Легализация налоговой базы

Имущественные налоги физических лиц13 ноября в Управлении ФНС России по Республике Алтай состоялось интернет-интервью на тему "Легализация налоговой базы" с начальником отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц Анастасией Александровной Шерер и руководителем Государственной инспекции труда в Республике Алтай Сергеем Леонидовичем Кравцовым.

Организатор – ООО "Гарант-Право", официальный представитель компании "Гарант" в Алтайском крае и Республике Алтай.

Ведущая – Елена Санталова, ведущий специалист по внешним связям.

Ведущая: Добрый день, Анастасия Александровна и Сергей Леонидович. Сегодня мы рассмотрим вопросы работы комиссий по легализации налоговой базы, ответим на ряд вопросов, которые касаются многих граждан. Первоначально предполагалось, что на вопросы даст ответы Анастасия Александровна, но поскольку есть вопросы, связанные с легализацией выплат заработной платы, то к участию в интервью мы пригласили руководителя Государственной инспекции труда в Республике Алтай Кравцова Сергея Леонидовича.

Начнем с того, что для работы по легализации налоговой базы созданы комиссии налоговых органов и межведомственные комиссии. Анастасия Александровна, расскажите, какие цели призваны решать комиссии? 

А.А. Шерер: Основной целью работы комиссии по легализации налоговой базы является увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного перечисления налога на доходы физических лиц, выплаты заработной платы ниже прожиточного минимума, к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства.

Комиссия налоговых органов осуществляет свою работу на основании приказа, состав комиссии утверждается руководителем налогового органа. В ее состав включаются сотрудники, занимающиеся вопросами проведения камеральных, выездных налоговых проверок, предпроверочного анализа и принятия мер по урегулированию задолженности. При необходимости в состав налоговой комиссии включаются представители органов исполнительной власти различных уровней, Пенсионного фонда, Государственной инспекции по труду и прокуратуры.

За 9 месяцев 2014 года проведено 49 заседаний комиссий налоговых органов, на которых рассмотрена информация о финансово-хозяйственной деятельности 620 налогоплательщиков.

По результатам проведенных комиссий по легализации налоговой базы 110 налогоплательщиков представили пояснения по вопросам получения убытков от осуществления финансово-хозяйственной деятельности, 44 юридических лица представили уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль, согласно которым сумма уменьшенного убытка составила  186 722 тыс. руб., сумма увеличенных налоговых обязательств составила 514 тыс. руб.

Также на комиссиях заслушены 317 работодателей по вопросу неперечисления (неполного перечисления) налога на доходы физических лиц и по вопросу выплаты заработной платы ниже прожиточного минимума. В результате заслушивания 173 налоговых агента перечислили НДФЛ за 2013 г. в общей сумме 18 264,7 тыс. руб.; 68 налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума, представили пояснения; 39 налоговых агентов планируют увеличить заработную плату.

Ведущая: Когда были сформированы первые налоговые комиссии в Республике Алтай? Сколько их на данный момент работает?

А.А. Шерер: Свою работу комиссия налоговых органов республики по легализации налоговой базы осуществляет с 2009 года. В настоящее время на территории республики создано 15 комиссий по легализации налоговой базы, из них 3 комиссии в налоговых органах, 1 межведомственная комиссия Правительства Республики Алтай и 11 межведомственных комиссий местных органов власти.

Ведущая: Какие категории налогоплательщиков ФНС России попадают в выборку для последующего вызова на комиссию? В поле зрения только юридические лица и индивидуальные предприниматели или физические лица тоже? На что комиссия обращает внимание при выявлении скрытой налоговой базы?

А.А. Шерер: При подготовке материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии в отношении отобранных налогоплательщиков и налоговых агентов проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также мероприятий налогового контроля. Анализ налогоплательщиков, деятельность которых подлежит рассмотрению на заседаниях комиссии, проводится на основании налоговой отчетности налогоплательщиков, информационных ресурсов налоговых органов, информации, полученной в рамках статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, жалоб, заявлений юридических и физических лиц и другой информации.

