий аналитический счет синтетического счета 76.
Заметим, однако, что в Инструкции отсутствуют прямые указания на глубину аналитического учета источников средств целевого финансирования. Других нормативных документов для негосударственных организаций нами не обнаружено.
В связи с этим полагаем, что конкретную методику аналитического учета расчетов со своими членами Партнерству следует разработать самостоятельно и утвердить в составе учетной политики или отдельным распорядительным документом.
2. Для ведения кассовых операций юридическое лицо устанавливает лимит остатка наличных денег - максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе, после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", далее - Указание N 3210-У).
Лимит могут не устанавливать (абзац десятый п. 2 Указания N 3210-У) индивидуальные предприниматели и малые предприятия.
Лимит устанавливается самостоятельно. Он рассчитывается по одной из двух формул, в соответствии с приложением к Указанию N 3210-У:
- с учетом объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
- с учетом объема выдач наличных денег.
Юридическое лицо издает об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ. Как должен именоваться этот документ, Указание N 3210-У не устанавливает. Это может быть приказ, распоряжение или любой другой документ, которым в данной организации принято оформлять общеобязательные указания руководителя.
Денежные средства сверх установленного лимита юридическое лицо обязано хранить на банковских счетах в банках (абзац седьмой п. 2 Указания N 3210-У). При отсутствии распорядительного документа об установленном лимите остатка наличных считается, что лимит равен нулю, и, соответственно, организация не вправе хранить наличные деньги в кассе на конец дня.
Обособленному подразделению юридического лица, сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном Указанием N 3210-У для юридического лица (абзац четвертый п. 2 Указания N 3210-У). Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям (абзац пятый п. 2 Указания N 3210-У).
Учитывая, что Партнерство не является малым предприятием, оно должно установить лимит остатка наличных денег в кассе приказом руководителя или другим распорядительным документом.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Лимит остатка денежной наличности;
- Энциклопедия решений. Последствия неправильного расчета лимита остатка наличности;
- Семенихин В.В. Некоммерческие организации - налогообложение и бухучёт (второе издание, перераб. и доп.). - "ИД "Гросс-Медиа": РОСБУХ", 2017 г.;
- Приказ об установлении лимита кассы, который избавит компанию от штрафа и проблем с налоговой (И. Хорошилова, В. Щукин, журнал "Российский налоговый курьер", N 8, апрель 2015 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

12 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.