Социальные пособия:
из 2009 в 2010 год

В середине лета законодатели приняли ряд законов, которые вносят изменения в порядок назначения и расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком. Новыми будут не только максимальные ограничения по размерам пособий, но и порядок определения базы для исчисления среднего заработка для выплаты пособий. Об этих новшествах и других проблемах, возникающих при исчислении пособий по нетрудоспособности и в связи с материнством, мы побеседовали со Светланой Александровной Дубининой, консультантом Департамента правового обеспечения социального страхования ФСС России.

Светлана Александровна, добрый день! Скажите, пожалуйста, на какие изменения в порядке назначения и выплаты пособий в 2010 году особенно важно обратить внимание.

Как и прежде, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка сотрудника, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления страхового случая. А вот дальше обратите внимание на изменение. Если застрахованное лицо не имело периода работы непосредственно перед наступлением страхового случая в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, пособия рассчитываются исходя из среднего заработка за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, которые предшествовали месяцу наступления предыдущего страхового случая1.
Средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления на 365 предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России (415 000 руб.) на день наступления страхового случая.

Расскажите, пожалуйста, какие новые положения появились в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 255 ФЗ в части пособий по уходу за ребенком.

Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213 ФЗ Закон N 255 ФЗ дополнен главой 3.1 "Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком". В этой главе прописаны основные положения, которые необходимо учитывать в том числе работодателям при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Так, в статье 11.1 Закона в редакции, вступающей в силу с 2010 года, предусмотрено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. Если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из них. Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком. При этом зачет ранее выплаченного пособия по беременности и родам производится в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Какие выплаты (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет) могут получать сотрудники, работающие по совместительству у обоих работодателей, а какие только у одного?

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона N 255 ФЗ в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 N 213 ФЗ в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности). Иная ситуация с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Его выплачивает страхователь по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Обратите внимание, что лицо, занятое у нескольких работодателей, при обращении к одному из них по своему выбору за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с документами, предусмотренными частью 6 статьи 13 Закона, представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются.

А теперь поговорим о некоторых неоднозначных вопросах, с которыми уже сейчас бухгалтеры сталкиваются на практике. Работница компании находилась на больничном в течение 15 дней июля 2009 года. Она имеет право на пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка. Надо ли при расчете суммы пособия применять районный коэффициент 1,15, который используется при расчете заработной платы?

Пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности2.
Согласно части 5 статьи 7 Закона N 255 ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете ФСС России на очередной финансовый год.
Статьей 8 Федерального закона3 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" определено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать в 2009 году 18 720 рублей. В районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия определяется с учетом этих коэффициентов. Поскольку в местности, где находится организация, применяется районный коэффициент к заработной плате в размере 1,15, максимальный размер пособия — 21 528 рублей (18 720 руб. х 1,15). Таким образом, при расчете суммы пособия работнице вам необходимо исходить из максимального размера пособия по временной нетрудоспособности — 21 528 рублей.

Каким образом рассчитывать пособие по временной нетрудоспособности, если сотрудник отработал в организации менее 6 месяцев?

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 255 ФЗ средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.
В пункте 6 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию4, говорится, что именно последние 12 календарных месяцев, предшествующие месяцу начала временной нетрудоспособности, являются расчетным периодом. Однако в данном случае обратимся к пункту 5 Положения, согласно которому средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пунктах 8 и 9 этого Положения. Следовательно, средний заработок необходимо исчислять только за период работы у работодателя, который исчисляет и назначает пособие.

Сотрудник организации уволен по соглашению сторон. Через 2 недели после увольнения работник заболел. Больничный листок представлен бывшему работодателю. Через месяц работник снова заболевает и приносит больничный листок экс-работодателю. Есть ли ограничение по количеству листков нетрудоспособности, пособие по которым компания обязана выплачивать бывшим работникам?

