Основные изменения в налоговом законодательстве и своевременность уплаты налогов

Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-конференции.

2 сентября в г. Майкопе при участии Компании АПИ "ГАРАНТ" состоялось интернет-выступление главных и старших государственных налоговых инспекторов Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея – Дачевой Саиды Аслановны, Филипьевой Татьяны Михайловны, Шевчук Ирины Юрьевны, Алиевой Эльвиры Эхиаровны на тему: "Основные изменения в налоговом законодательстве и своевременность уплаты налогов". 

Целью проведения интернет-выступления являлось информирование граждан о последних изменениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также об актуальных вопросах, связанных с необходимостью своевременной уплаты налогов и своевременного заявления права налогоплательщика на использование льготы. 

Ведущая интернет-интервью: Олейниченко Нина – менеджер проекта по работе с ОГВ ООО "КОМПАНИЯ АПИ "ГАРАНТ".

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория и пользователи справочно-правовой Системы "ГАРАНТ". Мы рады приветствовать всех в Конференц - зале Компании АПИ "ГАРАНТ".

Я рада приветствовать наших участников-инспекторов Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея:

Старшего государственного налогового инспектора – Дачеву Саиду Аслановну,

Главного государственного налогового инспектора – Филипьеву Татьяну Мухайловну,

Старшего государственного налогового инспектора – Шевчук Ирину Юрьевну,

Главного государственного налогового инспектора – Алиеву Эльвиру Эхиаровну,

Главного государственного налогового инспектора – Петренко Елену Николаевну.

И я передаю слово Старшему государственному налоговому инспектору – Дачевой Саиде Аслановне, которая осветит тему: "Своевременности уплаты имущественных налогов за 2013 год" .

С.А. Дачева: Уважаемые жители Республики Адыгея, владельцы транспортных средств, земельных участков и объектов недвижимого имущества.

В соответствии с Российским законодательством каждое физическое лицо, которое владеет транспортным средством, земельным участком либо иным объектом недвижимого имущества (физическое лицо) обязано уплачивать соответственно транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Все имущественные налоги с физических лиц исчисляются налоговыми органами на основании информации, получаемой из органов регистрации транспортных средств, органов государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и органов государственного кадастра недвижимости. 

Порядок уплаты налога

Не позднее месяца до наступления срока уплаты налога каждому физическому лицу – правообладателю транспортного средства, земельного участка либо иного объекта недвижимого имущества налоговая инспекция, начиная с 2011 года, высылает единое налоговое уведомление с приложением платёжных документов, в которых указывается сумма налога, подлежащая уплате за конкретный налоговый период.

Установлены следующие сроки уплаты:

  • по транспортному налогу – за 2013 г. – 10 ноября 2014 года;
  • по налогу на имущество – за 2013 г. – не позднее 1 ноября года 2014 года;
  • по земельному налогу – сроки устанавливаются представительными органами местного самоуправления,
  • за 2013 г. по Республике Адыгея с 1 по 10 ноября 2014 года, в г. Майкоп – 31 декабря 2014 года. 

Если Вы являетесь собственником имущества, наличие которого предполагает уплату налогов, и уведомление к Вам не поступило! 

Необходимо обязательно обратиться в налоговую инспекцию (позвонить по телефону, прийти лично):

1. Выяснить причины неполучения уведомления – вероятно, в информационном ресурсе инспекции неверно указан Ваш почтовый адрес, не все в порядке с регистрацией объектов собственности и другие причины.

2. Уточнить сумму уплаты.

3. Получить уведомление и оплатить налог.

Если Вы не уплатили налог в установленный срок

Должнику начисляются пени за каждый день просрочки. Налоговая инспекция направляет Требование об уплате налога. В течение 8-ми рабочих дней с момента его получения необходимо уплатить налог и пени. Если налог не уплачен после получения Требования, начинается судебный порядок взыскания. В результате должник получает от мировых судей судебный приказ и исполнительный лист. После этого задолженность взыскивается судебными приставами.

Что может последовать за неуплату налогов?

