Антимонопольному регулированию 25 лет!

10 июня 2015 года Компания "Гарант-Плюс" в рамках развития сотрудничества с ОГВ Курской области провела интернет-интервью с участием руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области Комовым Юрием Алексеевичем на тему "Антимонопольному регулированию 25 лет!".

Ведущая интернет-интервью: Руководитель отдела по работе с клиентами компании "Гарант-Плюс" (г. Курск) Макарьева Инна Олеговна.

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Добрый день, Юрий Алексеевич!

Комов Ю.А.: Добрый день!

Ведущая: Сегодня наш разговор будет посвящен приближающемуся юбилею федеральной антимонопольной службы. Юрий Алексеевич, расскажите о том, как создавалась антимонопольная служба.

Комов Ю.А.: В целях реализации антимонопольной и конкурентной государственной политики, в том числе создания и развития малых предприятий, демонополизации существующих структур государственного управления, а также обеспечения правовой защиты товаропроизводителей и потребителей в соответствии с Постановлением Совета министров СССР "О мерах по демонополизации народного хозяйства" предполагалось создать Антимонопольный комитет СССР. Но на союзном уровне этот орган так и не был создан. Первый отечественный антимонопольный орган появился на уровне РСФСР. Он был утвержден в перечне государственных министерств и ведомств России в Законе РСФСР от 14 июля 1990 г. "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР" как Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

У нас были разные названия – мы были и комитетом, мы были и министерством. Сегодня мы – Федеральная антимонопольная служба, и мы не совсем обычный антимонопольный орган, если сравнивать, например, с антимонопольными органами Европейского союза.

Ведущая: За столь большой срок произошло много изменений. Чего наиболее важного, по Вашему мнению, удалось добиться в сфере антимонопольного регулирования?

Комов Ю.А.: Помимо традиционного антимонопольного регулирования в сфере деятельности коммерческих компаний, контроля за злоупотреблением доминирующим положением, борьбы с картелями, недобросовестной конкуренцией, ФАС России осуществляет контроль за деятельностью органов власти, за содержанием коммерческой рекламы, за иностранными инвестициями в стратегических сферах, является главным контролером за государственными закупками, контролирует и закупки госкомпаний и естественных монополий, а также имеет специальные полномочия в сфере гособоронзаказа.

Если в целом, то это 16 федеральных законов, за которые непосредственно отвечает ФАС и 23 федеральных закона, которые ФАС исполняет.

При этом, хотелось бы отметить, что с 1991 по 2013 год радикально модернизировалось само антимонопольное законодательство и отраслевые законодательные акты.

Логическим завершением первого этапа создания системы конкурентного законодательства России стало принятие Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Его принятие требовалось, чтобы перейти из антиконкурентной экономической среды от социалистических принципов хозяйствования (плановой экономики) к более конкурентным отношениям. Закон о конкуренции 1991 г. определил основные положения государственной конкурентной, в том числе антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации производства и сбыта.

Данный Закон был прогрессивным, его действие было направлено на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории России и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. При этом, на момент принятия Закона, содержащиеся в нем нормы были передовыми даже по отношению к сложившейся мировой практике антимонопольного регулирования. Так, в сферу применения Закона попали не только отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, но и отношения, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями и правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Но, несмотря на многочисленные доработки, изменения и дополнения, которым время от времени Закон подвергался, в конечном итоге кардинально не привели к повышению эффективности правового регулирования конкурентных отношений в России.

С учетом постоянного развития рыночных отношений в России, появления новых форм хозяйствования, совершенствования экономических моделей управления бизнесом, в начале 2000-х возникла необходимость существенного изменения конкурентного законодательства, что послужило основанием для разработки и принятия нового базового закона в сфере антимонопольного регулирования. Федеральный Закон "О защите конкуренции" 26 октября 2006 года вступил в силу и стал основным национальным законом, определяющим конкурентную политику в РФ.

