Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Деятельность государственных органов Республики Адыгея по защите конституционных прав и свобод граждан

Деятельность государственных органов Республики Адыгея по защите конституционных прав и свобод граждан

Деятельность государственных органов Республики Адыгея по защите конституционных прав и свобод граждан29 сентября в г. Майкопе в конференц – зале Компании АПИ "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция с Председателем Конституционного Суда Республики Адыгея – Аскером Касеевичем Тлехатуком, Уполномоченным по

правам человека в Республике Адыгея – Анатолием Яковлевичем Осокиным, Уполномоченным по правам ребенка в Республике Адыгея – Александром Борисовичем Ивашиным, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Адыгея – Владиславом Гучевичем Зафесовым на тему:

"Деятельность государственных органов Республики Адыгея по защите конституционных прав и свобод граждан".

В ходе интернет-конференции участники отвечали на вопросы жителей Республики Адыгея, поступившие после интернет-интервью с Конституционным судом и Уполномоченными Республики в июле 2014 года.

Ведущая интернет-интервью: Олейниченко Нина – менеджер проекта по работе с ОГВ Компании АПИ "ГАРАНТ". 

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория и пользователи Системы ГАРАНТ. Мы рады приветствовать всех в конференц-зале Компании АПИ "ГАРАНТ". 

Я рада приветствовать наших участников: Председателя Конституционного Суда Республики Адыгея – Аскера Касеевича Тлехатука, Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея – Анатолия Яковлевича Осокина, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Адыгея – Владислава Гучевича Зафесова, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Адыгея – Александра Борисовича Ивашина.

И первый вопрос Председателю Конституционного Суда Республики Адыгея Аскеру Касеевичу Тлехатуку: "Здравствуйте! В каких случаях и кто именно может искать защиту в Конституционном суде Республики Адыгея? С уважением, Магомет".

А.К. Тлехатук: Здравствуйте, Магомет.

Конституция РА провозгласила признание, соблюдение и защиту неотъемлемых прав и свобод человека обязанностью всех государственных органов и должностных лиц республики.

Обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РА на всей территории республики как раз и возложено на КС РА, как на судебный орган конституционного контроля.

Своей деятельностью КС РА способствует воспитанию в гражданах уважения к Конституции РА, утверждению законности и укреплению правопорядка.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, Конституционный Суд РА решает, соответствует ли Конституции РА принятый государственными и муниципальными органами Адыгеи закон или иной нормативный правовой акт, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, дает толкование Конституции РА.

С запросами о соответствии Конституции РА принятых актов в КС РА могут обратиться Глава РА, Госсовет-Хасэ РА и депутаты Госсовет-Хасэ, Кабинет Министров РА, суды, главы и представительные органы муниципальных образований, граждане.

По своей сути вся деятельность Конституционный Суд РА, в конечном итоге, и сводится к защите прав и свобод граждан. Данная правозащитная функция прямо или косвенно вытекает из всех его полномочий.

Т.е., любой гражданин, считающий, что его права нарушаются тем или иным нормативным актом, может обратиться в Конституционный Суд РА с запросом о проверке спорного акта на соответствие Конституции РА. Единственное, при этом гражданину необходимо учитывать, что оспариваемый им документ должен каким-либо образом нарушать его права или законные интересы не в абстрактном смысле, а в конкретном применении именно к нему.

Хочу подчеркнуть, что наличие в нашей республике Конституционного Суда необходимо с точки зрения обеспечения реализации закрепленных в статьях 45 и 46 Конституции РФ положений о гарантированности государственной судебной защиты прав и свобод человека и гражданина посредством осуществления правосудия органами государственной власти субъектов РФ. Вполне очевидно, что в том регионе, где органы конституционной юстиции функционируют, граждане получают дополнительную реальную возможность защиты своих прав и свобод. Это означает, что в различных субъектах РФ граждане обладают разным набором прав для осуществления судебной защиты посредством конституционного судопроизводства. Отрадно отметить, что в этом плане наша республика входит в число передовых субъектов.

Ведущая: Спасибо, Аскер Касеевич, за подробный ответ. И следующий вопрос адресован Анатолию Яковлевичу Осокину: "Какие еще правозащитные организации находятся в городе Майкопе? И куда обращаться в первую очередь?"

А. Я. Осокин: В соответствии с законом гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Поэтому в первую очередь нужно обращаться в уполномоченные органы, определяя их самостоятельно в зависимости от ситуации.

Если в установленный законом срок – 30 дней обращение гражданина не рассмотрено, или по мнению заявителя его обращение рассмотрено не по существу, не всесторонне и не своевременно, гражданин может обратиться к Уполномоченному по правам человека в Республике Адыгея с жалобой на нарушение его прав должностными лицами указанных органов.

Наряду с государственной должностью Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея учреждены государственные должности Уполномоченного по правам ребенка и Уполномоченного по защите прав предпринимателей, офисы которых расположены в городе Майкопе.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос поступил Аскеру Касеевичу: "В республике принимается огромное количество разнообразных законов, актов, указов, других документов, на местах в районах органы местного самоуправления принимают свои акты. Как Конституционному суду реально проконтролировать соответствие всего этого массива документов Конституции РА. Заранее благодарю за ответ. Руслан".