В частности, на комиссии приглашаются следующие категории налогоплательщиков:

  • заявляющие убытки от финансово-хозяйственной деятельности по налогу на прибыль организаций;
  • имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль, единому налогу на УСН, ЕСХН и НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями;
  • имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС;
  • доля профессионального вычета по НДФЛ у которых от общей суммы полученного за налоговый период дохода составляет более 95 процентов;
  • несвоевременно перечисляющие НДФЛ;
  • работодатели, выплачивающие заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда.

Отбор налогоплательщиков для заслушивания на комиссии проводится в отношении всех налогоплательщиков, в том числе в отношении индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Ведущая: Лицам, попавшим под наблюдение комиссии, направляются информационные письма. В них отражаются факты, выявленные в ходе проверки, и предлагается уточнить свои налоговые обязательства (уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ и т.д.). Плательщик должен отреагировать в течение 10 рабочих дней. Если плательщик налогов выполнил рекомендации, то может ли он таким образом избежать рассмотрения дела на комиссии? Или все же должен явиться на заседание комиссии? 

Имущественные налоги физических лицА.А. Шерер: Если налогоплательщик на информационное письмо (сообщение о даче пояснений) представил пояснения по выявленным налоговым органом фактам либо представил уточненную налоговую декларацию, погасил задолженность, то есть уточнил свои налоговые обязательства, то налоговый орган на комиссию налогоплательщика приглашать не будет. Таким образом, налогоплательщик, отреагировавший на письма (сообщение о даче пояснений) налоговых органов, исключается из списка для приглашения на заседание комиссии. 

Ведущая: Правда ли, что если налогоплательщик попал в поле зрения комиссии однажды, то за его хозяйственной деятельностью впоследствии будет вестись контроль длительное время? 

А.А. Шерер: Да, налоговые органы отслеживают, учел ли налогоплательщик замечания налоговой службы в своей дальнейшей деятельности. Для этого налоговой инспекцией проводится анализ деятельности по тем вопросам, которые послужили причиной для приглашения на комиссию. Так, например, проводится:

  • анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций с увеличением налоговых обязательств (уменьшением убытка) и определением сумм налогов, дополнительно поступивших в бюджет;
  • анализ изменения поступления НДФЛ в бюджет в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ, и др.

Данный мониторинг налоговые органы проводят как ежемесячно, так и ежеквартально, в зависимости от особенности налогообложения налогоплательщика.

Ведущая: Как учитываются данные по налоговым агентам, если налоговый агент по НДФЛ имеет обособленное подразделение, состоящее на учете в ином налоговом органе, в том числе за пределами региона?

А.А. Шерер: Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного периода предыдущего года, производится на основании данных лицевых карточек в части уплаты налога. При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе, о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в территориальные органы Пенсионного фонда России.

При отборе налогоплательщиков – налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор производится с учетом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе в целом по деятельности налогового агента.

Ведущая: Каковы последствия неявки налогоплательщика на комиссию?

А.А. Шерер: Неявка будет расценена как неповиновение законному распоряжению должностного органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). За это предусмотрено административное наказание по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа. Штраф для должностных лиц составляет от 2000 руб. до 4000 руб. В текущем году судебными органами вынесено 10 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения, 8 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 14,5 тыс. руб., а в отношении 56 индивидуальных предпринимателей и руководителей организаций составлены протоколы об административном правонарушении, материалы переданы в судебные органы.

Ведущая: По результатам рассмотрения деятельности налогоплательщика на заседании комиссия может направить информацию в правоохранительные, контролирующие и иные уполномоченные органы для принятия соответствующего решения. Также может быть назначена выездная налоговая проверка. Как часто это применяется на практике? И каковы результаты проверок?

А.А. Шерер: Да, мы направляем информацию в отношении налогоплательщиков, не явившихся на заседание комиссии, в соответствующие органы. Так, например, информация о выплате заработной платы ниже прожиточного минимума направляется в Государственную инспекцию труда по Республике Алтай. Кроме того, если по результатам проведенной комиссии налогоплательщик не отреагировал на выявленные факты, а должностными лицами (индивидуальными предпринимателями, физическими лицами) не представлено обоснованных пояснений, весь пакет документов по данным налогоплательщикам передается в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок.