За 9 лет действия Закон "О защите конкуренции" также подвергался изменениям. Менялась государственная политика, менялся и механизм борьбы за конкуренцию. Одно оставалось и остается неизменным: ФАС России принимаются активные меры по развитию конкуренции и защите предпринимательства ради будущего России.

ФАС России также позаботилась и о том, чтобы в наиболее важных нормативных актах РФ, например Законе "Об электроэнергетике", Законе "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", Водном, Лесном и Земельном кодексах, появилась антимонопольная глава или раздел.

Одним из главных направлений деятельности ФАС России при осуществлении антимонопольной политики является контроль за распределением на конкурентной основе государственной и муниципальной собственности, ресурсов и прав. Так, Закон "О защите конкуренции" в 2009 году был дополнен нововведением – статьей 17.1, устанавливающей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

В июле 2011 года принят Федеральный закон №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", распространяющий конкурентные требования к закупкам государственных и муниципальных предприятий, естественных монополий и их дочерних компаний. А в 2013 году на смену Федеральному закону от 21.07.2005 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" был принят новый Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как "борьба "за честные закупки" повлекла необходимость совершенствования системы госзаказа.

Вот, собственно говоря, самые важные, на мой взгляд, достижения и изменения, которые произошли в сфере антимонопольного регулирования за 25 лет.

Ведущая: Юрий Алексеевич, судя по пришедшим вопросам, многие люди не до конца понимают с какими проблемами можно обращаться в УФАС, можно ли еще раз пояснить, какие вопросы относятся к деятельности антимонопольного органа?

Комов Ю.А.: Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Проще говоря, стержнем и сердцевиной классического функционала антимонопольного органа является государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, борьба с картелями, злоупотреблением доминирующим положением, недобросовестной конкуренцией.

В своей повседневной деятельности часто приходится разъяснять обратившимся в ФАС с заявлениями, что не все сферы правоотношений мы контролируем, не во все процессы можем вмешаться, так как существуют пределы полномочий компетенции антимонопольного органа, установленных законом.

Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя. Исходя из этого, усилия ФАС направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.

Если монополист нарушает запреты, установленные Законом о защите конкуренции, например, отказывая в заключении договора или навязывая ненужные услуги или товары, если содержание коммерческой рекламы не соответствует действительности, если вам известно о сговоре на торгах или вы в процессе участия в торгах усматриваете нарушения при осуществлении заказчиками государственных или муниципальных закупок, есть все основания для обращения в ФАС!

Чтобы знать свои права и защищать их, в наглядном виде в помощь потенциальным заявителям – гражданам и предпринимателям ФАС России были разработаны и изданы брошюры и буклеты с названиями "Когда пора обратиться в ФАС?" и "Все о конкуренции в вопросах и ответах", которые доступны для ознакомления на информационном стенде Курского УФАС России и опубликованы на официальном сайте ФАС России fas.gov.ru в разделе ПРЕСС-ЦЕНТР "Буклеты".

Ведущая: Второй год действует Федеральный закон №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". За прошедший год появилась первая судебная, административная практика, а также жалобы в антимонопольный орган. С какими вопросами чаще всего обращались в Курское УФАС России в данной сфере? Как много и какого рода вынесено решений?

Комов Ю.А.: С началом реализации в 2014 году Закона "О контрактной системе" возникло много дискуссионных вопросов его применения как со стороны заказчиков, так и со стороны участников закупок. В связи с чем, в действующий закон уже трижды вносились существенные изменения.

Курским УФАС России за 2014 год было рассмотрено 336 жалоб участников закупок, за истекший период 2015г. – 147 жалоб.

За первый год после перехода на федеральную контрактную систему количество жалоб по сравнению с 2013 годом, незначительно (на 11%), но снизилось. Следует отметить, что основная часть жалоб от участников закупок распределилась равномерно на долю государственных заказчиков субъекта РФ и муниципальных заказчиков, в то время как на действия федеральных государственных заказчиков жалоб было подано меньше.