А.К. Тлехатук: Уважаемый Руслан!

Разумеется, если бы мы по своей инициативе проверяли на соответствие Конституции Республики Адыгея все имеющиеся нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Адыгея и органов местного самоуправления, то, конечно, утонули бы в этом бездонном море. Конституционный Суд не вправе вмешиваться в разрешение ситуаций, противоречащих Конституции РА, по своей инициативе, и полномочен принимать решения только по результатам рассмотрения конкретных письменных обращений лиц, указанных в республиканском законе "О Конституционном Суде Республики Адыгея". Если таких обращений нет – суд вынужден бездействовать, какими бы очевидными и грубыми эти нарушения не были.

Кроме того, законом предусмотрены определенные требования для обращений этих субъектов. Скажем, граждане вправе обращаться к нам только в том случае, если у них возникли сомнения по поводу конституционности республиканского закона или иного правового акта, который был применен к ним или подлежит применению в конкретном деле.

Глава РА, Госсовет-Хасэ РА и депутаты, Кабинет Министров РА, Верховный и Арбитражный суды РА, прокурор РА, органы местного самоуправления обращаются в Конституционный Суд РА по вопросу соответствия Конституции РА законов РА, нормативных правовых актов РА, уставов и иных муниципальных правовых актов.

Ведущая: Спасибо, Аскер Касеевич! Следующий вопрос Александру Борисовичу: "Преподаватель в школе регулярно оскорбляет, и унижает детей, обращения к директору не меняют ситуацию. Как Уполномоченный в данной ситуации может защитить права ребенка, и может ли несовершеннолетний обратиться к Уполномоченному за помощью? А так же расскажите подробнее по каким вопросам можно обращаться к Вам".

А.Б. Ивашин: По любому вопросу, касающемуся нарушения прав несовершеннолетних участников образовательного процесса, можно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка в Республике Адыгея. Любой гражданин, в том числе несовершеннолетний, вправе это сделать. К рассмотрению принимаются обращения, в которых содержатся факты нарушения прав детей в любой сфере (жилищные вопросы, вопросы оказания медицинской помощи, семейные споры и другие), за исключением тех, по которым имеются судебные решения. Уполномоченный не имеет возможности обжаловать судебные решения или выступать стороной по делу. По каждому факту нарушения прав детей проводится проверка либо самостоятельно Уполномоченным, либо с привлечением специалистов вышестоящих ведомств, в необходимых случаях привлекаются сотрудники прокуратуры. Жалобу или обращение можно подать на личном приеме еженедельно по средам с 16 до 18 часов, или в любой другой день (кроме субботы и воскресенья) по предварительной записи, или в электронном виде через сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка П. Астахова rfdeti.ru (региональная страничка Уполномоченного по правам ребенка в Республике Адыгея http://adygea.rfdeti.ru, электронная почта adygea@rf.deti.ru). Прием ведется по адресу: г. Майкоп, ул. Крестьянская, 236, 3 этаж, каб. 308. Телефон: (8772) 52-80-10. Факс:(8772) 52-80-11.

Ведущая: Спасибо, Александр Борисович. Следующие вопросы адресованы Уполномоченному по правам человека – Анатолию Яковлевичу Осокину. Вопрос первый: "В каких случаях следует обращаться к Уполномоченному по правам Человека?"

А. Я. Осокин: Государственная должность Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея учреждена законом Республики Адыгея в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения органами государственной власти Республики Адыгея, государственными органами Республики Адыгея, органами местного самоуправления, их должностными лицами. Права и свободы граждан установлены Главой 2 Конституции РФ, часть прав и свобод человека и гражданина определена федеральными законами.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся на территории Российской Федерации. В компетенции Уполномоченного рассматривать жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов Республики Адыгея, органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие, по мнению заявителя, его права и свободы.

Уполномоченный не вправе рассматривать жалобы граждан в сфере гражданско-правовых отношений (жалобы на соседей, земельные, экономические споры между гражданами или юридическими лицами и т.п.). Такого рода споры разрешаются компетентными органами или в судебном порядке. Но если по мнению граждан компетентные органы не принимают должных мер по их обращениям в эти органы, граждане могут обратиться к Уполномоченному по правам человека в Республике Адыгея с жалобой на нарушение их права на рассмотрение обращений должностными лицами этих органов.

В соответствии с законом Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения Главы Республики Адыгея и Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея, а также на судебные решения.

Ведущая: Спасибо, Анатолий Яковлевич. И следующий вопрос: "Как правильно подать жалобу (обращение, заявление) Уполномоченному по правам человека? Скоро ли будет получен ответ? И что делать, если ответ на жалобу (обращение, заявление) не получен?"

А. Я. Осокин: Примерное содержание письменной жалобы на имя Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея может быть описанием сути проблемы либо ответом на следующие вопросы:

  1. Какие именно ваши права нарушены.

  2. Какой орган власти (полное наименование) или должностное лицо (желательно, Ф.И.О.) допустили нарушение ваших прав.