После возбуждения исполнительного производства судебные приставы на основании Федерального закона "Об исполнительном производстве" обязаны применить меры принудительного исполнения, в том числе:

  • обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства, ценные бумаги, заработную плату;
  • наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц;
  • временное ограничение на выезд должника за пределы Российской Федерации.

Уважаемые налогоплательщики! Своевременная уплата налогов – залог не применения мер принудительного взыскания!

Ведущая: Спасибо, Саида Аслановна! За Ваш доклад.

А теперь, Главный государственный налоговый инспектор Филипьева Татьяна Михайловна расскажет интернет-аудитории о "Изменении законодательства в администрировании акцизов".

Основные изменения в налоговом законодательстве и своевременность уплаты налоговФедеральным законом от 30.09.2013 № 269-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 июля 2014 года для производителей алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции введена обязанность уплаты авансового платежа акциза до приобретения (закупки) используемого для ее производства этилового спирта, ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Таможенного союза (на 01.01.2014г. в Таможенный союз входят Россия, Белоруссия и Казахстан). Ранее такой платеж перечислялся, только если для производства применялся этиловый спирт-сырец, произведенный на территории России.

Согласно п. 8 ст. 194 Налогового кодекса Российской Федерации авансовый платеж акциза уплачивается до закупки (ввоза) этилового спирта-сырца и (или) до совершения с ним операции, предусмотренной пп. 22 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации. Датой ввоза этилового спирта в Россию с территорий государств – членов Таможенного союза признается дата его оприходования покупателем – производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (абз. 4 п. 8 ст. 194 НК РФ).

Размер авансового платежа определяется исходя из общего объема, ввозимого в Россию спирта этилового (в том числе спирта-сырца) и соответствующей ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 Налогового кодекса Российской Федерации (абз. 5 п. 8 ст. 194 НК РФ). Платеж производится не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема этилового спирта, ввоз которого производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в этом периоде (п. 6 ст. 204 НК РФ).

При условии представления в налоговый орган по месту учета налогоплательщика-импортера извещения об уплате авансового платежа акциза, налогообложение этилового спирта с 1 июля 2014 года при ввозе в Российскую Федерацию с территории государств-членов Таможенного союза этилового спирта, являющегося товаром Таможенного союза, производится по "нулевой" ставке акциза.

Кроме того, следует отметить, что поскольку правила, касающиеся обязанности представления указанного извещения, вступают в силу с 1 июля 2014г., нулевую ставку фактически можно будет применить в отношении этилового спирта, ввозимого в Российскую Федерацию с 1 августа 2014г.

Ведущая: Спасибо, Татьяна Михайловна. 

Далее передаю слово Старшему государственному налоговому инспектору – Шевчук Ирине Юрьевне, которая подробно осветит нам следующие темы: "Уплата имущественных налогов за 2013 год", "Своевременное заявление права налогоплательщика на использование льготы", "Представление в налоговые органы сведения о полученных доходах по форме 3-НДФЛ". 

И.Ю. Шевчук: Спасибо. Управление на постоянной основе проводит кампанию по информированию налогоплательщиков физических лиц о налоговом законодательстве и порядке исчисления и сроках уплаты имущественных налогов: сайт, стенды, листовки, статьи в СМИ, бегущая строка на телевидении, интервью, дни открытых дверей.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию объектов собственности.

В текущем году (в соответствии с утвержденным графиком печати через филиал ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по Волгоградской области) жители республики, получили около 240 тыс. единых налоговых уведомлений, содержащие расчет по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогу за 2013 год.

Налоговое уведомление формируется в зависимости от наличия у физического лица объектов налогообложения по одному или нескольким налогам, подлежащим уплате. К налоговому уведомлению прилагаются платежные документы на оплату налога (налогов). Количество платежных документов, направляемых вместе с налоговым уведомлением, соответствует количеству налогов, которые необходимо уплатить.

Вместе с налоговым уведомлением направляется форма заявления, предназначенная для обратной связи с налоговым органом в случае обнаружения налогоплательщиком недостоверной информации об объектах налогообложения и суммах налогов.

