Компания и партнеры Cотрудничество С органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Повышение роли имущественных налогов при формировании доходной части местных бюджетов Республики Алтай

Повышение роли имущественных налогов при формировании доходной части местных бюджетов Республики Алтай

Имущественные налоги физических лиц22 декабря в Управлении ФНС России по Республике Алтай состоялось интернет-интервью на тему "Повышение роли имущественных налогов при формировании доходной части местных бюджетов Республики Алтай" с начальником отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц Анастасией Александровной Шерер

Организатор – ООО "Гарант-Право", официальный представитель компании "Гарант" в Алтайском крае и Республике Алтай.

Ведущая – Елена Санталова, ведущий специалист по внешним связям.

Ведущая: Добрый день, Анастасия Александровна и уважаемая Интернет-аудитория! Сегодня мы беседуем на важную тему. Известно, что имущественные налоги с физических лиц являются одним из источников, пополняющих бюджеты поселений муниципальных образований. И именно за счет бюджетных средств жители Республики Алтай получают все социальные гарантии.

В настоящее время налоговой службой уделяется большое внимание администрированию и увеличению поступлений в бюджет региональных и местных налогов.

Повышение роли имущественных налогов в региональных и местных бюджетах Республики Алтай является важным направлением, но, к сожалению, существуют проблемы по собираемости этих налогов с физических лиц.

Анастасия Александровна, в чем заключается задача непосредственно налоговой службы?

Шерер А.А. Наша задача заключается в том, чтобы найти решение данной проблемы, обозначить основные направления деятельности, чтобы имущественные налоги стали серьезным подспорьем для региональных и местных бюджетов Республики Алтай. Причем инициаторами работы по повышению роли имущественных налогов в бюджете нашего субъекта выступает именно налоговая служба. Объясняется это тем, что, наверно, наше ведомство владеет наиболее полными и обширными данными по объектам и субъектам имущественной собственности.

В целом текущий год мы завершаем с хорошими экономическими показателями. По предварительной оценке Министерства экономического развития Республики Алтай, рост валового регионального продукта составит около 6-8%, денежные доходы населения также выросли к прошлому году на 13,6%.

Хорошие темпы экономического развития Республики Алтай нашли свое отражение и в собираемости налогов в целом. Рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики за 10 месяцев 2014 года по отношению к аналогичному периоду 2013 года обеспечили такие налоги, как налог на прибыль организаций – 31%, земельный налог – 14%, ЕСХН – 8%, транспортный налог – 6%, НДФЛ – 5% и др.

Всего за 10 месяцев 2014 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 4,4 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет – 1,5 млрд. руб., в республиканский бюджет – 1,6 млрд. руб., в местный бюджет – 1,3 млрд. руб.

Доля поступлений в местные бюджеты в общих поступлениях составила 29%. Основным источником формирования доходов местных бюджетов является НДФЛ, доля которого на протяжении последних лет составляет 60% и более.

Что касается имущественных налогов, то за последние годы в Республике Алтай статистические показатели по земельному, транспортному налогам и налогу на имущество физических лиц демонстрируют стабильную положительную динамику. В Республике Алтай уже не первый год наблюдается увеличение количества налогоплательщиков, начислений и поступлений по имущественным налогам. Так, с 2009 года количество объектов налогообложения выросло с 137 тыс. до 206 тыс., количество налогоплательщиков увеличилось с 132 тыс. до 214 тыс., соответственно, сумма исчисленных и поступивших налогов увеличилась более чем в 2 раза (начислено за 2009 год – 65 млн. руб., за 2013 год – 131 млн. руб., поступило за 2009 год – 53 млн. руб., за 2013 год – 98 млн. руб.).

Ведущая: Насколько известно, несмотря на прирост в целом налоговой базы, уровень собственных доходов, в том числе налоговых, практически всех муниципальных образований Республики Алтай остается очень низким. Есть ли какие-либо резервы по увеличению поступлений по имущественным налогам?

Шерер А.А.: На самом деле, сегодня возможности имущественных налогов используются в нашем регионе не в полной мере. Так, доля имущественных налогов во всех налогах, собираемых в республике, за 10 месяцев текущего года составляет всего около 2%.

Что касается собираемости по имущественным налогам, то по состоянию на 19.12.2014 г. в консолидированный бюджет Республики Алтай поступило 106 млн. руб. имущественных налогов. Процент собираемости от начисленных сумм составил 82%.

Ведущая: От чего зависит эффективность собираемости имущественных налогов?

Шерер А.А.: На эффективность собираемости имущественных налогов напрямую влияет качество информационных баз данных, сознательность граждан-налогоплательщиков, а также работа почтовых отделений по вручению единых налоговых уведомлений.