  3. Какие решения или действия (бездействие) властей привели к нарушению ваших прав (указать – когда совершены действия и приняты данные решения).

  4. Что и когда вы сделали для защиты и восстановления ваших прав (обратились письменно, в т.ч. в вышестоящую инстанцию).

  5. Какие ответные действия последовали со стороны органов власти.

  6. Четко сформулируйте, каких результатов (чего именно) вы хотите добиться для восстановления ваших прав и какой конкретно помощи ждете от Уполномоченного.

  7. Укажите, согласны ли вы с обнародованием сведений по вашему делу.

Также необходимо приложить копии документов по переписке, подтверждающих изложенные в жалобе доводы о нарушении ваших прав.

Жалоба должна быть подписана заявителем лично. Заявитель вправе уполномочить другое лицо действовать от его имени, оформив доверенность, в том числе передав право подписи и подачи жалобы на имя Уполномоченного.

О принятии жалобы к рассмотрению и начале расследования Уполномоченный уведомляет в десятидневный срок заявителя. О результате рассмотрения жалобы заявителю сообщается в 30-дневный срок.

Письменное обращение в адрес Уполномоченного, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Уполномоченного, направляется Уполномоченным в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Если ответ на жалобу не был получен необходимо сообщить об этом Уполномоченному любым доступным способом (почтой, электронной почтой, по телефону, на личном приеме и т.д.).

Адрес для направления жалоб, обращений:

385000, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 25.

e-mail: anatolii_osokin@mail.ru.

Телефон: (8772) 52-35-89, 52-35-90 (приемная), 52-35-92.

Ведущая: Спасибо, Анатолий Яковлевич, за подробную информацию. И следующий вопрос: "Можно ли обратиться к Уполномоченному в электронной форме?"

А. Я. Осокин: Обращение, поступившее к Уполномоченному в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в таком же порядке, что и письменное обращение. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме. Жалоба в форме электронного документа может быть направлена Уполномоченному на вышеуказанный адрес электронной почты: anatolii_osokin@mail.ru.

Ведущая: Спасибо, Анатолий Яковлевич. Следующие вопросы поступили Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Адыгея Владиславу Гучевичу Зафесову. Итак, первый вопрос: "В каких случаях обращаться к Уполномоченному по защите прав предпринимателей РА? Можно обращаться только в случае нарушения прав предпринимателя? Или просто за различными консультациями?"

В.Г. Зафесов: К Уполномоченному по защите прав предпринимателей можно обращаться устно (письменно) в случаях нарушения прав и законных интересов предпринимателей.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: "Можно ли обращаться за консультацией в электронной форме? И в какие сроки рассматривается обращение?"

В.Г. Зафесов: За консультацией можно обращаться в электронной форме (есть специальный Сайт, адрес Сайта uppbizra.ru) и устно в Консультативный Совет (время и дата заседания на Сайте).

Ведущая: Спасибо, Владислав Гучевич. Следующий вопрос поступил Аскеру Касеевичу от Марины Аслановны Коноковой: "Здравствуйте! Могу ли я обратиться в конституционный суд Республики Адыгея за защитой своих конституционных прав, если живу в другом регионе Российской Федерации?"

А.К. Тлехатук: Уважаемая Марина Аслановна! Гражданину не обязательно быть жителем РА или быть зарегистрированным на территории республики, чтобы обратиться с жалобой в Конституционный Суд РА. Главное, чтобы какой-либо именно республиканский закон или иной нормативный правовой акт затрагивал непосредственно его права.

Ведущая: Спасибо! И следующий вопрос Александру Борисовичу: "Правда ли, что по закону в случае развода ни я, ни наш ребенок не будем иметь право жить в квартире, потому что эту квартиру муж купил до вступления в брак и это его собственность. Но ведь он отец ребенка? Как защитить права ребенка, если при разводе ребенок остается со мной?"

А.Б. Ивашин: В соответствии с Семейным кодексом РФ (статья 60 часть 4) ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. При расторжении брака ребенок не утратит право пользования квартирой отца до своего совершеннолетия, поскольку он не перестает быть членом семьи собственника (есть соответствующее разъяснение Пленума Верховного суда РФ), то есть ребенок имеет право проживать в квартире, иметь там свои вещи, игрушки и т.д. НО квартира, приобретенная до вступления в брак, является собственностью Вашего супруга, не будет подлежать разделу в случае расторжения брака, и он вправе требовать Вашего выселения из данного жилья как бывшего члена семьи собственника. Вы вправе предъявить свои требования в судебном порядке, если в соответствии с действующим законодательством (статья 37 Семейного кодекса РФ, пункт 2 статьи 256 Гражданского кодекса РФ) будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов, личного имущества другого супруга или личного трудового вклада одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, достройка, переоборудование квартиры и т.п.).  

Ведущая: Спасибо! И следующий вопрос поступил Аскеру Касеевичу: "Могут ли мне в суде помочь составить жалобу на нарушение моих конституционных прав или отправят к адвокатам, как это принято в других судах города? Надо ли заранее записываться на прием, чтобы получить такую консультацию, так как я живу в другом районе республики?!! Спасибо! С уважением, Нехай Сусанна Асланбиевна, а. Вочепший".