Из общего количества рассмотренных Курским УФАС России жалоб доля признанных обоснованными возросла и составила 62% (по данным ведомственной отчетности 2013 года доля признанных обоснованными жалоб по 94-ФЗ составила 51%).

Всего специалистами Курского УФАС России было проверено более 2000 закупочных процедур, в половине из которых были выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, основными из которых можно выделить следующие:

  • нарушение порядка отбора участников закупки (необоснованный допуск либо необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений);
  • сокращение сроков размещения информации на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru;
  • утверждение документации о закупке с нарушением требований Закона "О контрактной системе...":

а) требования к участникам закупки, к товару, работе, услуге не установлены заказчиком в документации о закупке;

б) проект контракта по своему содержанию не соответствует требованиям Закона "О контрактной системе" (отсутствуют сроки действия контракта, порядок расчета штрафов, пеней, неустоек, порядок расторжения контракта отличается от указанного самим же заказчиком в извещении и документации).

Перечисленные нарушения требований не соответствуют принципам и целям, закрепленным Законом: единства контрактной системы, расширению возможности для участия физических и юридических лиц в закупках и стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению открытости и прозрачности системы закупок, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Ведущая: Юрий Алексеевич, сколько за 2015 год поступило обращений о включении нарушителей контрактов в реестр недобросовестных поставщиков. По каким критериям предприятие может быть включено в данный реестр? Какие возникают последствия для организации после включения в реестр? И из обращения прошлого года, сколько поставщиков были признаны недобросовестными?

Комов Ю.А.: В реестр недобросовестных поставщиков (далее РНП) включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов, а также в случае, если заказчиком контакт расторгнут в одностороннем порядке в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий исполнения контрактов. 

Информация о недобросовестных поставщиках находится в открытом доступе в разделе "Реестры" на официальном сайте zakupki.gov.ru без ограничений и взимания платы. Реестровая запись, содержащая сведения о недобросовестном поставщике, исключается из реестра уполномоченным органом по истечении 2-х лет после ее внесения.

Как определено требованиями Закона "О контрактной системе", в случае уклонения победителя от заключения контракта либо в случае расторжения контракта по решению суда, заказчик обязан направить обращение (сведения и документы) о таком поставщике в антимонопольный орган не позднее трех дней с момента подписания контракта с участником, занявшим второе место либо с момента расторжения такого контракта.

В течении 10 рабочих дней антимонопольный орган обязан рассмотреть представленные заказчиком сведения и материалы и принять решение о включении (не включении) сведений в отношении такого лица в РНП.

Как правило, на практике, во избежание участия в закупках недобросовестных поставщиков, заказчики пользуясь правом, предоставленным статьей 11 Закона "О контрактной системе", включают в документацию о закупке требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков участника размещения заказа. Таким образом, внесение о компании и ее учредителях сведений в реестр недобросовестных поставщиков практически означает для нее запрет на участие в государственных и муниципальных закупках на 2 года.

Что касается количества обращений государственных и муниципальных заказчиков о включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков, ведение которого возложено исключительно на антимонопольный орган, то в 2014 году по сравнению с 2013 годом оно увеличилось.

Курским УФАС в 2014 году было получено и рассмотрено 42 таких обращения. За истекший период 2015г. таких обращений уже рассмотрено 38. По результатам рассмотрения обращений сведения о 31-м участнике были включены в РНП, т.е. почти в трети случаев, недобросовестность участников закупок имела место. При этом в равной степени распределились причины признания недобросовестными участников закупок на отказ (уклонение) победителя от заключения контракта и одностороннее расторжение заказчиком заключенного контракта.

По результатам рассмотрения 47 обращений о внесении сведений в РНП, Курским УФАС сделан вывод об отсутствии оснований для включения сведений об участниках закупки в РНП.