Так, например, в текущем году налоговыми органами по результатам проведенных комиссий подготовлено 17 заключений для проведения выездных налоговых проверок, проведено 15 выездных проверок, в ходе которых по 5 налогоплательщикам уменьшен убыток в общей сумме 34 млн. руб., увеличены налоговые обязательства по 7 налогоплательщикам на сумму 6 млн. руб. По результатам 13 выездных налоговых проверок доначислен НДФЛ в общей сумме 17,5 млн. руб.

В 2013 году по результатам работы комиссий проведено 33 выездных налоговые проверки, в результате которых по 3 налогоплательщикам по налогу на прибыль организаций уменьшены убытки в общей сумме 59,8 млн. руб., по 2 налогоплательщикам увеличены налоговые обязательства на сумму 1,2 млн. руб. По результатам 31 выездной налоговой проверки доначислен НДФЛ в общей сумме 36,8 млн. руб.

Поэтому налогоплательщикам лучше сразу реагировать на информационные письма налоговых органов, на уведомления о вызове на комиссию.

Ведущая: Деятельность комиссий кроме прочего нацелена на выявление работодателей, которые выплачивают заработную плату ниже прожиточного минимума или ниже МРОТ либо ниже среднеотраслевых значений. Если стало известно, что работодатель выплачивает зарплату в конвертах, какие это влечет последствия? Что может предпринять комиссия в таких случаях? 

А.А. Шерер: Выплата заработной платы "в конвертах", применяемая наряду с иными теневыми схемами обналичивания денежных средств, влечет занижение налогооблагаемой базы как по НДФЛ, так и по иным налогам – налогу на прибыль организаций, НДС, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения. При поступлении информации о фактах выплаты неучтенной заработной платы, неофициальном оформлении трудовых отношений налоговыми органами проводится предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности с учетом рекомендаций ФНС России. Работодатель приглашается на комиссию, кроме того, информация по данному факту направляется в правоохранительные органы, а также в государственную инспекцию труда.

Ведущая: Сергей Леонидович, на Ваш взгляд актуальна данная проблема для Республики Алтай? Каковы последствия выплаты зарплаты в конвертах?

Имущественные налоги физических лицС.Л. Кравцов: Налоги в России довольно высоки, но платят их по закону немногие. Главный источник доходов любого государства – налоги, но как бы ни старались налоговые службы, находятся умельцы, которые обходят закон и платят налоги по минимуму. Основная доля нарушений – малый и средний бизнес. Один из способов платить меньше налогов – зарплата "в конвертах". Работодатели продолжают платить своим сотрудникам зарплаты "в конвертах". Но, отдавая большую часть заработка работникам в руки в обход основной кассе, такие экономные начальники наносят вред не только финансовому положению региона в целом, но и самому работнику. Представьте себе, что произошел несчастный случай с работником, а трудовые отношения оформлены с работодателем недолжным образом. В этом случае страдает не только работник, но и его семья, т.к. размер пенсии в этом случаи будет гораздо ниже.

Люди зачастую вынуждены трудиться нелегально. Чаще это характерно для жителей депрессивных регионов и территорий, где мало или вовсе нет предприятий, на которых выплачивали бы стабильную зарплату. И люди вынуждены соглашаться на любую работу и на любые условия. А если человек не трудоустроен официально, он не просто становится неплательщиком налогов, он лишается больничных, отпуска, его рабочий день становится ненормированным, зарплата платится на усмотрение работодателя, о пенсионных отчислениях речи не идет.

Ведущая: По каким нарушениям можно диагностировать теневую занятость?

С.Л. Кравцов: Роструд под теневой занятостью понимает несколько видов нарушений законодательства – от полного незаключения трудового договора до невнесения в него ряда важных положений, частичной выплаты зарплаты "в конвертах", а также подмены трудовых отношений гражданско-правовыми. В общем по России государственными инспекциями труда проводит около 850 тысяч проверок в год, и теневые нормы занятости выявляются в среднем на 130-170 тысячах предприятий.

Ведущая: Несет ли ответственность работник за зарплату "в конвертах"?