А.К. Тлехатук: Здравствуйте, Сусанна Асланбиевна.

Позиция Конституционного Суда РА и моя лично, как Председателя Суда, направлена на то, чтобы быть максимально открытыми и доступными для граждан, тем самым облегчая им доступ к осуществлению правосудия.

В этих целях и Председатель Суда, и судьи, и сотрудники аппарата ведут ежедневный прием граждан. Записываться на прием заранее не нужно, он ведется в течение всего рабочего дня. Единственное, если Вы хотите попасть на прием к кому-то конкретно, Вам следует ознакомиться с Графиком приема граждан. В Вашем случае это удобнее всего будет сделать на официальном сайте Конституционного Суда РА в разделе "Обращения в суд". Обратившись на такой прием, Вы получите максимально полную информацию по вопросу защиты Ваших конституционных прав. Если Вы самостоятельно не сможете составить жалобу, Вас не отправят к адвокатам, а доступно окажут необходимую юридическую помощь. Кроме того, хочу отметить, что на официальном сайте Конституционного Суда РА и на информационном стенде в здании Суда размещены образцы всех соответствующих документов. Также, с недавнего времени, для удобства граждан, на сайте Суда открыт раздел "Электронная приемная". Т.е., сегодня, Вам даже необязательно выходить из дома, чтобы получить квалифицированную консультацию, в случае нарушения Ваших прав, о том, в каком именно порядке следует представить документы, чтобы Ваша жалоба отвечала критериям допустимости. Это может избавить Вас от необходимости приезжать в Суд несколько раз, чтобы подать жалобу.

Ведущая: Спасибо, Аскер Касеевич! И следующий вопрос Анатолию Яковлевичу: "Мы часто наблюдаем ситуацию, подростки собираются ночью во дворах, распивают спиртные напитки, мусорят, шумят. В Краснодарском крае принят закон о "комендантском часе", предусматривающий запрет для детей и подростков выходить из дома ночью без сопровождения взрослых. Также существует специальный уполномоченный орган, который патрулирует в вечернее и ночное время. А как в Республике Адыгея бороться с подобными ситуациями? И почему бы нам не принять подобный законопроект?"

А. Я. Осокин: Такой закон в Республике Адыгея принят в середине 2010 года – закон Республики Адыгея "Об отдельных мерах по защите прав ребенка". Также предусмотрена административная ответственность за его нарушение. Для принятия мер обращаться следует в органы полиции и администрации муниципальных образований Республики Адыгея.

Ведущая: Спасибо за ответ! И следующий вопрос также о "Комендантском часе" поступил Александру Борисовичу: "В Краснодарском крае принят закон, предусматривающий запрет для детей и подростков выходить из дома ночью без сопровождения взрослых. Также существует специальный уполномоченный орган, который патрулирует в вечернее и ночное время. Если моя дочь 16 лет находится возле дома в беседке в летнее время с юношей 18 лет после 22 часов, имеет ли право уполномоченный орган посчитать, что ребенок находится без родителей в "ночное время" и привлечь к ответственности родителей? Шайкина Елена, Станица Ярославская, Краснодарский край".

А.Б. Ивашин: В соответствии со статьей 3 Закона Краснодарского края "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" исполняя обязанности по воспитанию детей, в целях обеспечения их безопасности, защиты жизни и здоровья, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родители (законные представители) в соответствии с федеральным законодательством принимают меры по недопущению:

а) пребывания несовершеннолетних в ночное время в общественных местах

без сопровождения родителей (законных представителей);

б) нахождения (пребывания) несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, в учебное время в интернет-залах, игровых клубах, иных местах, в которых предоставляются услуги Интернета и игровые компьютерные услуги, кафе, барах, ресторанах, кинотеатрах, развлекательных комплексах и иных развлекательных заведениях, за исключением посещения указанных учреждений в рамках образовательной деятельности или проводимого образовательным учреждением мероприятия;

в) употребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, курения табака;

г) совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных

действий.

3. Родители (законные представители), должностные лица принимают меры по недопущению нахождения (пребывания) в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей), родственников или ответственных лиц:

  • несовершеннолетних возрасте до 7 лет — круглосуточно;
  • несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет — с 21 часа до 6 часов;
  • несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия — с 22 часов до 6 часов.

Учитывая вышеизложенное, рекомендую Вам не допускать нахождения своей дочери в указанное время на улице. Что касается состава административного правонарушения в конкретном случае, формальные признаки для привлечения родителей к административной ответственности имеются, но составлять административный протокол, на мой взгляд, нецелесообразно. Уполномоченному сотруднику при установлении такого факта достаточно ограничиться устным замечанием и передать несовершеннолетнего родителям, предупредив о необходимости исполнения закона.