Основанием принятия решения об отказе во внесении сведений в РНП послужили в большинстве случаев: нарушение заказчиками порядка расторжения контракта, предусмотренного статьей 95 ФЗ "О контрактной системе". Комиссией Курского УФАС также принималось во внимание принятие участниками мер, направленных на подписание и добросовестное исполнение контракта, в том числе внесение обеспечения исполнения контракта в установленный документацией о закупке и Закона "О контрактной системе..." срок.

Ведущая: Ведущая: С 1 января 2015 года появился новый критерий — содействие развитию конкуренции на основе Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ. Данный Стандарт внедряется в Курской области? Какое участие принимает УФАС для реализации поставленных задач развития конкуренции?

Комов Ю.А.: Содействие развитию конкуренции названо Правительством РФ одним из приоритетов деятельности органов исполнительной власти субъектов федерации. 

Значение наличия и реализации Стандарта развития конкуренции для экономики региона трудно переоценить. Приложением 1 к Стандарту определен перечень социально значимых рынков, для которых установлены обязательные целевые показатели развития конкурентной среды, которых необходимо достигнуть к 2016 году: рынок услуг дошкольного образования, негосударственных медицинских услуг, услуг ЖКХ, розничной торговли, негосударственных пассажирских перевозок, услуг доступа к Интернет. Также установлены целевые показатели для системных мероприятий, направленных на развитие конкурентной среды (развитие конкуренции при осуществлении государственных закупок; совершенствование управления государственной собственностью, ограничение влияния государственных предприятий на конкуренцию).

Необходимо отметить, что по ряду социально значимых рынков Курской области, для которых Стандартом установлены обязательные целевые показатели развития конкурентной среды, к настоящему времени уже достигнуты значимые результаты, в том числе в рамках реализации действовавшей в 2010-2012 годы Программы развития конкуренции Курской области. По результатам пробного рейтинга регионов по состоянию конкуренции, сформированного ФАС России в 2014 году, Курская область заняла 10 место. По рейтингу инвестиционной привлекательности регионов Национального рейтингового агентства (НРА) Курская область вошла в Группу IC5 (средняя инвестиционная привлекательность – второй уровень).

Данные, имеющиеся в Курском УФАС России, также положительно характеризуют тенденции развития конкуренции в регионе.

Экономику Курской области в целом можно характеризовать как хорошо диверсифицированную и устойчиво развивающуюся. После некоторого замедления темпов роста в 2013 году, в 2014 г. индекс промышленного производства составил 106,4%, индекс производства продукции сельского хозяйства – 114,4%. Индекс производства пищевых продуктов в 2014 году составил 104,6%. За последние 3 года объем инвестиций составил около 22 млрд руб., а по итогам 2014 года ожидается в пределах 4 млрд руб. 

По результатам анализа розничного рынка лексредств за 2010-2011 годы, доля негосударственных аптечных учреждений в Курской области достигала 97% (тогда как целевой показатель к 2016 году по Стандарту составляет 90%); по рынку услуг ЖКХ доля негосударственных управляющих организаций г. Курска по данным анализа за 2011, 2012 годы приближается к 100%, тогда как целевой показатель к 2016 году по Стандарту составляет 90%). Для рынка межмуниципальных пассажирских перевозок Стандартом предусмотрен целевой показатель – доля негосударственных пассажирских перевозок не менее 75%, по предварительным данным по Курской области этот показатель может быть уже достигнут.

Вместе с тем, нельзя утверждать, что задачи развития конкуренции в Курской области реализованы в полной мере. Так, рынок услуг широкополосного доступа к сети Интернет (прежде всего проводного) по региону характеризуется неравномерностью (достаточно развитая конкурентная среда в отдельных округах областного центра (преимущественно многоэтажной застройки) при отсутствии проводного доступа к Интернет в старых и строящихся микрорайонах индивидуальной застройки; недостаточное количество провайдеров, действующих в районах области). Между тем Стандартом установлен высокий целевой показатель развития конкурентной среды – доля домохозяйств, имеющих возможность пользоваться услугами ШПД к Интернет не менее чем 2 операторов, должна составить к 2016 году не менее 60%.