Сроки уплаты имущественных налогов (транспортного, земельного, на имущество) за 2013 год, указаны в каждом налоговом уведомлении по каждому налогу:

  • Транспортный налог – не позднее 10.11.2014 г.
  • Налог на имущество физических лиц – 1.11.2014 г.
  • Земельный налог – с 1.11.2014-31.12.2014 гг.

Совершать налоговые платежи наиболее просто с использованием электронных сервисов, размещенных на официальном сайте УФНС России по Республике Адыгея, например, с помощью Интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц". Также на сайте есть сервис "Заплати налоги".

Кроме того, в едином налоговом уведомлении в случае наличия задолженности справочно указаны сведения о сумме задолженности по каждому налогу, по состоянию на дату формирования расчетов. Для удобства оплаты к уведомлению приложены извещения по форме ПД (налог) только по начислениям за 2013г., в которых указаны все необходимые для оплаты реквизиты и сумма налога и остается только поставить подпись и дату.

По сумме задолженности, которая справочно указана в едином уведомлении, квитанции по форме ПД (налог) не формируются! 

Чтобы не допустить образования задолженности в связи с неуплатой налогов в установленный законодательством срок, УФНС России по Республике Адыгея рекомендует осуществлять оплату заблаговременно. 

Что делать налогоплательщикам, имеющим право на льготу?

В целях своевременного учета налоговых льгот и корректного исчисления налогов УФНС России по Республике Адыгея обращает внимание налогоплательщиков на необходимость своевременно предоставить в налоговые органы республики документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Данная "Процедура" носит заявительный характер. При этом необходимо учитывать, что льготные категории граждан, освобождаемые от уплаты имущественных налогов, не всегда совпадают. Так, например, пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, полностью освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц, обязаны уплачивать транспортный налог (50%).

Подробную информацию об установленных налоговых льготах и о наличии прав на льготы, предоставляемые по имущественным налогам отдельным категориям налогоплательщиков, Законами Республики Адыгея и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в муниципальных образованиях Республики, можно узнать, обратившись в налоговую инспекцию. Она также размещена на Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru в окне электронные сервисы для налогоплательщиков. Сервис "Имущественные налоги: ставки и льготы" позволяет получить достоверную информацию, не выходя из дома.

В случае обращения и предоставления в налоговый орган документов, дающих право на подтверждение налоговых льгот по имущественным налогам за прошедшие периоды, производится перерасчет только за три предшествующих года.

Не смотря на то, что декларационная компания 2014 года закончилась, однако с 1 января начинается новая декларационная кампания, которая продлится до 30 апреля 2015года, поэтому Управление ФНС России по Республике Адыгея обращает внимание на наиболее распространенные категории граждан, обязанных задекларировать свои доходы, полученные в 2014году.

Как и прежде к наиболее распространенным категориям граждан, обязанных декларировать свои доходы относятся:

  • физические лица, получившие доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, при условии, что это имущество было в собственности менее 3-х лет;
  • физические лица, получающие другие доходы, при которых не был удержан налог налоговыми агентами;
  • физические лица, получившие доходы от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
  • физические лица – налоговые резиденты Российской Федерации, получившие доходы из источников, находящихся за пределами Российской Федерации;
  • физические лица, получившие выигрыши от организаторов тотализаторов и других основанных на риске игр и другие категории граждан;
  • частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатский кабинет и индивидуальные предприниматели, применяющие общеустановленную систему налогообложения;

Декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ необходимо представить в территориальную инспекцию ФНС России по месту учета (месту жительства) лично или через представителя, либо направить в виде почтового отправления с описью вложения, либо передать в электронном виде с электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи в срок не позднее 30 апреля 2015 года.

Ведущая: Спасибо, Ирина Юрьевна, за освещение данной темы.

А сейчас Главный государственный налоговый инспектор – Алиева Эльвира Эхиаровна расскажет интернет-аудитории "О правильности заполнения платежных поручений".

Э.Э. Алиева: Налоговики на опыте знают, что от правильного заполнения платежного поручения, зависит своевременность поступления налоговых платежей в бюджетную систему РФ.