Ведущая: Спасибо, Александр Борисович! И следующие вопросы адресованы Аскеру Касеевичу: "Между Конституционным Судом и Уполномоченными заключено Соглашение о сотрудничестве. Что это даст именно гражданам – могу ли я теперь обратиться со своей проблемой непосредственно к Уполномоченному, чтобы он потом самостоятельно от моего имени обратился в Конституционный Суд и представлял мои интересы в суде? Спасибо, Ольга".

А.К. Тлехатук: Здравствуйте, Ольга. Действительно, 9 июля 2014 года между Конституционным Судом Республики Адыгея и Уполномоченным по правам человека в Республике Адыгея, Уполномоченным по правам ребенка в Республике Адыгея и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Адыгея заключены Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.

Основной причиной подписания данных Соглашений послужила необходимость усиления взаимодействия государственных органов Адыгеи в сфере защиты конституционных прав и свобод населения республики. Предметом данных Соглашений является сотрудничество, взаимодействие, обмен информацией и координация деятельности по вопросам защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов населения РА. В рамках заключенных Соглашений нам будет гораздо легче предупреждать, выявлять и устранять нарушения прав и законных интересов. К сожалению, на сегодняшний день ни один из уполномоченных не является субъектом, имеющим прямое право на обращение в Конституционный Суд РА, хотя необходимость в этом назрела уже давно. Для того, чтобы наделить их такими полномочиями, нужно внести соответствующие изменения в Конституцию РА, Закон РА "О Конституционном Суде Республики Адыгея", профильные законы об Уполномоченных. И работа в данном направлении уже ведется. А на сегодняшний день одной из наиболее эффективных форм взаимодействия является совместный прием граждан, который еженедельно проводят сотрудники Суда с аппаратом Уполномоченных. На таком приеме Вы можете получить всю необходимую юридическую помощь по защите и восстановлению нарушенных конституционных прав и свобод.

Ведущая: Спасибо за ответ! И следующий вопрос поступил от Эделины Пшизовой: "Чем судопроизводство в Конституционном Суде отличается от других судов? Заранее благодарю за ответ".

А.К. Тлехатук: Здравствуйте, Эделина. Отвечу на Ваш вопрос применительно к таким субъектам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд РА, как граждане, поскольку именно эта категория заявителей является наименее социально защищенной и, к сожалению, наименее юридически грамотной.

Можно сказать, что Конституционный Суд РА представляет аналог российского Конституционного Суда, только действует на региональном уровне. Любой гражданин, считающий, что его права нарушаются тем или иным нормативным актом РА, может обратиться в Конституционный Суд РА с запросом о проверке спорного акта на соответствие Конституции РА. Задача Суда – рассмотреть вопрос всесторонне и доказать, есть или нет нарушение. Когда гражданин обращается с жалобой на нарушенное право, и, – обратите внимание! – называет конкретный нормативный акт, ставший предметом спора, сначала судья определяет: действительно ли право нарушено. Если да, – судья проводит собственное исследование по делу и сам собирает необходимые документы, экспертизы, доказательства, запрашивает отзывы органов, принявших оспариваемый нормативный акт. Затем выносит собранные материалы на обсуждение Суда. Таким образом, риск проиграть дело из-за слабой юридической квалификации гражданина сведен к минимуму – безусловно, каждая сторона может обосновывать и доказывать свою правоту, но если гражданин не привел каких-либо аргументов или не может грамотно выстроить свою правовую позицию, это еще не значит, что он проиграет дело. Еще одной особенностью является публичность процессов в Конституционном Суде. Только после публичного заседания с участием всех заинтересованных сторон коллегия судей выносит решение по делу.

Все решения Конституционного Суда являются окончательными и не подлежат обжалованию, что несомненно накладывает на суд особою ответственность. Решения Конституционного суда носят императивный характер, то есть любой акт, признанный Судом не соответствующим Конституции республики, автоматически лишается юридической силы, и не подлежит применению. Одно лишь итоговое решение Конституционного Суда, являясь глубоко аргументированным и юридически выверенным, может решить вопрос защиты конституционных прав неограниченного круга граждан.

В отличии от судов общей юрисдикции, Конституционный Суд РА рассматривает не исковые заявления, а запросы и жалобы, требования к которым определены республиканским законом.

Вынесенные по итогам рассмотрения дела постановления Конституционного Суда РА подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РА, городов, районов РА, которых касается принятое решение.

Ведущая: Спасибо, Аскер Касеевич! И следующий интересный вопрос поступил Анатолию Яковлевичу: «А есть ли у Уполномоченного по правам человека возможность изменить ситуацию с правами человека? К примеру, у прокурора и судьи таковые есть, а у Вас?"

А. Я. Осокин: С ситуацией с правами человека в республике и степенью влияния на нее Уполномоченным можно ознакомиться в ежегодных докладах о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея, публикуемых в республиканских газетах "Советская Адыгея" и "Адыгэ Макъ". Также с электронной версией доклада можно ознакомиться на официальном Интернет-сайте Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея.

Ведущая: Спасибо, Анатолий Яковлевич, за ответ. Следующий вопрос адресован Владиславу Гучевичу: "Почему в России цены на продукцию сельского хозяйства устанавливает не сельхозпроизводитель, а переработчики (перекупы)? Хотя устанавливать цены должен сельхозпроизводитель, т. к. он несет затраты. Когда защитят сельхозпроизводителя от этого произвола?"