Что касается рынка услуг дошкольного образования, в ходе заседания Межведомственного совета Курской области по предметам совместного ведения, состоявшегося в 2014 году, управление сообщало о необходимости начать работу по исследованию данного рынка и предлагало Комитету образования и науки Курской области, Комитету по экономике и развитию Курской области провести мониторинг действующих негосударственных образовательных учреждений и существующих мер их поддержки; рассмотреть перспективы включения рынка услуг дошкольного образования в план мероприятий по развитию конкуренции в Курской области. Стандартом установлен целевой показатель развития конкурентной среды данного рынка – доля негосударственных дошкольных образовательных организаций к 2016 году должна достигнуть 3%, при этом Стандартом предусмотрено их субсидирование из регионального бюджета.

Рынок негосударственных медицинских услуг, исходя из данных по итогам реализации Программы развития конкуренции Курской области на 2011-2012 годы, также нуждается в разработке мер по развитию конкуренции. Стандартом предусмотрено, что доля негосударственных учреждений здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, к 2016 году должна составить не менее 50%. По данным за 2012 год в Курской области объемы оказываемой медицинской помощи в частной системе здравоохранения составляли не более 15 % от общего объема медицинских услуг, в систему ОМС включено малое количество частных медицинских учреждений.

Сохраняется проблема продовольственных магазинов "шаговой доступности", аптечных учреждений в ряде районов области (прежде всего в небольших поселениях).

Не в полной мере реализован значительный потенциал развития и региональных рынков, не вошедших в перечень Стандарта, но имеющих значение для экономики региона. Если для развития свиноводства реализован ряд серьезных мер, уже давших свои результаты, то производство крупного рогатого скота недостаточно развито; потенциал производства молока и молочных продуктов в Курской области реализован не в полной мере и имеет хорошие перспективы для развития; областной рынок хлеба характеризуется высокой концентрацией (низкий уровень конкуренции), в регионе практически отсутствует промышленное производство яйца куриного пищевого, а также не развито племенное птицеводство. Представляются необходимыми меры по дальнейшему развитию перерабатывающей отрасли, производства кормов, строительных материалов, легкой промышленности, и т.д. Особую значимость имеет разработка и внедрение инновационных проектов (например, в сфере ЖКХ, благоустройства поселений, выращивания и хранения овощей и др.) 

В мае 2014 года Курское УФАС России обратилось в Администрацию Курской области с предложением о начале работы по внедрению Стандарта. Постановлением Губернатора Курской области от 08.12.14 г. № 537-пг определен уполномоченный орган исполнительной власти по содействию развитию конкуренции – Комитет по экономике и развитию Курской области, создан коллегиальный координационный и совещательный орган – рабочая группа по внедрению Стандарта развития конкуренции, в которую вошли представители Курского УФАС России.

В работе будут использованы данные, полученные Курским УФАС России по результатам анализа оптового и розничного рынков бензинов автомобильных и дизельного топлива, розничного рынка лекарственных средств, рынка первичного жилья эконом класса, рынка хлеба и др.

Ведущая: Ведущая: Юрий Алексеевич, не секрет, что цена на нефть, на мировом рынке, снизилась почти в 2 раза, а стоимость топлива, на заправках города, практически не снизилась. Если снизить цены на топливо, легче будет снижать цены на все остальное. Отслеживает ли УФАС стоимость топлива, и можете ли вы повлиять на его цену?

Комов Ю.А.: Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

Курское УФАС России постоянно осуществляет еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты, а также анализирует динамику их изменения на предмет выявления возможных нарушений антимонопольного законодательства.

На рост цен существенно влияет ряд макроэкономических факторов, таких как мировые цены, рост отраслевых издержек, и общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Большое влияние оказывают налоги – составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива около 60%. Три основных налога и обязательных платежа значительно влияют на совокупные платежи участников рынка нефтепродуктов: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), пошлины и акцизы. Необходимо отметить, что увеличение ставок акцизов на дизельное топливо происходит более существенными темпами, чем на автомобильные бензины, что в свою очередь, приводит к опережающему росту цен на дизельное топливо. В начале 2014 года произошло очередное увеличение акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо (от 5 до 10 процентов по разным маркам топлива). Негативное влияние на уровень цен оказало и снижение курса национальной валюты, повышение уровня инфляции до 9%.