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается при наступлении страховых случаев в период работы по трудовому договору, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня увольнения5.
В письме ФСС России от 18 августа 2004 года N 02-18/11-5676 отмечается, что одним страховым случаем временной нетрудоспособности следует считать случай временной нетрудоспособности, завершенный одним законченным периодом нетрудоспособности, удостоверенный листком нетрудоспособности (с учетом всех листков нетрудоспособности, выданных в продолжение первичного листка нетрудоспособности). В данном случае первичные листки нетрудоспособности подтверждают наступление нескольких страховых событий. Лицу, которое утратило трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается работодателем по его последнему месту работы либо территориальным органом ФСС России6.
В случае обращения бывшего работника за назначением пособия по временной нетрудоспособности, наступившей в пределах 30 календарных дней после прекращения работы, организация обязана назначить и выплатить пособие за весь период нетрудоспособности7. Причем даже в том случае, когда больничный листок закрыт уже после истечения этого срока. По заболеваниям или травмам, наступившим после истечения 30 календарных дней с момента увольнения, бывший сотрудник не имеет права на пособие.

Вправе ли работодатель удерживать выплаты по исполнительному листку (алименты и задолженность по кредитному договору) с дохода сотрудника в виде пособия по нетрудоспособности?

С суммы пособия по временной нетрудоспособности работодатель обязан удержать соответствующие суммы согласно исполнительному документу. Согласно части 1 статьи 98 Федерального закона8 "Об исполнительном производстве" судебный пристав исполнитель вправе обратить взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина. Частью 3 статьи 98 этого Закона установлено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Статьей 101 Закона об исполнительном производстве установлен закрытый перечень видов доходов, на которые взыскание не может быть обращено. Пособие по временной нетрудоспособности в нем не указано.

В организации бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом. Аналогично производятся все расчеты, в том числе пособий по временной нетрудоспособности. В связи с этим возникает вопрос: вправе ли компания распечатать расчет размера пособия из программы, заверить подписью бухгалтера, печатью организации и приложить этот документ к больничному листку? Или все же необходимо заполнять на обратной стороне листа нетрудоспособности сведения о расчете пособия?

Новый бланк листка нетрудоспособности9 подготовлен с учетом всех особенностей назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, установленных указанным Федеральным законом. Действующее законодательство не предусматривает для организаций возможности незаполнения каких-либо разделов листка нетрудоспособности. Следовательно, организации вне зависимости от способа ведения бухгалтерского учета должны заполнять все разделы и графы оборотной стороны листка нетрудоспособности.
Теперь что касается бланка больничного листка старого образца10, который применяется наряду с новыми бланками. ФСС России выпустила несколько писем, в частности от 11 января 2007 года N 02-18/07-132), разъясняющих порядок заполнения прежней формы листка нетрудоспособности с учетом правил Федерального закона N 255 ФЗ. Кроме того, в письме от 15 февраля 2005 года N 02-18/07-1243 ФСС России указала, что при необходимости расчет пособия можно производить на отдельном листе и прикреплять к листку нетрудоспособности. Это разъяснение можно использовать и сегодня, но имейте в виду, что рекомендация касается только самого расчета. А это значит, что нельзя не отражать исходные данные и результаты такого расчета в листке нетрудоспособности.
Если какая-либо графа не содержит необходимых данных, то даже при наличии листа с отдельным расчетом листок нетрудоспособности не считается заполненным надлежащим образом. А значит, расходы, произведенные работодателем на выплату работнику пособия, могут быть признаны нецелевым расходованием средств обязательного социального страхования, а потому не подлежащими зачету.

 

Беседу провела
Н.В. Горшенина, шеф-редактор


1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255 ФЗ (в ред. 2010 г.)

2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255 ФЗ (Здесь и далее ссылки на Закон N 255 ФЗ в ред. 2009 г.)

3 Федеральный закон от 25.11.2008 N 216 ФЗ

4 утв. пост. Правительства РФ от 15.06.2007 N 375

5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255 ФЗ

6 ч. 1, ч. 2 ст. 13 Закона N 255 ФЗ

7 ч. 1 ст. 6 Закона N 255 ФЗ

8 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229 ФЗ

9 утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 N 172

10 письмо ФСС России от 15.12.2003 N 02–18/05–8139