В.Г. Зафесов: Вопросы регулирования цен на рынке сельскохозяйственной продукции в компетенцию Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Адыгея не входит. Ценовой политикой занимаются другие органы.

Ведущая: Следующий вопрос Александру Борисовичу: "Какие законодательные инициативы могут быть внесены для усиления защищенности женщин, воспитывающих детей и не получающих взысканные в судебном порядке алименты (или получающих символические 500-1000 рублей)?"

А.Б. Ивашин: Гарантом обеспечения имущественных прав несовершеннолетних в ситуациях, когда родители злостно уклоняются от уплаты алиментов или находятся в розыске длительное время, стало бы создание государственного алиментного фонда, из которого денежные средства на содержание несовершеннолетнего за скрывающегося родителя, не выполняющего свои алиментные обязательства, скрывающегося, выплачивало бы государство. При этом государство должно иметь возможность самостоятельно взыскивать с должника алименты, задолженность, а также и расходы, связанные с его поиском. С такой инициативой уже выступало руководство ФССП России. Сейчас ведутся дискуссии между заинтересованными федеральными ведомствами, однако проблема до настоящего времени не решена.

Одной из форм защиты несовершеннолетних на получение содержания является предусмотренная статьей 157 Уголовного Кодекса РФ ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов. Вместе с тем предусмотренные данной статьей санкции в части установления срока исправительных или принудительных работ (в настоящее время до 1 года) должны быть увеличены в соответствии с суммой имеющейся задолженности. Как показывает практика совместной работы Уполномоченного и службы судебных приставов республики, подавляющее большинство злостных неплательщиков алиментов, как мужчин, так и женщин, являются безработными либо не имеют постоянного источника дохода, зачастую страдают алкогольной зависимостью. Задача государства – в максимально возможной степени обеспечить защиту прав ребенка на получение алиментных обязательств, в связи с чем принудительное привлечение к трудовой деятельности нерадивых родителей должно этому способствовать. В своем ежегодном докладе за 2013 год мной внесено предложение о рассмотрении в Госсовете-Хасэ Республики Адыгея такой инициативы.

Ведущая: Спасибо, Александр Борисович. Следующий вопрос Аскеру Касеевичу: "Допустим, Конституционный суд рассмотрел какое-то дело и признал какую-то норму или статью закона противоречащей Конституции. Какие дальнейшие действия? Будет ли эта норма действительно отменена? Кто и как это контролирует? А если на основании этой нормы закона уже вынесено решение другим судом, которым мне отказали в удовлетворении иска, что делать с таким решением, ведь оно, получается, основано на неконституционной норме?! С уважением, Заур.

А.К. Тлехатук: Добрый день, Заур.

Как я уже отмечал ранее, Решения Конституционного суда носят императивный характер, то есть любой акт, признанный Судом не соответствующим Конституции республики, автоматически лишается юридической силы, и не подлежит применению. Все решения Конституционного Суда РА окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после провозглашения, и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Они обязательны на всей территории РА для всех представительных, и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Ответственность за неисполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РА, как и любого другого суда РФ, определена в ст. 315 УК РФ.

Все решения других судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению, и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке.

Ведущая: И последний вопрос Аскеру Касеевичу: "Майкопский городской суд вынес решение, в котором отказал мне в удовлетворении исковых требований. Я считаю, что вынеся такое решение, суд грубо нарушил мои конституционные права, закрепленные в Конституции РА, в частности право на неприкосновенность частной жизни и личную тайну. Может ли Конституционный суд Адыгеи признать такое решение неконституционным и отменить его. С уважением, Саида".

А.К. Тлехатук: Здравствуйте, Саида. В Конституционный Суд РА с подобным вопросом граждане обращаются довольно часто. В связи с этим считаю необходимым разъяснить следующее.

Конституционный Суд РА не является вышестоящим судом по отношению к Майкопскому городскому суду либо какому-то другому суду и, соответственно, не вправе пересматривать решения других судов. Полномочия КС РА определены Законом РА "О Конституционном Суде РА" и закреплены в ст. 3 данного Закона.

Из Вашего сообщения не ясно, как именно нарушены Ваши конституционные права.

Но если Вы считаете, что каким-то законом или иным нормативным актом РА нарушены Ваши конституционные права и свободы, Вы можете обратиться с соответствующей жалобой в Конституционный Суд РА и, при соблюдении критериев допустимости, она может стать предметом рассмотрения Конституционного Суда РА.

В случае, если норма закона, которая была применена непосредственно в отношении Вас, будет признана неконституционной, она будет автоматически лишена юридической силы и не будет подлежать применению.

Следовательно, если решение Майкопского городского суда в отношении Вас основано на акте, признанном неконституционным, оно не будет подлежать исполнению, и должно будет быть пересмотрено в установленном законом порядке.

