Совет судей – интегративный инструмент судейского сообщества

Скляров
Фото: личный архив

В преддверии 30-летия Совета судей России и X Всероссийского съезда судей страны, мы решили побеседовать с председателем Совета судей Республики Крым, заместителем председателя Верховного Суда Республики Крым Виктором Скляровым.

Виктор Николаевич, Совет судей это один из органов судейского сообщества, можно сказать двигатель всех начинаний в судейском сообществе. Уже пять лет в Крыму функционирует институт мировой юстиции. Каков вклад регионального совета в его становление и развитие?

Создание в Крыму такого института, как мировые судьи, стало результатом целенаправленной кропотливой совместной работы. Это важный шаг на пути построения системы правосудия. За период их работы можно уверенно сказать, что мировые судьи заняли свое достойное место в судебной системе, существенно снизив и нагрузку на судей федеральных судов.

Мы изначально уделяли особое внимание организационному обеспечению их деятельности. Крайне сложно выполнять масштабные задачи, не имея базовых условий. А нагрузка на мировых неизменно растет. Поэтому Совет и держит все вопросы, связанные с деятельностью мировых, на постоянном контроле.

Если говорить о вкладе Совета, то его результат: ассигнования на материально-техническое обеспечение мировых судей в этом году увеличены на 5,1%, заработная плата сотрудникам аппарата мировой юстиции проиндексирована на 4%, наше предложение об участии представителя Совета в разработке их бюджета поддержано правительством республики. Наряду с этим, в работу мировой юстиции внедрены цифровые технологии (аудио-видео фиксация с помощью системы "Нестор.Правосудие"; изготовлены ЭЦП для судей; организовано электронное взаимодействие с службой судебных приставов; введен в эксплуатацию модуль для СМС извещения участников процесса; оптимизирована работа сайта "Мировые судьи".

А вместе с тем идет модернизация системы безопасности судебных участков: благоустройство конвойных помещений и помещений для приема автозака и др.

Работа не останавливается, контроль со стороны судейского сообщества региона не ослабевает.

 

Чуть менее, 4 года, крымчане участвуют в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей. Как часто граждане, оказавшиеся на скамье подсудимых, ходатайствуют о рассмотрении уголовных дел с участием коллегии присяжных? А сами жители полуострова охотно ли выполняют свой гражданский долг?

Да, участие наших граждан в рассмотрении уголовных дел также является новым для Крыма институтом, который внедрен с 2018 года. Такой вид правосудия применим к некоторым категориям дел по тяжким и особо тяжким преступлениям. Уголовное дело может быть рассмотрено судом присяжных лишь при наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении дела именно этим судом. Если такое ходатайство не заявлено, то данное дело рассматривается другим составом суда.

Широкое привлечение населения к осуществлению правосудия, самостоятельность принимаемых решений характеризуют суд присяжных как наиболее демократическую форму судопроизводства.

Совет к данному вопросу также отнесся с высокой долей внимания и ответственности. В судах созданы условия для отправления правосудия: залы судебных заседаний оборудованы рабочими местами для присяжных заседателей и помещениями для совещания присяжных, подиумами и их ограждениями, клетками для содержания под стражей подсудимых, средствами аудио- и видео фиксации, сплит-системами и охранно-пожарной сигнализацией; мебель приобретена, технические средства для обеспечения безопасности в совещательных комнатах установлены; судьи и сотрудники аппаратов судов прошли соответствующее обучение. Процесс запущен и функционирует.

Судебная статистика свидетельствует о том, что в 2018-2021 годах судами рассмотрено почти 27 тысяч уголовных дел, из них с участием коллегий присяжных только 23 дела. Из 22-х уже рассмотренных дел в отношении 13 граждан вынесен обвинительный приговор, 9 граждан были оправданы. А это почти 60 на 40. Какая тенденция будет в дальнейшем – покажет время.

Опять-таки, напомню, что суд рассматривает уголовное дело с участием присяжных далеко не всегда, а только в случаях, если подсудимый обвиняется по определенным статьям УК РФ и заявляет соответствующее ходатайство.

