Повестку законотворчества диктует избиратель

27 марта состоялось интернет-интервью Председателя Думы Астраханской области Александра Борисовича Клыканова. Он ответил на вопросы посетителей корпоративного сайта регионального партнера компании "Гарант" - "Астрахань-Гарант-Сервис". 

Ведущая интернет-интервью: Н. Илюхина, директор компании "Гарант" в Астрахани.

Ведущая: Александр Борисович, что влияет на формирование повестки законотворчества регионального парламента?

Повестку законотворчества диктует избирательКлыканов А. Б.: Главным образом, запросы жизни. Три недели назад губернатор утвердил план по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Астраханской области. По сути, программа действий исполнительной и законодательной власти в сегодняшний непростой период. То, что необходимо выполнить в ближайшее время по каждой сфере жизнедеятельности. Например, жилищное строительство. Ряд факторов, сдерживающих этот процесс, нуждается в законодательном регулировании. В том числе и проведение инженерных сетей для обеспечения земельных участков, предназначенных под застройку. Чтобы и строительный бизнес развивался, и люди, переселяемые из жилья под снос, не пострадали. 

Большой блок плана стабилизации касается развития сельского хозяйства. Дума уже приступила к выполнению "своей" части. В феврале приняли обращение к Правительству Российской Федерации с просьбой внести изменения в постановление "Об установлении в 2015 году допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации". В документе по виду деятельности "выращивание овощей" устанавливается предельная планка в 50 процентов от общей численности работников. Это, по нашему мнению, не учитывает особенностей Астраханской области. Фермеры активно внедряют новые современные технологии, обновляют парк техники и оборудования. Однако доля ручного труда остается высокой. Недостаток трудовых ресурсов сегодня восполняется, в основном, за счет реализации программ занятости граждан, студенческих отрядов и привлечения иностранной рабочей силы из стран СНГ. Депутаты просят увеличить допустимую долю иностранных работников на период сбора урожая до 80 процентов либо предоставить субъектам Российской Федерации полномочия самостоятельно принимать решение по данному вопросу.

Следующий источник формирования повестки законодательной деятельности Думы – предложения фракций, профильных комитетов. По сути, они формируются на основе обращений граждан, которые получают депутаты. Мы в обязательном порядке анализируем тематику и статистику. В рейтингах самых "проблемных" - жилищно-коммунальные и социальные вопросы. На приемах и во время встреч люди рассказывают о проблемах, своих ожиданиях от власти. Там идет живое общение. Реальные примеры из жизни. Все это позволяет депутату определить, как реализуются законы на местах, а также черпать законодательные идеи на перспективу.

Большое внимание уделяется мониторингу законодательства других субъектов федерации, изучению их опыта правоприменения. Кстати, со многими регионами у Думы подписаны соглашения о межпарламентском взаимодействии. Есть такие договоренности почти со всеми парламентами Прикаспийских государств. Нас объединяет Каспий. Поэтому тем для взаимодействия немало, в том числе по сохранению биоресурсов, развитию транспортных путей.

И, конечно же, Дума реагирует на изменения федерального законодательства. Причем, мы не "копируем" нормы права, а стараемся учитывать специфику Астраханской области. Например, федеральный законодатель предложил ограничить розничную продажу алкогольной продукции с 23 часов до 7-и утра. Но наш регион южный, темнеет рано. Поэтому посчитали целесообразным установить запрет – с 22 часов до 8-и.

Еще одно направление, влияющее на законодательные планы – взаимодействие с федеральными органами власти. Основная площадка – Совет законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации. Я возглавляю там комиссию по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству. На заседаниях Совета мы не только озвучиваем свои предложения по совершенствованию федерального законодательства, но и имеем возможность напрямую обратиться к высшим должностным лицам. Например, благодаря прямой встрече Президиума Совета с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным удалось вернуть региональным депутатам право участвовать в формировании государственных программ. Сегодня это как никогда актуально.

Ведущая: Могут сами граждане выдвигать свои законодательные инициативы?