Ведущая: Спасибо, Аскер Касеевич! Следующий вопрос поступил Анатолию Яковлевичу: "В связи с изменениями условий проезда в троллейбусе (вход с крайней двери, покупка билета у водителя, затем пробивание через компостер) участились случаи падения и получения травм, также данные условия вызывают психологический дискомфорт у населения. Хотелось бы узнать, к кому обращаться гражданам, получившим травмы? И долго ли такие условия будут действовать?"

А. Я. Осокин: Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, допускают осуществление продажи билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях непосредственно в транспортных средствах как кондукторами, так и водителями. При этом водитель транспортного средства обязан обеспечить безопасность перевозки пассажиров.

Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его здоровью, в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в случае получения травмы по вине водителя троллейбуса необходимо выполнить следующие действия:

  • сохранить билет на поездку;
  • обратиться в медицинскую организацию за оказанием медицинской помощи, сохранить чеки и квитанции, подтверждающие затраты на лечение;
  • сообщить о происшествии в органы полиции;
  • обратиться с письменной претензией к перевозчику – МУП "Майкопское троллейбусное управление" для выплаты компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью пассажира при перевозке троллейбусом.

Ведущая: Спасибо, Анатолий Яковлевич. Следующий вопрос Владиславу Гучевичу: "Два года назад я открыл фирму, общество с ограниченной ответственностью. Если сумма снятия денежных средств со счета фирмы превышает 500 тысяч рублей, банк запрашивает отчетность по расходам (чеки), не дожидаясь конца квартала, насколько это правомерно? И почему банк ставит ограничение, снятие денежных средств в сутки составляет не более 100 тысяч рублей?"

В.Г. Зафесов: Данное правило регулируется ФЗ № 115 "О Центрбанке Российской Федерации". Согласно двустороннему договору, каждый банк вправе устанавливать данную сумму.

Ведущая: Спасибо. И следующий вопрос Анатолию Яковлевичу: "У нас на предприятии планируется сокращение. Меня хотят сократить в первую очередь, так как я нахожусь в положении. Подскажите, пожалуйста, можно ли уволить беременную женщину?"

А. Я. Осокин: В соответствии со статьей 261 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности.

Ведущая: Спасибо. Александр Борисович, Вам следующий вопрос: «Как решаются вопросы защищенности родителей от "спонсорских" взносов в детских садах и особенно в школах?"

А.Б. Ивашин: В законодательном порядке благотворительная помощь образовательному учреждению не запрещена. Родители вправе потребовать отчет об использовании образовательным учреждением финансовых средств, поступающих за счет спонсорской помощи. Комитет по образованию Администрации МО "Город Майкоп" рекомендует руководству образовательных учреждений тесно сотрудничать с родительскими комитетами, тем самым обеспечивая финансовую открытость поступления и расходования бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

Ведущая: Спасибо. И следующий вопрос Владиславу Гучевичу: "Имеет ли право организация (общество с ограниченной ответственностью) купить квартиру или машину (в лизинг) под офис, а затем продать ее физическому лицу? Например, купить квартиру за 1,5 миллиона рублей, а продать ее физическому лицу за 500 тысяч?"

В.Г. Зафесов: Вопросы купли и продажи имущества, в частности квартир и автомобилей, являются правом организации, например общества с ограниченной ответственностью. В компетенцию Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Адыгeя это не входит, если не нарушены права предпринимателей. Если права предпринимателей нарушены, рекомендуем обратиться письменно к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Адыгея.

Ведущая: Спасибо, Владислав Гучевич, за ответы на вопросы граждан. Следующий вопрос Анатолию Яковлевичу: «Я работаю в частной организации, но уже на пенсии. Со мной заключен срочный трудовой договор на один год. Директор сказала мне, что я пенсионерка, поэтому  со мной заключаются только срочные договора. Но на самом деле мне отказывают в заключении бессрочного договора, чтобы не платить отпускные. Вправе ли заключать такой договор, если работа постоянная?"

А. Я. Осокин: Статьей 59 Трудового кодекса РФ допускается по соглашению сторон заключение срочного трудового договора с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера.

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. При этом реализация права на ежегодный оплачиваемый отпуск не зависит от типа договора: срочный или бессрочный, но срок трудового договора влияет на продолжительность отпуска работника. При заключении срочного трудового договора менее чем на год работник не имеет права на ежегодный оплачиваемый отпуск полной продолжительности.

Ведущая: Благодарим, Анатолий Яковлевич, за Ваши ответы. Следующий вопрос адресован Александру Борисовичу: "В Республике Адыгея существует электронная очередь в детский сад, чтобы родители могли отслеживать продвижение. Но данная очередь не прозрачна! Родители только могут отслеживать свой номер, но увидеть предыдущий номер и фамилию ребенка или последующего, получившего место, нельзя. А значит не исключены коррупционные договоренности или получение места "по знакомству". Смысл такой очереди, если полная информация закрыта? Да, можно еще увидеть списки детей, уже получивших места, но ведь мы не знаем, под какими номерами были эти дети и насколько справедливо распределены места? У родителей складывается мнение, и оно не без оснований, что такая система специально создана для развития коррупции, ведь непрозрачность очереди и сокрытие информации благоприятная среда для ее развития. Когда информация будет открыта? Когда родителям дадут возможность отслеживать справедливость выданных мест по номеру очереди и фамилиям детей, стоящих и получивших места, соответственно продвижению очереди, тем самым исключив возможность коррупции? И куда можно пожаловаться на данную систему?"