По действующему налоговому законодательству Российской Федерации налоговые органы исчисляют имущественные налоги, но фактически выполняют функцию "калькулятора", так как вся информация по объекту и правообладателю поступает в налоговую службу из соответствующих регистрирующих органов. В основном - это ГИБДД, Росреестр, миграционная служба. Поэтому налоговая служба не является первоисточником этих сведений.

Повышение роли имущественных налогов при формировании доходной части местных бюджетов Республики АлтайЧто касается корректности и полноты информационных баз данных, то уже более 5 лет на уровне Управления ФНС России по РА действуют межведомственные рабочие группы со всеми регистрирующими органами - ГИБДД, Росреестр, Кадастровая палата, БТИ. В рамках рабочих групп обсуждаются основные проблемы нашего взаимодействия, вырабатываются пути решения данных проблем и определяются задачи на перспективу.

На сегодняшний день можно смело констатировать повышение качества передаваемых регистрирующими органами сведений об объектах имущественной собственности и их правообладателях.

Это подтверждает статистика обращений физических лиц в налоговые органы по поводу некорректного исчисления имущественных налогов. Если в 2012 году по вопросу несогласия с начисленными имущественными налогами в налоговые органы обратилось около 3,5 тысяч граждан, то в 2013 году количество обратившихся снизилось до 2,2 тысяч, а в текущем году составило всего 1,3 тысячи налогоплательщиков.

Способствовать и напоминать гражданам о необходимости добровольной уплаты имущественных налогов также помогает очень активная информационная кампания, проводимая силами налоговиков. Причем с каждым годом качество, объем информационных материалов и методы информирования заметно улучшаются. В практику уже вошли такие мероприятия, как День открытых дверей, работа мобильных офисов в отдаленных районах республики, проведение комиссий по урегулированию задолженности. К сожалению, нужно констатировать факт, что в Республике Алтай только 10% муниципалитетов принимает активное участие в информировании граждан по имущественным налогам.

Ведущая: Налоговая служба является одной из передовых в России в сфере развития информационных технологий. Что налоговики могут предложить обычным гражданам – налогоплательщикам имущественных налогов?

Шерер А.А.: Налоговой службой создано 38 Интернет-сервисов, в том числе Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц. Налоговая служба считает это вершиной взаимодействия с налогоплательщиками. Данные сервисы позволяют оперативно получить практически всю информацию от налоговых органов в режиме он-лайн: характеристику объектов собственности, налоговые уведомления на уплату имущественных налогов, информацию о начисленных и уплаченных суммах налогов и др. Для этого необходимо только подключиться к данному сервису в любом налоговом органе страны. Если собственнику имущества необходима информация о ставках, льготах по имущественным налогам, то в этом ему поможет электронный сервис "Имущественные налоги: ставки, льготы". Воспользоваться электронными сервисами можно через официальный сайт ФНС России.

Ведущая: При такой огромной работе, которую налоговая служба проводит по администрированию имущественных налогов, в нашем регионе наблюдается стабильный рост задолженности по этим налогам. Как выглядит ситуация по задолженности на сегодняшний день?

Шерер А.А.: По состоянию на 01.12.2014г. задолженность по имущественным налогам физических лиц составляет 133,5 млн.руб. или 10% всей совокупной задолженности, числящейся по республике Алтай. Средний рост задолженности по имущественным налогам ежегодно – 20% от начисленных сумм. Понятно, что плательщики имущественных налогов являются наиболее многочисленной категорией налогоплательщиков. Всего их, как озвучивалось ранее, около 214 тысяч, в зависимости от вида налога. Поэтому не нужно удивляться большому количеству задолжников по имущественным налогам. Их насчитывается свыше 85 тыс. Возвращаясь к теме эффективности администрирования имущественных налогов, с уверенностью скажу, что резервы поступлений этих налогов имеются в республике и очень большие.

Во-первых, это проведение работы по расширению налоговой базы путем выявления объектов налогообложения, не вовлеченных в налоговый оборот ввиду отсутствия у федеральных органов необходимых сведений. Выявить такие объекты можно сверкой, которую мы проводим совместно с Росреестром, БТИ и органами местного самоуправления. На уровне субъекта утвержден План мероприятий по увеличению доходной части консолидированного бюджета Республики Алтай.

Ведущая: Какие цели Вы ставите при проведении сверки?

Шерер А.А.: Целью сверки является вовлечение в налоговый оборот объектов недвижимости, по которым в налоговых органах отсутствовали сведения о регистрации прав собственности, в первую очередь, по правам, зарегистрированным до 1998 года, то есть до образования единого государственного реестра прав, а также проведение работы по дополнению и уточнению сведений о земельных участках и объектах капитального строительства.

Ведущая: Расскажите о процедуре проведения сверки?

Шерер А.А.: По рекомендациям федерального уровня предполагалось проводить сверку силами муниципалитетов. Вместе с тем, с учетом специфики Республики Алтай было решено провести сверку непосредственно силами налоговых органов.