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пп.1 п.3 ст. 45 НК РФ).

Однако в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление налога номера счета Федерального казначейства и наименование банка получателя, повлекшего его неперечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога считается неисполненной (пп.4 п.4 ст. 45 НК РФ).

Таким образом, НК РФ четко выделяет только две ошибки в платежном поручении, которые влекут за собой признание обязанности по уплате налога неисполненной. Это ошибки в номере счета Федерального казначейства и наименование банка получателя.

В остальных случаях, если в платежном поручении на перечисление налога допущена ошибка в указании основания платежа или типа платежа, в налоговом периоде, статусе налогоплательщика, КБК, ИНН и КПП получателя, ОКТМО, налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган об уточнении платежа, и в этом случае обязанность по уплате налога считается исполненной.

Простая ошибка в одной цифре КБК, ОКАТО, ИНН или КПП получателя – и сумма будет отнесена УФК по РА в разряд "невыясненных поступлений" и не попадет своевременно в соответствующую лицевую карточку налогоплательщика. И налоговикам понадобится еще 3-4 дня, чтобы определить эту сумму по назначению.

Всего за 7 месяцев текущего года налоговыми органами Республики Адыгея выяснено 7246 платежных поручений на сумму 99,8 млн.рублей.

Как показал анализ допущенных ошибок в платежных поручениях, наиболее часто налогоплательщики (более 80% случаях) допускали ошибки при заполнении реквизита КБК. Для информирования налогоплательщиков о любых изменениях касающихся заполнения платежных поручений, в начале каждого года мы оповещаем налогоплательщиков через СМИ и кроме того, актуальная информация о всех необходимых реквизитах для правильного заполнения платежных поручений доступна на сайте ФНС России.

С 2014 года при заполнении платежных поручений необходимо руководствоваться приказом Минфина РФ от 12.11.2013г.№107-Н "Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ".

Так же хочется отметить, что в каждой межрайонной ИФНС России по РА (а их у нас 3) на видном месте расположен отдельный стенд под рубрикой "Порядок заполнения платёжных документов". Информация расположена в доступном для её получения месте, рядом со столом для налогоплательщиков. На стенде размещены реквизиты ЕКС, ИНН и КПП инспекции, ОКТМО, таблица соответствия КБК, образцы заполнения ПД и порядок заполнения ПД. Информация актуальна и соответствует законодательству 2014 года.

Кроме того, межрайонные инспекции несколько раз в году проводят обучающие семинары с налогоплательщиками по вопросу правильности отражения в платёжных документах кодов ОКТМО, КБК и т.п.

К сожалению, ошибки в платежных поручениях допускают не только налогоплательщики, но и работники службы судебных приставов по РА и сотрудники банков (где-то 5%).

Налоговики с этой проблемой знакомы и ввели в практику работы систематически проводить семинары - учебы со специалистами по ведению депозитных счетов территориальных подразделений службы судебных приставов РА и операторами кассового обслуживания Сбербанка. Особое внимание на таких совещаниях уделяется систематически повторяющимся ошибкам в платежном документе, из-за которых данные документы зачисляются Управлением федерального казначейства на код "невыясненных поступлений". Конечной целью таких семинаров, является сведение до минимума ошибок в платежных документах.

В заключении хочется еще раз обратить Ваше внимание, что вся необходимая информация для правильного заполнения налогоплательщиками платежных поручений размещена на стендах межрайонных инспекций, а так же на сайте ФНС России в специальном разделе "предоставление налоговой и бухгалтерской отчетности".

Благодарю за внимание.

Ведущая: Спасибо, Эльвира Эхиаровна.

А сейчас попросим Главного государственного налогового инспектора Петренко Елену Николаевну проинформировать граждан об "Изменении порядка ведения кассовых операций с 1 июня 2014 года», а также о "Существенных изменениях в законодательстве о лотереях с 1 июля 2014 года".

Основные изменения в налоговом законодательстве и своевременность уплаты налоговУпрощен порядок ведения кассовых операций для индивидуальных предпринимателей.