С.Л. Кравцов: Если раньше за нелегальную зарплату могли наказать только предпринимателя, то теперь будут наказывать и работников. Объясняется это тем, что работник вступает в сговор с предпринимателем, когда получает заработную плату, а соответственно скрывает свои доходы от государства, с которых не платит налоги.

Ведущая: Что должны учитывать работники, которые соглашаются получать зарплату "в конвертах"?

С.Л. Кравцов: Работник должен отдавать себе отчет, что предприниматель, который не платит налоги за своих работников, лишает их: накопительной части пенсии; социальных гарантий; возможности получения кредита, потому что банк требует справку с места работа о заработной плате; уверенности в завтрашнем дне.

Ведущая: В Республике Алтай много пенсионеров, которые получают минимальную пенсию. Как говорится, "пенсия не за горами". Что нужно помнить тем, кто не хочет в будущем получать минимальную пенсию?

С.Л. Кравцов: Вот и получается, что работодатель, выдавая зарплату или часть ее в конверте, без отражения в бухгалтерском учете и, соответственно, без уплаты налогов и отчислений в фонд социальной защиты, "крадет" при этом значительную часть пенсии работников. Ведь исчисляться она будет исходя именно из официальной зарплаты.

К сожалению, многие люди нередко живут одним днем, не задумываясь о своем будущем.

Ведущая: Какие ещё выявляются нарушения, связанные с выводом зарплаты "в тень"? С какими нарушениями обращаются в инспекцию по труду?

С.Л. Кравцов: В инспекцию наряду с другими вопросами обращаются работники, с которыми трудовой договор (контракт) не заключался вообще. Таким работникам для установления факта трудовых отношений и получения зарплаты придется доказывать фактическое допущение его к работе в суде, с привлечением свидетелей и представлением фактов, подтверждающих выполнение определенной работы. И такие случаи не единичны. В настоящее время по данному факту к нам поступило 35 обращений.

Если с работником произойдет несчастный случай на производстве или случится профзаболевание, то получение зарплаты "в конверте" негативно отразится и на страховых выплатах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Ведущая: Большое количество людей всё же предпочитает получать зарплату "в конвертах". Выгодно ли это?

С.Л. Кравцов: От зарплаты "в конверте" сплошные минусы как для работника, так и для государства, которое недополучает налоги. Но, если бы совсем не было плюсов, этого явления не существовало бы. Так, плюсы в ней тоже есть. В первую очередь, это в какой-то степени большая заработная плата. Ведь нередко работодатель предлагает работнику на выбор: получать такую сумму, но неофициально, либо меньшую, хотя все будет на законных основаниях. И многие работники руководствуются сиюминутной выгодой: мол, со мной все будет хорошо, я не заболею, а до пенсии еще дожить надо. Кое-кто еще и радуется, что платить меньший подоходный налог. Кто получает однозначную выгоду в такой ситуации, так это работодатель.

Ведущая: Со стороны налоговой службы есть ли какие-либо рекомендации гражданам, которые только планируют трудоустроиться? 

Имущественные налоги физических лицШерер А.А.: Всем гражданам, которые только планируют начать трудовую деятельность, а также работающим гражданам налоговые органы настоятельно рекомендуют обратить внимание на содержание заключенного с ними договора, так как от заключенного договора зависит, кто будет уплачивать налоги с полученного физическим лицом денежного содержания. Во-первых, если договор квалифицируется как трудовой, то все налоги и взносы в пенсионный фонд с сумм выплаченных денежных вознаграждений должны удерживать и перечислять работодатели, а не наемные работники. Если же с работником заключен договор гражданско-правового характера, то работник, получивший денежное вознаграждение, должен самостоятельно перечислить налог на доходы физических лиц в размер 13% с сумм полученного денежного вознаграждения.

Провести грань между трудовым договором и гражданско-правовыми договорами, связанными с применением труда, необходимо, так как действие трудового законодательства распространяется именно на тех граждан, с которыми заключен трудовой договор. Им должны предоставляться соответствующие социальные гарантии.

Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, такими гарантиями не пользуются.

В случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Существуют определённые признаки, по которым трудовой договор отличается от гражданско-правовых договоров:

  • обязанность выполнять работу по определенной должности в соответствии со штатным расписанием, по определенной профессии, специальности с указанием квалификации, т.е. согласно трудовой функции, обусловленной соглашением сторон;
  • подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, установленному у работодателя;
  • обязанность работодателя обеспечить работнику условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором;
  • обязанность работодателя своевременно и в полном размере выплачивать ему заработную плату.

Таким образом, трудовой договор заключается для выполнения работником определенной трудовой функции, в то время как гражданско-правовые договоры - для выполнения определенной работы, целью которой является достижение ее конкретного конечного результата. Достижение же конкретного, обусловленного договором результата влечет за собой прекращение этого договора. 

С.Л. Кравцов: Обращаем внимание, что с 1 января 2014 года переквалифицировать гражданско-правовой договор в трудовой может не только суд, но и государственная инспекция труда по результатам проведения проверки. Ответственность за необоснованное заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, установлена ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В настоящее время, если по результатам проведения проверки трудовой инспекцией будет установлено заключение с лицом гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, работодатель и виновные должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 руб. на должностных лиц и от 30 000 до 50 000 руб. на юридических лиц.

С 1 января 2015 года за необоснованное заключение гражданско-правового договора, связанного с использованием личного труда, ответственность будет установлена ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ (п. 2 ст. 11 Закона N 421-ФЗ). Штраф составит от 10 000 до 20 000 руб. на должностных лиц и от 50 000 до 100 000 руб. на юридических лиц.

Ведущая: Анастасия Александровна, насколько известно, ФНС России на сегодняшний день предлагает около 40 интернет-сервисов для пользования налогоплательщикам. Существует ли какой–либо сервис, позволяющий физическим лицам контролировать исполнение обязанности работодателя по представлению в налоговый орган сведений о доходах, полученных физическим лицом? 

Имущественные налоги физических лицА.А. Шерер: В настоящее время в целях повышения качества услуг, предоставляемых ФНС России налогоплательщикам, и совершенствования информационного взаимодействия с использованием сети Интернет реализована возможность получения информации о сведениях, содержащихся в справках о доходах по форме № 2-НДФЛ. Получить данную информацию возможно после подключения к "Личному кабинету налогоплательщика для физических лиц". Для подключения к данному сервису необходимо обратиться в любой налоговый орган на территории Российской Федерации.

Ведущая: Уважаемые Анастасия Александровна и Сергей Леонидович, что, по вашему мнению, нужно для более результативной работы комиссий по легализации налоговой базы и пополнения бюджета?

С.Л. Кравцов: Организовать взаимодействие с территориальными органами ФНС, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования России для получения информации о производимых субъектами выплат заработной платы в размерах ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда либо минимального уровня оплаты труда, предусмотренного в заключенных в установленном порядке региональных соглашениях. 

А.А. Шерер: Налоговые органы готовы и впредь активно сотрудничать с Государственной инспекцией, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования для пополнения бюджета. Важным для налоговой службы является широкое информирование граждан по вопросам налогообложения, своевременной уплаты налогов.

Ведущая: Что важно знать и соблюдать налогоплательщиками, чтобы в будущем не попасть в поле зрения комиссии? Какие можно дать им рекомендации? 

А.А. Шерер: Для налогоплательщиков, не желающих попасть в поле зрения комиссии, рекомендуем:

  • правильно вести бухгалтерский учет, соблюдая требования действующего законодательства, а также представлять действительную бухгалтерскую и налоговую отчетность;
  • выплачивать своим работникам официально установленную заработную плату;
  • своевременно и в полном объеме уплачивать все налоги, в том числе НДФЛ;
  • своевременно реагировать на письма налоговых органов и приходить на заседание комиссии, ведь в данном случае у налогоплательщика есть возможность самостоятельно исправить сложившуюся ситуацию и пересмотреть свои налоговые обязательства.

Ведущая: Анастасия Александровна, Сергей Леонидович, благодарю за содержательные ответы на вопросы. На этом наше интервью заканчивается. Надеемся, что наше сотрудничество продолжится.