А.Б. Ивашин: Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 года № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. В соответствии с данным распоряжением в 2014 году в МО "Город Майкоп" введена услуга в электронной форме по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования. АИС "Комплектование ДОУ" разработана в соответствии с действующим законодательством, в том числе с учетом положений Федерального закона "О защите персональных данных". Указанная АИС поставлена Министерством образования и науки Республики Адыгея и является одним из сегментов единой системы электронного мониторинга состояния очереди и движения воспитанников ДОУ. Решение о распределении мест в ДОУ МО "Город Майкоп" принимается комиссией, которая строго соблюдает порядок зачисления в соответствии с имеющимися льготами либо на общих основаниях с учетом количества свободных мест, возраста ребенка и даты подачи заявления). В 2014 году Уполномоченным неоднократно проводились проверки по жалобам о неправомерном зачисления детей в ДОУ, в том числе совместно с прокуратурой города Майкопа. Ни одна из жалоб объективного подтверждения в ходе проверки не нашла.

Ведущая: Спасибо, Александр Борисович, за ответ. Следующий вопрос Владиславу Гучевичу: "Моя фирма занимается проведением активного отдыха для туристов в горах и на берегу реки "Белой", меня оштрафовали за гравийное покрытие на берегу реки, не соответствующее ГОСТАМ. При чем проверка нагрянула внезапно, обязаны ли данные органы уведомлять о приходе заранее?"

В.Г. Зафесов: Из вопроса четко не видно кто штрафовал, какой контрольно-надзорный орган, о каких органах идет речь. Если проверка проведена контрольно-надзорными органами, то такие проверки планируются заранее. Согласовываются с органами прокуратуры, и заранее извещаются. Рекомендуем, письменно обратиться к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Адыгея, и мы разберемся в соответствии с действующим законодательством.

Ведущая: Спасибо. Следующие вопросы поступили Уполномоченному по правам ребенка Александру Борисовичу Ивашину. И первый вопрос от Бочкарева Бориса Георгиевича: "Моему сыну 3 года 1месяц, до настоящего времени я не получаю возможности устройства в ДОУ и  информации от администрации города о продвижения очереди, несмотря на то, что заявление  подано в течение двух месяцев после рождения?"

А.Б. Ивашин: Согласно ответа, исполняющего обязанности главы МО "Город Майкоп" С.В. Стельмаха по результатам комплектования ДОУ на 2014-2015 учебный год порядковый номер (по году рождения) у Вашего ребенка 153. В настоящее время в стадии завершения строительства находятся 3 ДОУ (МБДОУ № 21, ул. Юннатов, 16; МБДОУ № 22, ул. Курганная, 712; МБДОУ № 24, ул. Михайлова, 3А). В конце 2014 года ребенку будет предоставлено место при открытии указанных детских садов".

Ведущая: Спасибо, Александр Борисович. И следующий вопрос: "Моему сыну 3года, и вот уже три года мы стоим в очереди в ДОУ. Я являюсь студенткой очного обучения, и посещаю занятия вместе с малышом, не является ли это основанием для включения ребенка в льготную категорию на получение места в ДОУ?"

А.Б. Ивашин: В городе Майкопе в соответствии с постановление главы МО "Город Майкоп" от 04.10.2013 № 731 к льготным категориям отнесены лица, имеющие льготы в соответствии с федеральным законодательством. Студенты очного отделения вузов не относятся к льготным категориям, поэтому указанный факт не является основанием для включения ребенка в льготную категорию на получение места в ДОУ.

В целях ликвидации очередности в ДОУ в городе Майкопе реализуется поэтапная программа "Дорожная карта (до 2015 года)". В настоящее время в стадии завершения строительства находятся 3 ДОУ (МБДОУ № 21, ул. Юннатов, 16; МБДОУ № 22, ул. Курганная, 712; МБДОУ № 24, ул. Михайлова, 3А).

Ведущая: Спасибо за ответ! И следующий вопрос: "Будут ли предоставляться места в ДОУ детям беженцев? И будет ли соблюдаться очередь?"

А.Б. Ивашин: Дети, прибывающие с территории Украины в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.07.2014 года № 08-859 нуждающиеся в присмотре и уходе могут быть обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 года № 293. В соответствии с п.5 данного Положения в приеме в ДОУ может быть отказано только по причине отсутствия свободных мест. Места в ДОУ детям, прибывшим с территории Украины, предоставляются в порядке очередности на общих основаниях.

Ведущая: Спасибо, Александр Борисович, за ответы!

Мы благодарим Аскера Касеевича, Анатолия Яковлевича, Владислава Гучевича и Александра Борисовича за участие в данном мероприятии, а также интернет-аудиторию за поступившие вопросы.

Спасибо Всем за внимание до новых встреч.

Читать ГАРАНТ.РУ в и