С 1 июня 2014 года в соответствии с пунктом 8 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание) вступило в силу большинство положений нового порядка ведения кассовых операций, которым предусматривается упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями. Прежний порядок утратил силу.

Согласно пункту 2 Указания индивидуальные предприниматели могут не устанавливать лимит остатка наличных денег, однако решение о неприменении лимита кассы им необходимо закрепить в учетной политике.

С 1 июня текущего года индивидуальные предприниматели могут не оформлять кассовые документы (приходные и расходные кассовые ордеры) и не вести кассовую книгу, если в соответствии с действующим законодательством РФ ведут налоговый учет: доходов, доходов и расходов, физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, иных объектов налогообложения.

Выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам осуществляется также, как и ранее, по расходным кассовым ордерам (форма № КО-2), расчетно-платежным ведомостям 0301009 и платежным ведомостям 0301011, т.е. у индивидуальных предпринимателей, которые работают с использованием наемного труда, сохраняется обязанность формировать расчетно-платежные и платежные ведомости в случае выплаты зарплаты или иных вознаграждений физическим лицам в наличной форме.

Кроме этого, они могут принять решение вести кассовую книгу и оформлять кассовые документы подобно тому, как это осуществляется юридическими лицами.

Предназначенная для выплат заработной платы, стипендий и других выплат сумма наличных денег устанавливается согласно расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости). Срок выдачи наличных денег на эти выплаты определяется руководителем (предпринимателем) и указывается в расчетно-платежной (платежной) ведомости. Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам не может превышать 5 рабочих дней, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты.

Выдача наличных денег работнику проводится в порядке, предусмотренном под пунктом 6.2 пункта 6 Указания.

Документы, предусмотренные настоящим Указанием, могут оформляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде. 

Законодательство о лотереях с 1 июля 2014 года претерпело существенные изменения

В целях исполнения поручения Президента РФ об исключении на законодательном уровне возможности использования хозяйствующими субъектами лотерей для проведения азартных игр и проведении для этого ряда мероприятий, которые позволили бы не только запретить азартные игры за пределами установленных игорных зон, но также и обеспечить безусловный контроль за выполнением требований законодательства РФ, Федеральным законом № 416-ФЗ от 28.12.2013 внесены поправки в Федеральный закон "О лотереях".

Поправками установлено, что проведение региональных государственных, муниципальных лотерей, негосударственных лотерей и стимулирующих лотерей, за исключением экспертизы выигрышных лотерейных билетов (лотерейных квитанций) прекращено с 1 июля 2014 года.

С этой даты сохраняется 2 вида лотерей в зависимости от территории проведения – государственные и международные. Государственная лотерея будет проводиться по решению Правительства РФ, международные – в соответствии с международными договорами. В зависимости от способа проведения  лотереи  подразделяются на тиражную и бестиражную. Организаторами государственных лотерей будут Минфин России и Минспорта России, которые будут проводить конкурс по выбору оператора лотереи. Таким образом, по замыслу авторов закон должен поставить крест на азартных играх, которые перепрофилировались в "псевдолотереи".

Кроме этого будет запрещено проведение лотерей во время избирательных кампаний и референдумов, в которых участие в розыгрышах призов и выигрыш находятся в прямой зависимости от результатов голосования и выборов, а к участию в лотереях будут допускаться лица, достигшие 18 лет.

Мы благодарим всех за внимание. И рады новым совместным мероприятиям. Спасибо.

Ведущая: Спасибо, Елена Николаевна, за освещение существенных изменений в налоговом законодательстве.

Мы благодарим Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея за участие в данном мероприятии. И рады новым совместным мероприятиям.

Стенограмма интернет – выступления, а также видеозапись будут размещены в справочной правовой Системе "ГАРАНТ", а также на сайте www.apigarant.ru, на федеральном информационно-правовом портале www.garant.ru, на официальном сайте УФНС России по Республике Адыгея www.nalog.ru.

Мы благодарим всех за внимание.

Читать ГАРАНТ.РУ в и