Электронная отчетность: будущее — сегодня!

Сегодня бухгалтер должен виртуозно управляться не только с бумагами и калькулятором, но и со сложными программами автоматизации учета, системами информационно-правового обеспечения,различными электронными услугами. Поэтому первую статью новой рубрики мы решили посвятить передаче "электронной" налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

Электронная отчетность — первый шаг в развитии рынка электронных услуг, которые обеспечат полноценный юридически значимый обмен документами в этой форме. Значительная часть вопросов читателей завершается просьбами доходчиво, простыми словами рассказать о том, как устроена сложная система электронной отчетности. Попытаемся кратко ответить на вопрос: как это работает?

Шаг 1. Электронная цифровая подпись

Чтобы придать электронным документам юридическую силу, равную по силе бумажным с собственноручной подписью и печатью, необходимо использовать Электронную цифровую подпись (ЭЦП)1. ЭЦП для передачи отчетности может обеспечить только Удостоверяющий центр (УЦ), аккредитованный в Сети доверенных УЦ ФНС России2. Особое программное обеспечение УЦ генерирует уникальные Открытый и Закрытый (секретный) ключи. Они позволяют шифровать электронные документы, формировать ЭЦП и подтверждать достоверность переданной информации.
Удостоверяющий центр может генерировать ключи у себя и впоследствии передать их вам либо обеспечить технологию формирования ключей прямо на вашем рабочем месте. Для создания ключей необходимо приобрести и установить Средство криптографической защиты информации (СКЗИ). Это специальная программа, сертифицированная ФСБ России. Она позволит также шифровать и подписывать отчетность. Сроки действия Ключей подписи и реквизиты их владельца фиксирует Сертификат ключа подписи. Ключи должны быть записаны на надежный носитель и сохранены до заветного момента подписания отчета.
Могут ли сторонние лица взломать ключ и незаконно пользоваться им от вашего имени? С этим вопросом мы обратились к Владимиру Пащаку, техническому директору "ГАРАНТ Электронный Экспресс". По его словам, устойчивость ко взлому обеспечивается как выбором длинного 512 битного Ключа, так и безупречным математическим аппаратом формирования ЭЦП. Для "лобовой" атаки на ЭЦП понадобится слаженная работа тысяч персональных компьютеров в течение многих лет. Поскольку срок жизни Ключа не более 12 месяцев, такая атака становится бессмысленной.
Итак, для получения цифровой подписи вам следует приобрести программу СКЗИ у ее поставщика и услугу по выдаче ЭЦП в Удостоверяющем центре, входящем в сеть доверия ФНС России. При покупке программы обязательно потребуйте у продавца сертификат на нее, а также лицензию на распространение, выданные ФСБ России.

Шаг 2. Подготовка электронного отчета

После того как подпись получена, можно приступать к подготовке отчетов для налоговой инспекции. Это также потребует специального программного обеспечения, сертифицированного ГНИВЦ ФНС России. Оно позволяет:

  • загрузить отчет из внешней бухгалтерской программы или тут же его создать с использованием имеющегося в программе набора форм отчетности;
  • проверить отчет при помощи "встроенных" алгоритмов форматно-логического контроля на предмет возможных опечаток и ошибок в заполнении;
  • зашифровать и подписать отчет с использованием Ключей подписи.

Отметим, что программы для подготовки и передачи отчетности в ИФНС могут различаться по количеству форм, тем или иным функциям, алгоритмам проверки и т. д. Поэтому при покупке узнайте побольше о производителе, реализованных в программе функциях, сроке действия сертификата соответствия, об удовлетворении его требованиям ФНС России.

Шаг 3. Отправка отчетности

Нажатие кнопки "Отправить" позволяет передать подготовленный и зашифрованный отчет через Интернет в вашу налоговую инспекцию. "Умная" программа, как правило, сама знает, куда нужно передать отчет по каждой организации, которую вы ведете (например, если их несколько). Это не чудеса интуиции, а "сквозное" использование данных, полученных от вас при начальной регистрации.
Услуги по передаче отчетности и сервисную поддержку предоставляют Специализированные операторы связи, соответствующие определенным требованиям, у которых есть договор с Управлением ФНС3.
Доставка отчета до получателя зависит от качества телекоммуникационной системы Спецоператора. А ваше спокойствие и уверенность — от системы сервисной поддержки, горячей линии Спецоператора и ее способности в любой необходимый момент ответить на вопрос: что с моей отчетностью?
Спецоператор фиксирует время и дату сдачи отчетности. Он является третьей стороной, которая в спорных ситуациях подтвердит факт ее сдачи.
Подытожим. Для отправки отчетности в инспекцию вам следует приобрести услугу по передаче данных у Специализированного оператора связи. При выборе оператора наведите справки о его "кредитной истории", возможностях сервисной поддержки, горячей линии.

Шаг 4. Сбор необходимых электронных документов

После того как отчет отправлен, необходимо следить за ответными сообщениями Спецоператора и инспекции. Факт передачи отчета будет признан, если у вас есть следующие электронные квитанции, подписанные ЭЦП их отправителя4:

  • подтверждение Спецоператора о дате отправки;
  • квитанция налоговой инспекции о получении отчетности;
  • протокол входного контроля, подтверждающий прием отчетности.

Если все эти документы собраны, прием отчетности становится юридическим фактом.

Порядок отправки отчетности

Авторы статьи:
А.А. Пауков,
генеральный директор "ГАРАНТ Электронный Экспресс", к. э. н.


1 Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ

2 Приказ ФНС России от 13.06.2006 N САЭ-3-27/346@

3 приказ МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705

4 приказ МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169