Клыканов А. Б.:  Мы – один из немногих регионов, где такая норма закреплена в Уставе Астраханской области. Необходимо, чтобы в поддержку инициативы выступила одна тысяча граждан. Такое в практике работы Думы, хоть и не часто, но случается.

Недавно в региональный парламент поступила инициатива астраханцев по поводу непосредственного управления многоквартирными домами. Вы знаете, что внесены изменения в жилищный кодекс, согласно которым эта форма управления будет доступна только для домов, в которых не более 16-и квартир. Жильцам более "вместительных" домов предстоит провести собрание собственников жилья и выбрать один из двух вариантов – управляющая компания или ТСЖ.

Мнения общественности по поводу непосредственного управления различны. Одни считают, что эта форма оказалась малоэффективной. Другие склоняются к тому, что на сегодняшнем этапе непосредственное управление вполне жизнеспособно. На ближайшем пленарном заседании мы рассмотрим этот вопрос.

Но законодательная инициатива – не единственная форма, позволяющая при принятии управленческих решений учитывать мнение населения. Это проведение депутатских слушаний, круглых столов, выездных заседаний профильных комитетов Думы. И, как уже отмечал, встречи с избирателями. Мы работаем для астраханцев и заинтересованы в постоянном диалоге с теми, для кого создаем правовую базу.

Ведущая: Можете привести конкретный пример, когда обращение граждан, высказанное депутатам, стали законодательной нормой?

Клыканов А. Б.: К депутатам поступали обращения от многодетных родителей. Дело в том, что ранее из состава таких семей "исключались" дети, достигшие совершеннолетия. С этого момента утрачивался и статус "многодетной". А значит, право на некоторые льготы. Люди считали такую ситуацию несправедливой. Многие дети учатся в колледжах и вузах, и при этом продолжают жить с родителями, зависеть от них финансово. Пожелания многодетных родителей Дума поддержала. Теперь в состав таких семей входят дети до 23-х лет при условии очной формы обучения.

Другой пример – запретить розничную продажу слабоалкогольных энергетических напитков на территории региона – такое обращение поступило в прошлом году в Думу. Подписи под ним поставили почти полторы тысячи человек. Депутаты приняли данную законодательную норму. С 1 января закон вступил в силу.

Ведущая: Основная деятельность депутатов – это законотворчество. Значит ли это, что депутатская работа над тем или иным законом заканчивается сразу же после голосования?

Клыканов А. Б.: Так никогда и не было. Мы постоянно ведем мониторинг правоприменения. Причем, работа выстроена системно. Привлекаем экспертное сообщество, общественные организации. Ведь развитие общества вносит свои коррективы, на которые нужно оперативно реагировать и, в случае необходимости, вносить поправки в законы.

Приведу пример. Законодательные нормы, которые должны влиять на снижение употребление алкоголя, приняты. Но практика показывает, что в ряде торговых точек они нарушаются. Кто-то ищет "алкогольные лазейки", идет на различные ухищрения. А есть и те, кто в погоне за прибылью просто игнорирует закон. Только за прошлый год на нерадивых предпринимателей и их работников составлено более 250 протоколов за такие административные правонарушения.

Торговля спиртным в ночное время или несовершеннолетним может служить основанием для лишения лицензии. Для этого вступившее в силу судебное решение или постановление об административном правонарушении "направляется", как сказано в законе, в федеральную службу по регулированию алкогольного рынка. В то же время прямой обязанности у сотрудников полиции нет. Мы считаем, ее следует установить. А также ввести дополнительное основание для отказа в продлении лицензии, поскольку факт нарушения в сфере торговли крепкими напитками не предусмотрен в отказном перечне. Поэтому и подход одинаковый как для тех, кто обращается в лицензионный орган впервые, так и для "любителей" обойти закон. В прошлом году Дума направила обращение к Правительству Российской Федерации с просьбой исправить правовой пробел. Сейчас такой законопроект готовится к рассмотрению в первом чтении в Государственной Думе Российской Федерации. Надеюсь, скоро он станет законодательной нормой.