Существенным фактором, оказывающим влияние на ценообразование на рынке нефтепродуктов, помимо отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов, оптовых отпускных цен, является также разница между закупочными и отпускными ценами хозяйствующего субъекта, реализующего нефтепродукты (так называемая маржа). Курское УФАС России осуществляет постоянный мониторинг размера маржи крупнейшего участника оптового рынка Курской области – ООО "Курскоблнефтепродукт". В конце 2014 года управлением проведена дополнительная проверка экономической обоснованности оптовых отпускных цен ООО "Курскоблнефтепродукт" в связи с наличием динамики роста маржи данного хозсубъекта.

К настоящему времени фактов существенного экономически необоснованного и/или синхронного роста цен на нефтепродукты в Курской области не выявлено.

Розничные цены на бензины автомобильные и дизельное топливо в Курской области в настоящее время остаются одними из самых низких в Центральном Федеральном округе. По данным Федеральной службы государственной статистики средние потребительские цены на бензин автомобильный по состоянию на 1 июня 2015 года составили в Курской области 32,39 руб/литр, что на 0,94 руб. или 2,9% ниже средних цен на бензин по ЦФО, на дизельное топливо соответственно цены составили 33,23 руб/литр, что на 0,77 руб. или 2,3% ниже средних цен на дизтопливо по ЦФО.

В регионе успешно функционирует рынок газового моторного топлива (35 АГЗС), который является альтернативой рынку жидких нефтепродуктов.

Курское УФАС России проводит еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на сжиженный углеводородный газ (СУГ), который показывает, что после снижения розничных цен на СУГ на 8% в январе 2015 года средняя цена 1 литра СУГ составила 16,07 руб. и остается стабильной.

Ведущая: Ведущая: Очень многих сейчас волнует рост и скачки цен на продукты и лекарства. Почему такой рост цен на любые продукты питания, особенно продукты первой необходимости и лекарства? Какие мероприятия проводятся УФАС по Курской области для контроля цен на продовольственные товары и лекарства? Есть ли результаты?

Комов Ю.А.: По поручению ФАС России с начала 2015 года усилен контроль за ценами на лекарственные препараты. Курским УФАС России были проанализированы цены на лекарственные препараты, реализуемые аптечными учреждениями Курской области, в целях выявления возможных нарушений антимонопольного законодательства, а также установленного порядка ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).

Также, в целях выявления возможных нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке розничной торговли лекарственными препаратами, были проанализированы оптовые закупочные и розничные цены на лекарственные препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП.

Для объективной оценки ценовой ситуации были выбраны лекарственные препараты среднего ценового сегмента, пользующиеся наибольшим потребительским спросом у покупателей, как отечественных, так и импортных производителей, различных лекарственных форм (таблетки, мази, капли), в соответствующих дозировках и упаковках (см.Приложение).

Кроме того, была проанализирована динамика закупочных цен аптечных организаций на импортные и отечественные лекарственные препараты, не имеющие в соответствии с Государственным реестром лекарственных средств в рамках международного непатентованного наименования (МНН) аналогов, с динамикой роста бивалютной корзины за соответствующий период.

Перечень ЖНВЛП утверждается правительством РФ и корректируется на уровне субъектов в целях государственного регулирования цен на лекарства. Его задачей является повышение доступности медикаментов для населения и лечебно-профилактических учреждений.