Для этого нами были получены необходимые сведения об объектах недвижимости из базы данных Похозяйственного учета и регистрирующих органов. Сопоставив полученную информацию, выявили 14,5 тыс. объектов, по которым найдены расхождения, а также около 5,5 объектов, зарегистрированных до 1998 года, сведения о правоустанавливающих документах на которые отсутствуют в налоговых органах.

В результате проведения сверки налоговыми органами уточнены сведения по 4 тыс. объектам недвижимости, дополнительно исчислено имущественных налогов в сумме более 300 тыс. руб. Из 5,5 тысяч объектов без правоустанавливающих документов налоговой службой получено всего 110.

В целом сверка проходит очень тяжело. За 2 года из 93 сельских поселений мы сверились только с 72 (или 77%).

Ведущая: План мероприятий в Республике Алтай утвержден до конца 2015 года, а 100-процентный результат еще не достигнут. Как Вы планируете завершить эту работу?

Повышение роли имущественных налогов при формировании доходной части местных бюджетов Республики АлтайШерер А.А.: Максимального результата мы планируем добиться в следующем году, поэтому подход и методы проведения сверки в настоящее время активно пересматриваются. Уже 2 года мы проводим сверку и анализ имеющихся в налоговых органах данных по объектам собственности. Считаем, что проведение сверки непосредственно, с выездом на местность, будет более эффективной. Подомный метод позволит уточнить данные об объектах собственности и их собственниках с привязкой к реальной местности. Поэтому в 2015 году будет проведена сплошная "инвентаризация" объектов имущественной собственности в республике. Начало реализации регионального "пилотного" проекта по "инвентаризации объектов недвижимого имущества" планируется в январе 2015 года. Думаем, что эффект от подобной работы не заставит себя долго ждать. Мы ожидаем, что в тех муниципальных образованиях, где главы действительно заинтересованы в повышении доходной части бюджетов своих поселений за счет имущественных налогов, появится "обратная" связь, то есть инициировать совместную "инвентаризацию" будут именно муниципалитеты, а не налоговая служба, как это происходит в настоящее время.

Следующий резерв мы видим в работе с населением по регистрации объектов недвижимости в Росреестре. Как известно, в Республике Алтай с 2012 года введен Налоговый паспорт сельского поселения, который позволил выявить, что на налоговом учете Республики Алтай не стоят около 23 тысяч объектов недвижимости, так как в установленном законом порядке на них не зарегистрированы права. В суммовом выражении – это около 6 млн. руб. ежегодно, которые местные бюджеты недополучают в виде имущественных налогов по незарегистрированным объектам недвижимости.

Ведущая: Анастасия Александровна, насколько значимы проводимые мероприятия по пополнению доходной части бюджета?

Шерер А.А.: Значимость этой работы очень большая. Это не только поступление налогов сейчас, но и подготовка к переходу на новый порядок налогообложения налогом на имущество физических лиц, исходя не из инвентаризационной, а из кадастровой стоимости, то есть работа на перспективу. В текущем году в Республике Алтай не принято решение о переходе на новый порядок, но с 2020 года – это обязательная процедура для всех регионов без исключения. С введением Главы 32 НК РФ появились новые понятия, такие как налоговый вычет по налогу на имущество физических лиц – это не облагаемая налогом определенная площадь по каждому виду объекта капитального строительства. Поэтому в рамках сверки нам крайне важно получить весь недостающий массив данных по объектам недвижимости, например, информацию о площади объекта капитального строительства, корректное наименование объекта и т.д., которые в настоящее время не влияют на сумму исчисленных налогов, но в последующем будут иметь огромное значение. Например, если в информационных ресурсах налоговой службы не будет информации по площади объекта капитального строительства, то возможность получения собственником объекта налогового вычета будет исключена. И чтобы избежать негативных последствий, крайне важно привести базу данных в актуальное состояние в максимально короткие сроки.

В завершении выступления скажу, что как бы ни совершенствовалось налоговое администрирование, интернет-сервисы, электронные услуги, от уровня взаимодействия налоговой службы с органами местной власти зависит налоговый климат в республике и повышение качества нашей с вами жизни. Поэтому необходима целенаправленная, хорошо планируемая, постоянная деятельность органов местного самоуправления, для чего со стороны налоговой службы будет оказана максимальная помощь.

Ведущая: Полагаю, проблемы, возникающие при администрировании региональных и местных налогов, присущи всем регионам России. И везде ведется поиск оптимальных путей их решения, основа которых - конструктивное взаимодействие налоговых органов с органами исполнительной власти и местного самоуправления. Надеюсь, что достигнутый вами результат будет способствовать более тесному сотрудничеству налоговых органов с органами исполнительной власти и местного самоуправления в части расширения налоговой базы по имущественным налогам.

Анастасия Александровна, благодарю Вас за интервью. От компании "Гарант" желаем успехов и реализации всех намеченных планов. Надеюсь, что наше плодотворное сотрудничество продолжится!