Ведущая: В большинстве случаев избиратели обращаются к депутату с частными проблемами, например, лампочка в подъезде не горит или крыша протекает. О чем это говорит и будете ли Вы заниматься такими проблемами?

Клыканов А. Б.:  Говорит о том, что службы, отвечающие за техническое содержание дома недостаточно хорошо работают. У людей столько нерешенных проблем. Накопилось множество вопросов к властям. И если они пришли к депутату с частными проблемами, значит не смогли решить их в других инстанциях. Там к их просьбе отнеслись формально, отделались отписками. Кому-то надо разъяснить ситуацию, направить запросы компетентным лицам. Иной раз приходится подключать и административный ресурс. Есть и те граждане, которые нуждаются просто в том, чтобы их выслушали. И пока ко мне, как к депутату, обращаются избиратели с тем, что их волнует, тревожит, беспокоит, буду заниматься и подъездами, и крышами, и трудоустройством и т.д. Использовать все свои полномочия и ресурсы, чтобы решать проблемы людей.

Ведущая: Не кажется ли Вам, что граждане приходят к депутатам с вопросами, как говорится, не по адресу, потому что не знают или знают недостаточно свои права и законодательство?

Клыканов А. Б.: Конечно, из-за незнания людьми законодательства возникает много вопросов. Поэтому принятый в 2012 году региональный закон об оказании бесплатной юридической помощи весьма кстати. И мы постоянно расширяем категорию граждан, имеющих право на такие консультации юристов. Ранее это были малообеспеченные граждане, люди с ограниченными возможностями, дети-сироты, ветераны Великой Отечественной войны. В феврале Дума дополнила такой перечень еще и категорией тех, кто пострадал от чрезвычайных ситуаций и многодетными одинокими родителями по вопросам установления отцовства и материнства, а также взыскания алиментов.

Ведущая: На сколько, по вашему, активно молодые астраханцы участвуют в общественно-политической жизни региона?

Клыканов А. Б.: Достаточно активно. В Думе часто проходят встречи с представителями молодежных организаций. Молодежь участвует в мониторинге правоприменения законов.

При Думе уже несколько созывов работает молодежный парламент, в который входят активные, энергичные молодые люди из сельских районов и областного центра. Ребята не только проводят различные мероприятия, но и предлагают конкретные решения проблем, интересующих молодежь, выдвигают законодательные инициативы. Так несколько лет назад они предложили законодательно запретить продажу сетей из мономатериалов. О чем, собственно, шла речь. Подобные сети, как правило, китайского производства. Стоят гроши, поэтому браконьеры часто оставляют их в водоемах. И они "работают" годами. Губят огромное количество рыбы, создают аварийные ситуации для маломерного флота. А нонсенс заключался в том, что федеральный закон, запрещая ввоз сетей в страну, не устанавливал запрет на их розничную реализацию. Поэтому и продавались такие сети абсолютно свободно. И проблема была актуальна для большинства российских территорий. Дума поддержала инициативу молодых парламентариев, направила ее в Государственную Думу Российской Федерации. Сейчас это уже норма закона.

Ведущая: Дума Астраханской области формируется по смешанной системе. Половина депутатов избирается по одномандатным округам, вторая – по партийным спискам. Как удается договариваться с политическими оппонентами?

Клыканов А. Б.: Мы научились конструктивно работать. Партии, получившие места в Думе, доказали состоятельность своей деятельности. За каждой из них - свои избиратели. А у депутатов, представляющих эти партии – опыт и видение проблем и способов их решения. Мы можем не сходиться во мнениях. На заседаниях идет жаркие споры по поводу законопроектов. Иногда удается договориться и прийти к общему знаменателю. Решение по другим вопросам принимается большинством депутатов в ходе голосования.

Но в любом случае, за каждой законодательной нормой, принимаемой Думой, стоят именно интересы избирателей.

Читать ГАРАНТ.РУ в и