Случаи превышения фактических размеров надбавок на лекарственные препараты над установленными на территории Курской области крайне редки. В соответствии с действующим законодательством контроль за деятельностью всех аптечных учреждений в регионе, мониторинг цен на реализуемые ими лекарственные препараты, порядок формирования предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, а также наличия и ассортимента лекарственных препаратов осуществляют Комитет здравоохранения Курской области, Росздравнадзор по Курской области, Роспотребнадзор по Курской области

В первом квартале 2015г были выявлены в реализации лекарственные препараты, на которые превышены установленные максимальные розничные надбавки, а также максимально допустимые розничные цены на ЖНВЛП, установленные на территории Курской области. Комитетом здравоохранения Курской области выданы предписания об устранении нарушения, виновные лица привлечены к ответственности, выявленные нарушения устранены.

По результатам анализа цен на лекарственные препараты, реализуемые аптечными учреждениями, занимающими доминирующее положение, признаки нарушения антимонопольного законодательства не установлены. Обращений граждан о необоснованном существенном росте цен на лекарственные препараты в 2015 году в адрес Курского УФАС не поступало.

Контроль соблюдения антимонопольного законодательства на розничном рынке лексредств продолжается, в случае выявления признаков нарушений будут применены предусмотренные законодательством меры по их пресечению.

Ведущая: За последние месяцы цены на продукты питания отечественного производства влетели почти вдвое. С чем это связано? Какие меры принимает УФАС?

Комов Ю.А.: Состояние региональных товарных рынков социально значимых продуктов питания характеризуется развитой конкуренцией, отсутствием межрегиональных барьеров. Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение (монополисты) на рынке большинства социально значимых пищевых продуктов отсутствуют. Исключение составляет региональный оптовый рынок хлеба, являющийся высококонцентрированным, с недостаточно развитой конкуренцией. При этом результатом многолетней работы Курского УФАС России по антимонопольному контролю рынка хлеба являются низкие потребительские цены на хлеб и сохранение их на этом уровне. На протяжении 2 последних лет, несмотря на общую по стране тенденцию роста цен, Курская область сохраняет одни из самых низких потребительских цен на хлеб. Так, по данным Росстата средняя цена на хлеб ржано-пшеничный по ЦФО 33,5 руб/кг, тогда как в Курской области - 25,16 руб/кг. С 2002 года в регионе действуют программы по стабилизации цен на хлеб - региональный страховой фонд зерна, муки, субсидирование из областного бюджета так называемых "социальных" сортов хлеба (наиболее популярных среди населения). В функционировании этих программ – весомый вклад Курского УФАС (усилиями управления удалось добиться равного недискриминационного доступа хлебопекарных предприятий к участию в программе производства субсидируемого хлеба). Если ранее управление применяло в большей степени административно-карательные меры антимонопольного регулирования на данном рынке (возбуждение дел как в отношении участников рынка, так и в отношении органов власти), то в последнее время вырабатывается тенденция превентивных мер (специалисты управления входят в состав рабочих групп, принимают участие во всех совещаниях, проводимых по вопросам регулирования данного рынка, дают экспертные заключения органам власти и т.д.) По результатам совместной проработки вопроса сохранения субсидирования социальных сортов хлеба в 2014 году с участием специалистов Курского УФАС России, несмотря на существенное подорожание муки, удалось удержать цены на социальные сорта хлеба на низком уровне – в настоящее время отпускные цены хлебозаводов на субсидируемые сорта хлеба составляют 10,80 руб. за буханку 650 г. 

Курское УФАС России незамедлительно после издания указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ" начало реализацию комплекса мероприятий по недопущению необоснованного роста цен на отдельные виды продовольственных товаров в связи с введением запрета на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, используя все предоставленные антимонопольному органу законодательством полномочия.

Так, с 07 августа прошлого года осуществляется постоянный мониторинг, анализ и оценка ценовой ситуации на наиболее социально значимых товарных рынках региона по всей производственно-сбытовой цепочке от производителей, переработчиков, через оптово-сбытовое звено до розничной реализации. Специалистами управления анализируются объемы производства и реализации в Курской области социально значимых продовольственных товаров, оптово-отпускные цены и основные факторы, оказывающие на них влияние, уровень экономически обоснованных затрат и рентабельности предприятий, динамика прибыли, уровень и динамика торговых надбавок на основные продукты питания в крупных торговых сетях, розничные цены, в целях выявления признаков нарушений антимонопольного законодательства и применения предусмотренных мер реагирования.