Что касается выполнения гражданского долга, то наши граждане делают это крайне неохотно: рассылаем сотни приглашений – приходят единицы. Несмотря на возможность участвовать в процессе в качестве присяжных заседателей и материальное обеспечение за счет средств федерального бюджета (компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи конкретного суда пропорционально числу дней его участия в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка по месту его основной работы за этот период; возмещение командировочных расходов, транспортных расходов на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленном законодательством для судей данного суда) серьезные трудности с явкой кандидатов в присяжные заседатели по-прежнему имеют место.

 

Кроме оговоренных институтов есть еще и институт примирительных процедур. Какова роль Совета и насколько эти процедуры востребованы у крымчан?

В настоящее время, несмотря на привлекательность примирительных процедур, количество споров, в которых стороны примиряются после обращения в суд, остается крайне низким. К переговорам, медиации и судебному примирению наши граждане пока подходят с осторожностью. Возможно, в силу недостаточной информированности. Плюсы очевидны: экономятся время и расходы, сохраняются отношения, а достигнутые договоренности исполняются добровольно. Что может быть лучше, чем максимально эффективно защитить и восстановить нарушенные права.

В случае переговоров стороны осуществляют урегулирование возникших между собой разногласий самостоятельно либо при определенном содействии доверенных лиц, но без привлечения независимого третьего участника. Это по праву наиболее простой, доступный, но не менее эффективный способ урегулирования конфликтов. Нет дополнительных расходов, не нужно специального дополнительного разрешения на их проведение, не представляют риска ни для одной из сторон.

Во время медиации к двум сторонам спора привлекается дополнительное третье, независимое и беспристрастное лицо, которое и занимается поиском оптимального решения, которое сохранит права и законные интересы каждой стороны.

Судебное примирение, в свою очередь, это совершенно новая процедура, которая может быть инициирована сторонами либо предложена судом на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта. По сути, процедура нужна для того, чтобы спор разрешал не суд, а сами стороны с помощью особого посредника – судебного примирителя, который является судьей в отставке.

Очевидная экономия времени и высокий риск материальных затрат могут стать побудительными мотивами для достижения сторонами взаимоприемлемого результата.

А Совет и этому институту уделяет должное внимание, решая необходимые организационные вопросы и всячески способствуя популяризации этих процедур.

 

Какие вопросы еще решаются Советом?

В Совете постоянно работают шесть комиссий, его действующий состав насчитывает двенадцать представителей. Наряду с вышесказанным, решаем вопросы организации работы судов в период пандемии; кадрового и финансового обеспечения судов; социального обеспечения крымских судей; освещения деятельности судов, укрепления доверия к судебной власти, а также вопросы, касающиеся мер, направленных на противодействие коррупции, проведения различных мероприятий и др.

 

Под эгидой Совета проходят конкурсы детских рисунков "Коррупция глазами детей" и "Великой Победе посвящается"; благотворительные акции "Живое спасибо" и "Поможем детям", приуроченные к Международному дню детей, учебному году и новогодним и рождественским праздникам и др.

Совет объединяет в себе все элементы судебной системы (мировую юстицию, суды общей юрисдикции, Арбитражный и Верховный суды республики). Такая интегративная роль является важной для формирования единства в работе, приверженности единым целям и направлениям в деятельности и развитии судебной системы.

 

Как Вы считаете, поменялось ли отношение граждан к суду в последние годы?

Полагаю, что да, и в лучшую сторону. Этому способствуют и возможности современных технологий, которые уже позволили значительно повысить уровень доступа населения к правосудию, улучшить его качество и снизить сроки рассмотрения дел в суде. Благодаря им стало возможным введение электронного документооборота, внедрение вспомогательных информационных ресурсов, онлайн-сервисов, проведение судебных заседаний с использованием технологий веб–конференций и многое другое. В разработке находится суперсервис "Правосудие онлайн", который позволит расширить возможности дистанционного взаимодействия граждан и организаций с судами.

 

Что Вы ждете от съезда, какие надежды возлагаете?

Не только я, но и все представители нашей системы, ожидаем от юбилейного съезда решения насущных вопросов снижения судебной нагрузки, улучшения материального обеспечения государственных служащих, упрощения процедуры вынесения решения и улучшения работы судебной системы в целом.

Пресс-служба

Управления Судебного департамента

в Республике Крым