С августа 2014 года управлением проведены проверки 10 свинокомплексов, 4 птицефабрик, 3 крупнейших хлебозаводов, 3 крупнейших мукомольных предприятий, всех 8 сахарных заводов области, в том числе совместно с прокуратурой Курской области. 

Несмотря на наличие объективных экономических и политических факторов, оказавших негативное влияния на состояние экономики страны в целом, таких как международные санкции, существенное падение мировых цен на нефть, падение курса национальной валюты, высокий уровень инфляции, проблему импортозамещения и др., ситуация в Курской области остается стабильной, дефицита социально значимых продуктов питания не наблюдается, уровень цен на основной набор продуктов сохраняется на уровне, одном из самых низких в Центральном федеральном округе. Оперативный мониторинг динамики закупочных и розничных цен, а также торговых надбавок крупнейших торговых сетей региона показывает отсутствие роста торговых надбавок на основные социально значимые продовольственные товары.

В отсутствие в действующем законодательстве инструментов прямого ценового регулирования, антимонопольные органы, равно как и иные органы государственной власти, существенно ограничены в выборе конкретных мер, направленных на стабилизацию цен. В сложившихся условиях для решения данной проблемы Курским УФАС России применяются предусмотренные законодательством полномочия по предупреждению нарушений, по выдаче предостережений о недопустимости нарушений антимонопольного законодательства, по разработке предложений о развитии конкуренции на товарных рынках и др.

Так, по результатам анализа документированной информации, представленной свинокомплексами Курской области, установлен факт существенного роста отпускных цен на мясо свинины в 3 квартале 2014 года. В этой связи в адрес свинокомплексов направлены предостережения о недопустимости нарушений антимонопольного законодательства. От предприятий поступила информация о принятых мерах по сдерживанию отпускных цен, с учетом рентабельности, необходимой для производства и реализации продукции.

Ведущая: Есть ли контроль за торговой надбавкой? Могут ли магазины наказываться за получения "сверхприбылей"?

Комов Ю.А.: В настоящее время действующим законодательством уровень торговых надбавок розничных магазинов нормативно не ограничен, хотя периодически такие законодательные инициативы поступают. Основной аргумент против законодательного ограничения торговых надбавок – вероятность возникновения дефицита социально значимых товаров низкой ценовой категории.

С августа 2014 года Курское УФАС России осуществляет оперативный мониторинг динамики закупочных и розничных цен, а также торговых надбавок крупнейших торговых сетей региона (Линия, Европа, Магнит, Метро). Мониторинг оптовых и розничных цен, а также торговых надбавок в торговых сетях ведется по следующим товарам: гречневая крупа, молоко, говядина, свинина, мясо кур, рыба замороженная, масло сливочное, картофель, капуста, лук, морковь, яблоки.

Данные мониторинга показывают отсутствие роста торговых надбавок на основные социально значимые продовольственные товары.

Следует отметить, что в конце 2014 года торговым сетям запрещено взимать вознаграждение с поставщиков за реализацию хлеба (так называемый ретро-бонус), что призвано способствовать сдерживанию цен на хлеб. В настоящее время обсуждается возможность внесения аналогичного запрета для молока и мяса кур.

Ведущая: Юрий Алексеевич, благодарю Вас за участие в интернет-интервью, за подробные ответы. Еще раз поздравляю Вас и Ваших коллег с предстоящим юбилеем! Ваше ведомство немало сделало для развития и укрепления конкуренции в России. И сегодня перед ФАС стоят важные задачи, связанные с повышением конкурентоспособности не только отдельных предприятий, но и всей экономики в целом. Поэтому хочется пожелать Вам терпения и силы, позитивного настроя, энергии и активности!

Читать ГАРАНТ.РУ в и